Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:13, курсовая работа
Проблема занятости – одна из важнейших макроэкономических проблем, характеризующих общее состояние макроэкономики и её эффективности. Каждая экономическая система стремится к увеличению общественного продукта с целью более полного удовлетворения растущих потребностей. Важнейшим фактором, способствующим достижению этого, является высокий уровень занятости. Но наряду с занятостью в нашей жизни существует и незанятость, когда трудоспособное население, которое хочет трудиться, не может, не имеет возможности найти работу. Так, при недостаточно полном использовании ресурсов рабочей силы возникает безработица – один из критических факторов, исключающих людей из мира работ и доходов, нарушающих их социальную идентичность, а также фактор, снижающий возможности адаптации части общества к новым условиям.
Начав процессы перехода к рыночным отношениям приблизительно в одно и то же время, с 1994 г., страны с переходной экономикой пришли к различным результатам. Цена оттягивания и формализации рыночных преобразований достаточно высока – в странах III группы уровень бедности населения выше, заработная плата ниже, привлекательность этих стран для ведения бизнеса существенно ниже.
Общими чертами безработицы в переходных экономиках является сходство ее структуры:
Значимыми выводами, вытекающими из опыта регулирования занятости в странах с переходной экономикой, представляются следующие:
Основной причиной безработицы в Республике Беларусь является экстенсивное развитие народного хозяйства, неблагоприятный инвестиционный климат и т.д. естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочих мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Процессы увеличения безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой – крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. В целом, появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. Поэтому преобладающим видом является вынужденная (циклическая) безработица, обусловленная общим спадом объёмов производства и необходимостью предприятий, которые обладают значительной экономической самостоятельностью, избавиться от части собственного персонала. Этот вид безработицы можно оценить по сумме показателей: численность уволенных по сокращению штатов и в связи с ликвидацией предприятий и численность уволенных по собственному желанию. Последнюю величину необходимо учитывать в составе вынужденной безработицы, т.к. при снижении заработной платы наниматель косвенно инициирует работника к увольнению по собственному желанию (в противном случае необходимо выплачивать пособие по увольнению, другие доплаты). Поэтому часть уволенных по собственному желанию работников является вынужденно безработной [8, с. 516].
Второй вид безработицы, существующий в Беларуси, - структурная безработица. Она возникает в силу несоответствия между спросом на рабочую силу и её предложением. Это проявляется в общих диспропорциях по профессиям, квалификации, территориальному размещению свободных рабочих мест (вакансий) и безработных. Оценить параметры структурной безработицы по конкретным профессиям и специальностям достаточно сложно. Имеются и территориальные диспропорции, но они проявляются не в отраслевом разрезе, а в региональном. Существуют заметные структурные несоответствия: в сельской местности, как правило, не хватает рабочих рук, в городах – их избыток.
Таким образом, структурная безработица достаточно многолика, и поэтому количественно очертить её параметры можно лишь условно. Для расчёта её величины целесообразно использовать следующую методику:
Сумма данных величие в процентном отношении к численности безработных характеризует (частично) влияние структурной безработицы на общий уровень официальной безработицы в стране [8, с. 520].
В Беларуси можно было выявить ещё один вид безработицы, существенно влияющий на эффективность занятости, - фрикционную безработицу. К ней относятся люди, желающие сменить место работы, но либо работающие на прежнем месте из-за отсутствия видимой альтернативы, либо прибегнувшие за помощью к службе занятости и получившие её, либо самостоятельно ведущие поиск работы, не обращаясь в государственные службы.
Следует отметить, что специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
- усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах);
- создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:
- создание государственных
- помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
- проведение антициклической (стабилизационной)
политики, направленной на сглаживание
циклических колебаний
- создание дополнительных
Заметим, что в целях снижения циклической безработицы государство стимулирует не увольнять рабочих совсем, а переводить их в положение частичных безработных, занятых неполный рабочий день. В этот период правительством может поощряться и скрытая безработица, при которой компании предоставляют работникам вместо увольнения частично или полностью оплачиваемый вынужденные отпуска. Таким образом, компании сохраняют квалифицированную рабочую силу до оживления экономики. В этот же период компании могут проводить курсы обучения рабочих новым профессиям, повышение квалификации с отрывом от производства [6, с. 486].
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,
занятости и социальной защите, на конец декабря 2012 г. составила 24,9 тыс.
человек, что на 11,5% меньше, чем на конец декабря 2011 г. и на 4,1% меньше,
чем на конец ноября 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец. В экономике Республики Беларусь в январе-ноябре 2012 года было занято 4570 тыс. человек, что на 1,9% меньше, чем в январе-ноябре 2011 года. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец ноября 2012 года составила 26 тыс. человек, что на 12,4% меньше, чем на конец ноября 2011 года, и на 2% меньше, чем на конец октября 2012 года.
