Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Проблема занятости – одна из важнейших макроэкономических проблем, характеризующих общее состояние макроэкономики и её эффективности. Каждая экономическая система стремится к увеличению общественного продукта с целью более полного удовлетворения растущих потребностей. Важнейшим фактором, способствующим достижению этого, является высокий уровень занятости. Но наряду с занятостью в нашей жизни существует и незанятость, когда трудоспособное население, которое хочет трудиться, не может, не имеет возможности найти работу. Так, при недостаточно полном использовании ресурсов рабочей силы возникает безработица – один из критических факторов, исключающих людей из мира работ и доходов, нарушающих их социальную идентичность, а также фактор, снижающий возможности адаптации части общества к новым условиям.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!! - копия.docx

— 182.58 Кб (Скачать файл)

Начав процессы перехода к рыночным отношениям приблизительно в одно и то же время, с 1994 г., страны с переходной экономикой пришли к различным результатам. Цена оттягивания и формализации рыночных преобразований достаточно высока – в странах III группы уровень бедности населения выше, заработная плата ниже, привлекательность этих стран для ведения бизнеса существенно ниже.

Общими чертами безработицы в переходных экономиках является сходство ее структуры:

  1. значительный удельный вес молодежи;
  2. увеличение длительной безработицы;
  3. основным источником пополнения рядов безработных являются высвобожденные с производства и выпускники;
  4. низкая оборачиваемость состава безработных. В переходных экономиках ежемесячное выбытие из состава безработных колеблется в пределах 0,6-0,85 к численности рабочей силы, а приток в состав безработных – 0,6-1,1%, в то время как во Франции эти показатели составляют 1,3-1,45, Норвегии -1,6% [13, с. 86]

Значимыми выводами, вытекающими из опыта регулирования занятости в странах с переходной экономикой, представляются следующие:

  • эффективность регулирования занятости производна от реальности и последовательности рыночных преобразований;
  • необходимы конкретные шаги по снижению уровня государственной монопсонизации занятости и уменьшению уровня избыточной занятости на государственных предприятиях до экономически целесообразного;
  • легализация скрытой безработицы является менее безболезненным способом обеспечения экономически целесообразного уровня занятости и разрешима в более короткие сроки, нежели ее длительное поддержание и консервация на убыточных предприятиях;
  • условия оказания пассивной помощи не должны быть слишком мягкими, чтобы не стимулировать рост долговременной безработицы, но и не должны быть чрезмерно жесткими, иначе основные потоки безработных пойдут за пределами официально контролируемого рынка труда;
  • активная политика на рынке труда должна быть направлена на развитие инфраструктуры рынка труда;
  • реализация общественных работ эффективнее на локальном уровне;
  • субсидирование создания рабочих мест должно быть ориентированным на прирост занятости не на убыточных государственных предприятиях, а на новых, частных (для осуществления структурной перестройки экономики);
  • содействие повышению мобильности рабочей силы (особенно в молодом возрасте);
  • трудоустройство на экономически неэффективных рабочих местах не способствует повышению эффективности занятости и структурной перестройке, создаваемые рабочие места должны быть экономически или социально необходимы, иначе это определяет недолговременность их существования;
  • трудоустройство длительно безработных должно быть одним из основных направлений регулирования занятости, поскольку длительная безработица является достаточно высокой, находится в динамике постоянного увеличения и способствует маргинализации охваченных ею лиц.

 

3. ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ  В БЕЛАРУСИ И ПОДХОДЫ К СНИЖЕНИЮ  ЕЁ УРОВНЯ

 

Основной причиной безработицы в Республике Беларусь является экстенсивное развитие народного хозяйства, неблагоприятный инвестиционный климат и т.д. естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочих мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Процессы увеличения безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой – крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. В целом, появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. Поэтому преобладающим видом является вынужденная (циклическая) безработица, обусловленная общим спадом объёмов производства и необходимостью предприятий, которые обладают значительной экономической самостоятельностью, избавиться от части собственного персонала. Этот вид безработицы можно оценить по сумме показателей: численность уволенных по сокращению штатов и в связи с ликвидацией предприятий и численность уволенных по собственному желанию. Последнюю величину необходимо учитывать в составе вынужденной безработицы, т.к. при снижении заработной платы наниматель косвенно инициирует работника к увольнению по собственному желанию (в противном случае необходимо выплачивать пособие по увольнению, другие доплаты). Поэтому часть уволенных по собственному желанию работников является вынужденно безработной [8, с. 516].

Второй вид безработицы, существующий в Беларуси, - структурная безработица. Она возникает в силу несоответствия между спросом на рабочую силу и её предложением. Это проявляется в общих диспропорциях по профессиям, квалификации, территориальному размещению свободных рабочих мест (вакансий) и безработных. Оценить параметры структурной безработицы по конкретным профессиям и специальностям достаточно сложно. Имеются и территориальные диспропорции, но они проявляются не в отраслевом разрезе, а в региональном. Существуют заметные структурные несоответствия: в сельской местности, как правило, не хватает рабочих рук, в городах – их избыток.

Таким образом, структурная безработица достаточно многолика, и поэтому количественно очертить её параметры можно лишь условно. Для расчёта её величины целесообразно использовать следующую методику:

  1. определить разницу  между численностью безработных–рабочих и числом свободных рабочих мест для рабочих;
  2. определить разницу между численностью безработных-служащих (без уволенных из рядов Вооружённых Сил без права на получение пенсии) и числом вакансий для служащих;
  3. определить число уволенных из состава Вооружённых Сил без права на пенсию.

Сумма данных величие в процентном отношении к численности безработных характеризует (частично) влияние структурной безработицы на общий уровень официальной безработицы в стране [8, с. 520].

В Беларуси можно было выявить ещё один вид безработицы, существенно влияющий на эффективность занятости, - фрикционную безработицу. К ней относятся люди, желающие сменить место работы, но либо работающие на прежнем месте из-за отсутствия видимой альтернативы, либо прибегнувшие за помощью к службе занятости и получившие её, либо самостоятельно ведущие поиск работы, не обращаясь в государственные службы.

Следует отметить, что специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

- усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах);

- создание специальных служб  для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:

- создание государственных служб  и учреждений по переподготовке  и переквалификации;

- помощь частным службам такого  типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

- проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание  циклических колебаний экономики, недопущение высоких спадов производства  и, следовательно, массовой безработицы;

- создание дополнительных рабочих  мест в государственном секторе  экономики [4, с. 251].

Заметим, что в целях снижения циклической безработицы государство стимулирует не увольнять рабочих совсем, а переводить их в положение частичных безработных, занятых неполный рабочий день. В этот период правительством может поощряться и скрытая безработица, при которой компании предоставляют работникам вместо увольнения частично или полностью оплачиваемый вынужденные отпуска. Таким образом, компании сохраняют квалифицированную рабочую силу до оживления экономики. В этот же период компании могут проводить курсы обучения рабочих новым профессиям, повышение квалификации с отрывом от производства [6, с. 486].

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,

занятости и социальной защите, на конец декабря 2012 г. составила 24,9 тыс.

человек, что на 11,5% меньше, чем на конец декабря 2011 г. и на 4,1% меньше,

чем на конец ноября 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец. В экономике Республики Беларусь в январе-ноябре 2012 года было занято 4570 тыс. человек, что на 1,9% меньше, чем в январе-ноябре 2011 года. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец ноября 2012 года составила 26 тыс. человек, что на 12,4% меньше, чем на конец ноября 2011 года, и на 2% меньше, чем на конец октября 2012 года.

Организациями республики (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчинённости) в январе-ноябре 2012 года было принято на работу 821,2 тыс. человек, в том числе на дополнительно введённые рабочие места – 47,7 тыс. человек, уволено по различным причинам 856,3 тыс. человек. Из общей численности уволенных 6,8% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,8% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

По официальным статистическим данным, за июль 2012 года безработица повысилась на 0,1 процентного пункта в Могилёвской области до 0,7%, снизилась на 0,1 процентного пункта в Брестской  и Гомельской – до 0,8%, в Витебской – до 0,7%, в Минской области – 0,5%, в Минске – 0,2%.

По данным экспертов на сегодняшний день в Беларуси каждый второй безработный – в возрасте до 30 лет (самый продуктивный возраст), а каждый шестой – выпускник школы. Чуть более 60% безработных имеют среднее образование и лишь около 5% не имеют профессиональной подготовки, а значит, в условиях конкуренции на рынке труда их шансы на трудоустройство невелики. Сложно найти работу и специалистам. Около 80% вакансий в банке данных государственной службы занятости составляют рабочие профессии, в то время как 35% безработных имеют среднее специальное или высшее образование[9, с. 88].

Следует отметить, что особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой (латентной) безработицы. Так, независимые эксперты считают, что в Беларуси не учитывается как минимум полмиллиона жителей, не нашедших работы в стране и поэтому вынужденных ездить на заработки в соседние страны. Не берётся также в расчёт и приблизительно 160000 работников, находящихся в перманентных отпусках по вине администрации простаивающих предприятий.

Кроме того, к списку безработных следует добавить и 50 тысяч индивидуальных предпринимателей, фактически свернувших свою деятельность из-за настойчивого желания властей «перерегистрировать» их в ЧУПы. Уже не говоря о тех, кто по разным причинам не хочет становиться на учёт в службе занятости. А таких, по разным подсчётам, не менее 80-90 тысяч. Они не хотят попадать в разряд «официальных безработных» в первую очередь по той причине, что средний размер пособия на одного безработного уж очень мал. При этом, чтобы получить и эти деньги, надо отрабатывать на общественных работах, роще говоря, мести лицу[10, с. 56].

Эксперты предполагают, что реальная безработица в Беларуси составляет 12-13% (600 тысяч человек). [11, с. 82].

Следует подчеркнуть, что общая конъюнктура рынка рабочей силы республики продолжает оставаться трудоизбыточной, сохраняется профессионально-квалификационный дисбаланс спроса в предложения рабочей силы. Рынок труда в большей степени ориентирован на применение мужской силы, в то время как основная часть безработных – женщины. Сложно решаются также и вопросы трудоустройства молодёжи, инвалидов, сельского населения, длительно неработающих граждан[12, с. 27].

В связи с этим приоритетным направлением является решение следующих задач: содействие занятости целевых групп населения, снижение продолжительности периода безработицы, обеспечение социальной защиты временно неработающих граждан, сокращение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы.

Кроме того, необходимо принимать дополнительные меры, направленные на обеспечение занятости целевых групп (молодёжи, инвалидов, детей-сирот и т.д.). Для них будут создаваться условия для получения первичного профессионального образования, приобретение профессий, востребованных на рынке  рабочей силы. Увеличиваются объёмы профессиональной подготовки безработных (до 28% от их общего числа) под конкретные заявки нанимателей с гарантией последующего трудоустройства.

Безработных будут также обучать основам предпринимательской деятельности. Предусмотрено также увеличить в 1,3 раза количество субсидируемых временных ученических рабочих мест для молодёжи из числа безработных выпускников высших, средних специальных и профессиональных учебных заведений. Запланированы конкретные мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности. По сравнению с 2011 годом в 2012 году на 20% увеличено задание по переселению семей безработных на новое место жительства, в основном в сельскую местность, с выплатой денежных средств и возмещением расходов на переезд. Дальнейшее развитие получит система организации оплачиваемых общественных работ, имеющих социально полезную значимость.

Профессиональное обучение безработных осуществляется в соответствии с законами Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», «Об образовании в Республики Беларусь» и направлено на обеспечение эффективной занятости населения, повышение конкурентоспособности безработных на рынке труда, расширение возможности их дальнейшего трудоустройства и развитие самозанятости.

Профессиональное обучение безработных проводится путём их переподготовки и повышения квалификации в учебных центрах государственной службы занятости, учебных заведениях и организациях, имеющих лицензию, выданную в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

На профессиональное обучение направляются безработные с их согласия, как правило, предварительно получив в центрах занятости населения консультацию и пройдя профессиональный отбор.

Управление системой профессионального обучения безработных осуществляется Министерством труда Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и организуется областными, городскими, районными, региональными службами занятости населения, местными органами образования.

Особо остро стоит проблема занятости молодёжи, поэтому уделяется внимание профориентации и профессиональной подготовке молодых людей. Это и создание системы профориентации молодёжи в государственной службе занятости, и доведение заданий в Программах занятости по обучению первой профессии не менее 50% безработных в возрасте до 18 лет, по обучению молодёжи допризывного возраста в соответствии с заявками военкоматов по профессиям и специальностям, требующимся Вооружённых Силах и обеспечивающим им трудоустройство после прохождения воинской службы, по вторичной занятости учащихся и студентов и т.д. [10, с. 27].

Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике