Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:13, курсовая работа
Проблема занятости – одна из важнейших макроэкономических проблем, характеризующих общее состояние макроэкономики и её эффективности. Каждая экономическая система стремится к увеличению общественного продукта с целью более полного удовлетворения растущих потребностей. Важнейшим фактором, способствующим достижению этого, является высокий уровень занятости. Но наряду с занятостью в нашей жизни существует и незанятость, когда трудоспособное население, которое хочет трудиться, не может, не имеет возможности найти работу. Так, при недостаточно полном использовании ресурсов рабочей силы возникает безработица – один из критических факторов, исключающих людей из мира работ и доходов, нарушающих их социальную идентичность, а также фактор, снижающий возможности адаптации части общества к новым условиям.
- обучение и переобучение.
Мерами по созданию нетипичной (нетрадиционной) занятости являются:
Далее рассмотрим второй метод воздействия государства на безработицу, применяемый при активном типе регулирования занятости: сокращение предложения рабочей силы. Данный метод проводится по ряду направлений.
Переходная экономика – экономика стран, переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах.
В условиях планово-административной системы численность работающих и фонды заработной платы в этих странах (постсоветские страны, страны Центральной и Восточной Европы) централизованно устанавливались вышестоящей организацией, причем, как правило, исходя из фактической численности и сложившегося уровня производительности труда. Такая практика приводила к тому, что руководители предприятий были объективно заинтересованы решать свои производственные задачи преимущественно за счет экстенсивных факторов: путем создания новых рабочих мест и должностей, увеличения числа рабочих и служащих. В результате на многих предприятиях постоянно содержалась излишняя рабочая сила на уровне примерно 18 % общего числа занятых. Таким образом, скрытая безработица сложилась и искусственно поддерживалась независимо от перехода к рынку, который лишь существенно способствовал ее выявлению и обострил проблему эффективного использования работников на предприятиях.
С переходом к рынку к уже имевшейся излишней рабочей силе, обусловленной потерями рабочего времени по причинам, зависящим от работников и от администрации предприятий, добавились потери, вызванные нарушением хозяйственных связей между поставщиками и потребителями, отсутствием заказов на производство продукции, хроническими перебоями в поставках сырья, материалов и комплектующих изделий, несвоевременным поступлением платежей за отправленную заказчику продукцию, в результате чего персонал предприятия оказывался частично или полностью незанятым. Эта незанятость по внешним для предприятия причинам, в отличие от незанятости по внутренним причинам, поддается более строгому учету, поскольку она отражается в документах, фиксирующих предоставляемые работникам административные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска. Если суммировать внутренние и внешние причины возникновения скрытой безработицы, то можно установить, что общая оценка числа лиц, являющихся частично или полностью «безработными по месту работы», составит в среднем не менее 20-25% от списочного состава работников.
Исходя из этого, можно составить прогноз изменения уровня безработицы в период перехода к рынку, который отражается рисунком 2.1.
Рисунок 2.1. Изменение уровня безработицы
Критерием оценки уровня безработицы является его отнесение к одной из трех зон. Первая зона – естественный уровень безработицы. Принадлежность к этой зоне характеризует нормальное состояние рынка труда. Границы этой зоны могут быть дифференцированы в сравнительно узких пределах (1,0 – 2,0%) в зависимости от экономической, социальной и демографической структуры региона, а также от проводимой политики в отношении стабилизации и текучести персонала предприятий. Вторая зона – допустимый уровень безработицы, характеризуется наличием инфляционных процессов на рынке труда, т.е. снижением цены на рабочую силу по мере увеличения разрыва между предложением рабочей силы и платежеспособным спросом на нее, но в пределах сохранения общей экономической стабильности путем институционального регулирования. Третья зона – социально опасный уровень безработицы, который приобретает характер неуправляемой гиперинфляции рабочей силы, ее обесценения, обвальной безработицы.