Организациями республики (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчинённости) в январе-ноябре 2012 года было принято на работу 821,2 тыс. человек, в том числе на дополнительно введённые рабочие места – 47,7 тыс. человек, уволено по различным причинам 856,3 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,8% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,8% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.
По официальным статистическим данным, за июль 2012 года безработица повысилась на 0,1 процентного пункта в Могилёвской области до 0,7%, снизилась на 0,1 процентного пункта в Брестской и Гомельской – до 0,8%, в Витебской – до 0,7%, в Минской области – 0,5%, в Минске – 0,2%.
По данным экспертов на сегодняшний день в Беларуси каждый второй безработный – в возрасте до 30 лет (самый продуктивный возраст), а каждый шестой – выпускник школы. Чуть более 60% безработных имеют среднее образование и лишь около 5% не имеют профессиональной подготовки, а значит, в условиях конкуренции на рынке труда их шансы на трудоустройство невелики. Сложно найти работу и специалистам. Около 80% вакансий в банке данных государственной службы занятости составляют рабочие профессии, в то время как 35% безработных имеют среднее специальное или высшее образование[9, с. 88].
Следует отметить, что особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой (латентной) безработицы. Так, независимые эксперты считают, что в Беларуси не учитывается как минимум полмиллиона жителей, не нашедших работы в стране и поэтому вынужденных ездить на заработки в соседние страны. Не берётся также в расчёт и приблизительно 160000 работников, находящихся в перманентных отпусках по вине администрации простаивающих предприятий.
Кроме того, к списку безработных следует добавить и 50 тысяч индивидуальных предпринимателей, фактически свернувших свою деятельность из-за настойчивого желания властей «перерегистрировать» их в ЧУПы. Уже не говоря о тех, кто по разным причинам не хочет становиться на учёт в службе занятости. А таких, по разным подсчётам, не менее 80-90 тысяч. Они не хотят попадать в разряд «официальных безработных» в первую очередь по той причине, что средний размер пособия на одного безработного уж очень мал. При этом, чтобы получить и эти деньги, надо отрабатывать на общественных работах, роще говоря, мести лицу[10, с. 56].
Эксперты предполагают, что реальная безработица в Беларуси составляет 12-13% (600 тысяч человек). [11, с. 82].
Следует подчеркнуть, что общая конъюнктура
рынка рабочей силы республики продолжает
оставаться трудоизбыточной, сохраняется
профессионально-
В связи с этим приоритетным направлением является решение следующих задач: содействие занятости целевых групп населения, снижение продолжительности периода безработицы, обеспечение социальной защиты временно неработающих граждан, сокращение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы.
Кроме того, необходимо принимать дополнительные меры, направленные на обеспечение занятости целевых групп (молодёжи, инвалидов, детей-сирот и т.д.). Для них будут создаваться условия для получения первичного профессионального образования, приобретение профессий, востребованных на рынке рабочей силы. Увеличиваются объёмы профессиональной подготовки безработных (до 28% от их общего числа) под конкретные заявки нанимателей с гарантией последующего трудоустройства.
Безработных будут также обучать основам предпринимательской деятельности. Предусмотрено также увеличить в 1,3 раза количество субсидируемых временных ученических рабочих мест для молодёжи из числа безработных выпускников высших, средних специальных и профессиональных учебных заведений. Запланированы конкретные мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности. По сравнению с 2011 годом в 2012 году на 20% увеличено задание по переселению семей безработных на новое место жительства, в основном в сельскую местность, с выплатой денежных средств и возмещением расходов на переезд. Дальнейшее развитие получит система организации оплачиваемых общественных работ, имеющих социально полезную значимость.
Профессиональное обучение безработных осуществляется в соответствии с законами Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», «Об образовании в Республики Беларусь» и направлено на обеспечение эффективной занятости населения, повышение конкурентоспособности безработных на рынке труда, расширение возможности их дальнейшего трудоустройства и развитие самозанятости.
Профессиональное обучение безработных проводится путём их переподготовки и повышения квалификации в учебных центрах государственной службы занятости, учебных заведениях и организациях, имеющих лицензию, выданную в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
На профессиональное обучение направляются безработные с их согласия, как правило, предварительно получив в центрах занятости населения консультацию и пройдя профессиональный отбор.
Управление системой профессионального обучения безработных осуществляется Министерством труда Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и организуется областными, городскими, районными, региональными службами занятости населения, местными органами образования.
Особо остро стоит проблема занятости молодёжи, поэтому уделяется внимание профориентации и профессиональной подготовке молодых людей. Это и создание системы профориентации молодёжи в государственной службе занятости, и доведение заданий в Программах занятости по обучению первой профессии не менее 50% безработных в возрасте до 18 лет, по обучению молодёжи допризывного возраста в соответствии с заявками военкоматов по профессиям и специальностям, требующимся Вооружённых Силах и обеспечивающим им трудоустройство после прохождения воинской службы, по вторичной занятости учащихся и студентов и т.д. [10, с. 27].
Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике