Выплата безработному пособия
по безработице может быть приостановлена
на три месяца в случае невыполнения требований
службы занятости, отказа от предложенной
центром занятости подходящей работы
или прохождения профессионального обучения,
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки по направлению
центра занятости, невыполнения без уважительных
причин месячной нормы участия в оплачиваемых
общественных работах.
Государственные
гарантии занятости предусматривают:
- бесплатную профессиональную
подготовку и переподготовку;
- бесплатное содействие в подборе
подходящей работы и трудоустройстве
в соответствии с призванием, способностями,
профессиональной подготовкой, образованием,
включая профессиональную ориентацию;
- возможность участия в оплачиваемых
общественных работах;
- получение бесплатной информации
о наличии свободных рабочих мест, судебную
защиту трудовых и других прав граждан
в сфере занятости;
- предоставление подходящей
работы на период не менее трех лет ранее
заявленным предприятиями, учреждениями,
организациями молодым специалистам -
выпускникам государственных учебных
заведений;
- свободу выбора рода занятий
и работы; компенсацию в соответствии
с законодательством материальных затрат
в связи с направлением на работу в другую
местность.
Проблемы занятости и безработицы
превращаются в один из основных разделов
соглашений на национальном и региональном
уровнях и коллективных договоров предприятий.
Необходимой основой для решения проблем
занятости населения является эффективное
развитие экономики, ее структурная перестройка,
увязка мер социально-экономического
развития, бюджетной и налоговой политики
с мероприятиями по поддержанию занятости
населения.
2.2 Анализ развития
безработицы в Республике Беларусь
Осуществляемый в настоящее
время переход к рыночным отношениям связан
с большими трудностями, возникновением
многих социально-экономических проблем.
Одна из них проблема занятости населения,
которая связана с людьми и их производственной
деятельностью.
Становление рынка труда в Республике
Беларусь происходит как логический результат
объективного развития общества, застрявшего
между демократическими преобразованиями
(в данном случае – трансформацией экономической
системы государства). В настоящее время
переходный период белорусской экономики
к рыночным отношениям обусловливает
особенный, инфляционный тип поддержки
занятости, при котором безработица носит
скрытый характер. И поэтому сложно прогнозировать
развитие безработицы на ближайшие годы.
Совершенно ясно только то, что в случае
отсутствия каких-либо изменений в лучшую
сторону в народном хозяйстве страны,
ситуация с безработицей будет только
обострятся. [8]
По данным Национального статистического
комитета Республики Беларусь в 2011 году
сохранялась позитивная динамика ряда
показателей, характеризующих состояние
рынка труда Республики Беларусь. В 2011
году зарегистрированный уровень безработицы
составил 0,7% к численности экономически
активного населения, для сравнения: в
2010 году уровень безработицы составлял
0,8%, а в 2009 – 0,9%. (табл. 2.1)
Таблица 2.1 – Динамика
экономически активного населения 2005-2011
гг.
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Экономически активное население
(тыс. чел.): |
4490,6 |
4534,4 |
4566,9 |
4654,2 |
4686,1 |
4705,1 |
4686,0 |
Всего |
2119,7 |
2148,1 |
2169,1 |
2197,9 |
2222,5 |
2252,3 |
2294,0 |
Мужчины |
Женщины |
2370,9 |
2386,3 |
2397,8 |
2456,3 |
2463,6 |
2452,8 |
2392,0 |
Из общей численности экономически
активного населения занятые (тыс. чел.): |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
4414,1 |
4720,2 |
4818,3 |
4610,5 |
4643,9 |
4665,9 |
4654,5 |
Мужчины |
2095,1 |
2126,5 |
2151,7 |
2181,9 |
2204,1 |
2233,9 |
2278,9 |
Женщины |
2319,0 |
2343,7 |
2366,6 |
2428,6 |
2439,8 |
2432,0 |
2375,6 |
Экономически активное население,
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Всего |
47,2 |
47,4 |
47,5 |
47,2 |
47,4 |
47,9 |
48,9 |
Мужчины |
Женщины |
52,8 |
52,6 |
52,5 |
52,8 |
52,6 |
52,1 |
51,1 |
Из общей численности экономически
активного населения занятые, % |
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 2.1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего |
98,3 |
98,6 |
98,9 |
99,1 |
99,1 |
99,2 |
99,3 |
Мужчины |
46,7 |
46,9 |
47,1 |
46,9 |
47,0 |
47,5 |
48,6 |
Женщины |
51,6 |
51,7 |
51,8 |
52,2 |
52,1 |
51,7 |
50,7 |
Источник: [10]
В январе - ноябре 2011 г. в органы по труду,
занятости и социальной защиты обратилось
за содействием в трудоустройстве 293,6
тыс. человек (94,6 процента от уровня 2010
года), из которых 174,3 тыс. человек зарегистрированы
в качестве безработных (90,6 процента от
уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан,
состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего
нуждалось в трудоустройстве 346,1 тыс. человек,
из них 207,4 тыс. безработных.
Уровень зарегистрированной безработицы
на конец ноября 2011 г. составил 0,6 процента
к численности экономически активного
населения (в 2010 году - 0,7 процента). При
этом рынок труда ориентирован на рабочие
профессии, которые составили 79,4 процента
от общего количества заявленных нанимателями
вакансий (78 процентов в 2010 году). В Минске
вакансий в шесть раз больше, чем безработных.
На 01.11.2011 из 130 регионов республики в 118
регионах уровень безработицы составлял
1% и менее, в 12 регионах - от 1,1-1,3%. Самый
высокий уровень безработицы - 1,3% зарегистрирован
в Поставском районе, самый низкий - 0,2%
в Минском районе. [10] Уровень напряженности
на рынке труда можно увидеть в следующей
таблице (табл. 2.2):
Таблица 2.2 – Уровень
напряженности на рынке труда на 01.12.2011
г.
Регион |
Напряженность на 01.12.2011, % |
Брестская область |
0,8 |
Витебская область |
0,7 |
Гомельская область |
1,0 |
Минская область |
0,6 |
Могилёвская область |
0,5 |
Источник: Составлено
автором по [10]
В составе безработных наиболее
широко представлена возрастная группа
безработных 30-49 лет, которая составляет
44,1 процента безработных. Молодежь в возрасте
16-29 лет составляет 37,1 процента, из них
молодежь до 18 лет – 2,7 процента. Возрастная
группа безработных от 50 до 60 лет и старше
составляет 18,8 процента.
В составе безработных наиболее
широко представлена возрастная группа
безработных 30-49 лет, которая составляет
44,1 процента безработных. Молодежь в возрасте
16-29 лет составляет 37,1 процента, из них
молодежь до 18 лет – 2,7 процента. Возрастная
группа безработных от 50 до 60 лет и старше
составляет 18,8 процента.
Состав безработных по катекориям представлен
на рисунке 2.1:
Рисунок 2.1 – Состав
безработных по категориям на конец 2011
года
Источник: [5]
В Беларуси на 1 января 2012 года
уровень зарегистрированной безработицы
составил 0,6% численности экономически
активного населения (на 1 января 2011-го
- 0,7%).
Финансирование на реализацию
мероприятий государственной программы
содействия занятости населения, в 2012
году предусматривается в объеме около
Br226 млрд. [5]
Также нужно учитывать то, что
данные приведённые выше фиксируют только
тех, кто потеряв работу, становится на
учёт. А таких людей с каждым годом становится
всё меньше и меньше. Поэтому если учитывать
процент скрытой безработицы в Республике
Беларусь, то эта цифра увеличится в несколько
раз. [8]
Сложно прогнозировать развитие
безработицы на ближайшие годы, т.к. неизвестен
процент скрытой безработицы. Совершенно
ясно, что в случае отсутствия каких-либо
изменений в лучшую сторону в народном
хозяйстве страны, ситуация с безработицей
будет только обострятся.
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ В СТРАНЕ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Причины безработицы
в Республике Беларусь
Проанализировав развитие безработицы
в Республике Беларусь, можно выделить
несколько причин безработицы (рис. 3.1):
Рисунок 3.1 – Причины
безработицы в Республике Беларусь
Источник: Составлено
автором по [8]
На данном рисунке мы видим,
что основной причиной безработицы в Республике
Беларусь, является общий, постоянный
спад национального производства, поддерживаемый
экстенсивным развитием народного хозяйства,
неблагоприятным инвестиционным климатом
и т.д. Естественно, что в таких условиях
невозможно формирование рабочий мест.
Большинство белорусских предприятий
на сегодняшний день являются убыточными.
Особенно это относится как к промышленности
и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования
убыточных предприятий в своем большинстве
основаны на денежных «подачках» в виде
кредитов. Однако, как показывает опыт,
такие капиталовливания ни к чему хорошему
не приводят. Без трансформации предприятий,
без реорганизации управления предприятиями,
без четкой синхронизации с состоянием
рынка и с изменениями на рынке, выход
из «долговой ямы» невозможен. К сожалению,
руководители предприятий вынуждены тратить
деньги, полученные по кредитным линиям
не на стратегические нужды, а на выплату
задолженностей по заработной плате, погашение
предыдущих кредитов и т.д.
В большинстве случаев для повышения
эффективности хозяйственной деятельности
предприятий реального сектора экономики
требуется полное переоборудование производства,
закупка и внедрение новых технологий,
закупка качественного сырья, изменение
менталитета работников и т.д. Все эти
реформы невозможны благодаря только
желанию руководящего аппарата. Требуются
комплексные реформы всего народного
хозяйства.
С другой стороны, позиция «закрытых
дверей» и все более явная изоляции Беларуси
от западных соседей, приводит как к финансовому
«голоду» (отсутствие инвестиций), так
и к постепенной деградации научно-технического
потенциала. К примеру, если совсем недавно
мы могли гордиться тем, что у нас работают
высокопрофессиональные программисты,
то уже сегодня эта позиция дефицитна
для коммерческого рынка труда (тем более,
для государственного). [8]
Процессы увеличения уровня
безработицы тесно связаны с системой
образования. С одной стороны, выступает
низкий уровень реакции образовательных
институтов на изменения на рынке, с другой
крайне низкий уровень профессионального
образования и переквалификации. Все это
обуславливает все более отчетливую структурную
безработицу.
Низкая эластичность предложения
на рынке труда и низкая эластичность
заработных плат являются основным тормозом
для процессов, способствующих формированию
новых рабочих мест.
Все имеющиеся
взгляды на причины безработицы в Республике
Беларусь можно сгруппировать следующим
образом:
- Причиной безработицы может
стать относительно избыточное население,
«лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем
национального производства. Этот фактор
безработицы особо силен в развивающихся странах;
- Безработица может быть результатом
изменений в структуре экономики, в том
числе – в технологии (структурная безработица).
Эта безработица является временной, т.к.
на смену старым отраслям и производствам
приходят новые.
- Безработица может временно
увеличиться из-за естественных желаний
людей найти работу «по душе», с лучшими
условиями труда и оплаты (фрикционная
безработица).
- Особо сильное увеличение уровня
безработицы происходит в результате
циклического спада в экономике. Этот
вид безработицы является наиболее опасным,
так как возникает замкнутый круг: падение
производства – безработица – уменьшение
общего уровня доходов – снижение совокупного
спроса – падение производства – безработица
и т.д.
- Генератором безработицы может
стать активное вмешательство государства
и профсоюзов в отношения между наемным
работником и работодателем, что приводит
к рыночной негибкости заработной платы
и заставляет предпринимателей решать
проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости. Все эти причины влияют на размер
и динамику безработицы. [1]
3.2 Пути преодоления
безработицы в Республике Беларусь
В настоящее время в свете трансформации
экономической системы в нашей стране
сложилась специфическая ситуация, когда
традиционные методы малоэффективны или
не эффективны вообще. Для уяснения
этого рассмотрим традиционные мероприятия
на микроуровне:
- Создание новых рабочих мест
параллельно с уже существующими и не используемыми не имеет смысла. Кроме того, у государства и предприятий нет средств, а серьезные иностранные инвестиции в Беларусь в ближайшие годы не предвидятся;
- Расширение сферы услуг. Ввиду
значительного падения уровня жизни спрос
на услуги сокращается. Растут лишь услуги
госсектора, что является негативным явлением;
- Дотации на создание рабочих
мест, льготы при найме, помощь малому
и среднему бизнесу и других мероприятия,
требующие расходов из бюджета или сокращения
поступлений в бюджет, сейчас тоже практически нереализуемы;
- Переобучение кадров. Эта мера
помогает, когда одни отрасли угасают,
а другие развиваются, то есть при структурной
перестройке хозяйства;
- Инвестиционные фонды министерств
и ведомств. Эти фонды, по мнению российских
аналитиков, превращаются лишь в кормушку для чиновников.