На момент начала реформы экономики внутренние рынки труда предприятий обременены значительным объемом скрытой безработицы, который по мере перехода к рыночным отношениям имеет тенденцию планомерно снижаться. Этот процесс носит детерминированный характер (графически он выражен прямой линией), обусловленный неотвратимостью постепенного сокращения скрытых безработных из-за отсутствия у предприятий средств на их содержание, достигая естественного уровня по окончании цикла перехода к рынку. Таким образом, рыночный механизм выполняет очистительную миссию, позволяя выявить и устранить лишних или неэффективно используемых работников.
Одновременно с процессом уменьшения скрытой безработицы происходят изменения в уровне занятости, зависящие от общего состояния экономики. Эти изменения носят стохастический характер, обусловленный слабо предсказуемой и еще слабее поддающейся управлению экономической ситуацией на макроуровне. Поэтому динамика изменения уровня безработицы под влиянием внешних (по отношению к предприятию или региону) факторов предположительно может быть выражена кривой нормального распределения, нижние точки которой соответствуют естественному уровню безработицы, а верхняя критическая точка – максимальному уровню. Эта кривая с переходом от фазы спада экономики к фазе стабилизации пересекает график снижения скрытой безработицы, причем нижняя точка соответствует достижению естественного уровня безработицы, верхняя характеризует предельное значение допустимого уровня. Суммарный уровень безработицы представлен соответствующим графиком.
Контингент стран, находящихся в состоянии переходной экономики, достаточно многолик. Это страны Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, Хорватия, Болгария, Македония, Албания, Югославия), Балтии (Латвия, Литва, Эстония), Восточной Европы и Азии (Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Армения, Киргизия, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан).
Анализ в развитии занятости и безработицы в странах с переходной экономикой позволяет выделить некоторые общие тенденции.
Так, с начала 1990-х годов во всех странах обозначилось снижение численности занятых. В Венгрии уменьшение общей занятости в 1990 г. составило 0,5%, в 1992г. – 7, 3%, в т.ч. в промышленности – 11, 6%; в Польше – 6,4%, в 1990 г.; в 1992 г. – 13,6%, в т.ч. в промышленности – 16,3%; в Чешской Республике в 1992 г. – 2,6%, в Словакии – 5,3%; в промышленности России в 1993 г. – 6,5%; в Болгарии в 1991г. – 13%, в 1992 г. – 12%.
Общим для всех транзитивных экономик оказалось существенное снижение ВВП. В Венгрии падение реального ВВП в 1991 г. составило 11,9%, в Болгарии – 11,7%, Чешской Республике – 14,2%, Польше в 1990г. – 11,6%, в Румынии в 1991 г. -13,7%, Словакии – 14,0%, России – 12,5%, СНГ – 11,5%, Балтийских государствах – 8-13%.
Такое значительное снижение объемов производства сопровождалось соответствующим ростом безработицы, то есть переходный период в рассматриваемых странах сопряжен с появлением официальной безработицы и ее увеличением. В 1993 г. уровень безработицы в Болгарии составил 16,4%, Венгрии – 12,1%, Польше – 15,7%, Словакии – 14,4%. Практически во всех транзитивных экономиках, за исключением Чешской Республики и стран СНГ, уровень безработицы составил к 1994г. свыше 10% при нулевом уровне до трансформационных процессов. [13, с.80]
По оценкам исследователей МОТ, по сравнению с колоссальными потерями в промышленном производстве, рост открытой безработицы представляется довольно незначительным. Данное обстоятельство можно объяснить следующим:
В целом, по динамике трансформационных процессов в сфере занятости четко различимы три группы стран.
К первой можно отнести Польшу, Венгрию, Чешскую Республику, Словакию, Эстонию, Латвию и Литву. В них переходные процессы начались активно, с четкой целевой рыночной ориентацией, проведением приватизации, последовательным ужесточением внешней среды функционирования государственных предприятий и реальным поощрением развития частного сектора. В итоге, кризисные явления в данных странах были глубоки и разрушительны, но непродолжительны (в среднем 3 года). Спад промышленного производства в Польше до 40 %, в Венгрии – 31%, Чехии – 25% в 1990-1991 гг. начиная с 1992 г. был остановлен с последующим реальным ростом промышленного производства уже новой структуры, с иным уровнем занятости. В Польше в 1994г. темпы роста ВВП составили 4,5%, в Чехии – 1,5%, Словении – 4%, Эстонии – 6%, Латвии – 4,1%, Венгрии – 1%. Характерным для этих стран является снижение темпов инфляции и достаточно высокие уровни безработицы (за исключением Чехии, балтийских государств) [13, с.83-84].
Наиболее успешную политику в сфере труда проводит Чехия. Здесь удалось относительно быстро и без особых социальных потерь провести экономические реформы. Этому способствовали следующие объективные факторы: географическая близость к развитым странам Запада, высокий уровень экономического развития страны, сравнительно небольшие размеры государства и рынка труда, высокий уровень жизни населения (в сравнении с бывшими социалистическими странами), научного потенциала экономики и производства, а также образования работников, исторические и культурные особенности населения, отсутствие значительных региональных различий. Значительную роль сыграла активная государственная политика на рынке труда. В отличие от других стран этой группы, которые тратили на последнюю менее 10% финансовых средств, направляемых на рынок труда, Чехия на эти цели выделяла более 50% [14, с. 40].
В то же время некоторые страны указанной группы не смогли добиться значительных успехов на рынке труда. Ярким примером служит Польша. На развитие негативных тенденций в ее социально-трудовой сфере повлияли следующие факторы: глубокий экономический спад, снижение потребительского и инвестиционного спроса, чрезмерный рост импорта, а также структурные изменения и увеличение скрытой безработицы.
Наиболее тяжелые последствия принесла политика, проводимая на рынке труда. Экономическая политика, направленная на форсированное разгосударствление, оказалась неэффективной в отношении использования производственных факторов. В итоге Польша имеет массовую безработицу, главным образом среди высококвалифицированных рабочих при одновременном простое производственных мощностей в промышленности и других отраслях. Рекордный уровень безработицы в Польше был достигнут в 2002 г. – 18% [14, с.42].
Ко второй группе стран с переходной экономикой можно отнести Болгарию, Румынию, Словакию. В них трансформационные процессы идут достаточно активно, но без резких (шоковых) изменений в экономических устройствах. Сокращение занятости в государственном секторе здесь значительно, рост частного сектора – слабый. В итоге возросла безработица. В проведении приватизации в этих странах, несмотря на детальные его планы, была достигнута лишь малая приватизация преимущественно в розничной торговле. Общий итог развития в этих странах – отставание от стран 1-ой группы по темпам роста ВВП, умеренный рост инфляции.
Наибольших успехов в регулировании социально-трудовой сферы в этой группе стран достигла Болгария. Здесь главной чертой политики занятости в переходный период явилось создание институциональных и финансовых условий для решения проблем растущей безработицы. Из-за отсутствия законодательно установленных обязательств по реализации государственной политики занятости местные органы власти долгое время не оказывали заметного влияния на состояние местных рынков труда. Сейчас по инициативе бюро по труду они начинают подключаться к выполнению программ по снижению уровня безработицы. Вопросами рынка труда занимаются правительство и его специальные органы, а также подразделения, входящие в структуру Национального совета трехстороннего сотрудничества. Техническую и методическую помощь органам по труду, оказывают Германия, Бельгия, Великобритания, США, Франция, а также международные организации, в том числе МОТ и Всемирный банк.
К третьей группе можно отнести страны СНГ. Объединяет их значительное падение ВВП, инфляция и низкие уровни безработицы. Объяснение указанных явлений – в характере и динамике проводимых преобразований: непоследовательная приватизация, сохранение мягких бюджетных ограничений, высокая субсидируемость промышленного и особенно сельскохозяйственного производства, тяжелые условия для развития самозанятости и предпринимательства, поддержание избыточной занятости на предприятиях.
Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике