Безработица и ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Среди социальных последствий безработицы следует иметь в виду потерю квалификации неработающими специалистами, снижение доходов средних и низших слоев, падение морали в обществе, увеличение преступности. Бремя безработицы распределяется неравномерно: в наибольшей степени от нее страдают молодежь, женщины, в западных странах - национальные меньшинства.
В условиях рыночной экономики защита от безработицы не вменяется в обязанность частных предпринимателей и фирм. Вместе с тем, незанятость является предметом постоянной заботы государства и местных органов власти. Именно эти положения определяют актуальность настоящей работы.

Содержание

Введение 3
1. Безработица и ее сущность 5
1.1. Сущность безработицы 5
2.2. Виды безработицы 9
2. Проблемы занятости в России 14
2.1. Факторы, способствующие безработице в России 14
2.2. Некоторые пути совершенствования организационно-правового механизма обеспечения трудовой занятости 18
3.Политика занятости населения в Челябинске и в Челябинской области 22
3.1.Занятость трудовых ресурсов в г. Челябинске 22
3.2.Политика в сфере занятости в г. Челябинске и Челябинской области 28

Вложенные файлы: 1 файл

безработица курсовая.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Такая безработица уже куда болезненнее для людей, чем фрикционная. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии, избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (в настоящее время такие отрасли связаны как правило с компьютерными технологиями, так появились такие профессии, как веб-дизайнер, системный администратор и многие другие). В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу. А люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных. [11. C. 32]

Так, например, вместе с компьютерами из-за рубежа пришло новое «поколение» программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без посредника – программиста. Чтобы сохранить или получить работу, программистам старой школы пришлось срочно переучиваться, овладевать новыми языками программирования и новыми пакетами программ.

Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, то это означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы - циклическая.

Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных. В фазах оживления и подъема появляются новые рабочие места, и безработица рассасывается.

Можно выделить еще сезонную безработицу, связанную с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие - уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит - и занятости) относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство. [11. C. 33]

Поэтому, иногда, к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по другим причинам не хотят работать. Также она возникает в тех случаях, когда работник увольняется по собственному желанию, если он недоволен уровнем оплаты его труда, условиями работы, либо какими-то другими обстоятельствами.

Наконец, можно выделить еще один вид безработицы - скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. [11. C. 34]

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной. Т.е. когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

 

2. Проблемы занятости в России

 

2.1. Факторы, способствующие безработице  в России

 

 Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. [2. C. 42]

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:

  • подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
  • частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
  • условная безработица (непостоянная работа);
  • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
  • потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
  • безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
  • безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
  • вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
  • безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
  • безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
  • безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
  • безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
  • первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, колледжей, ВУЗов);
  • безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
  • безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
  • безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
  • безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
  • безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
  • безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  • безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
  • безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
  • безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест. [2. C. 44]

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными. [2. C. 44]

2008 год стал  годом начала всемирного экономического  кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Сейчас экономический кризис уже затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Эксперты предупреждают, что наиболее тягостные последствия кризиса будут ощущаться в 2009 года, а улучшения экономической ситуации следует ждать не ранее чем к лету-осени 2009 года.

Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.

Приведем данные статистики безработицы в России

В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опоросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.

При этом нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

Необходимо отметить, что повышение уровня безработицы наблюдается не только в России, но и практически во всем мире.

В начале ноября 2008 г. безработица в США дошла до самого высокого уровня за 14-летний период и составила 6,5 % от всего трудоспособного населения.

Экономика Украины, расшатанная длительным кризисом политической системы, серьезно пострадала и от мирового финансового кризиса. Официальное число безработных в Украине за ноябрь месяц выросло на 30 %. На начало декабря было зарегистрировано 695 тыс. безработных, тогда как на 1 ноября статус безработных имели 530 тысяч граждан Украины.

В рамках борьбы с повышением уровня безработицы Правительство России разработало специальные меры. В Государственную Думу РФ уже был внесен законопроект, в котором предлагается увеличить пособие по безработице. В кризисном 2009 году в соответствии с нормами законопроекта пособие по безработице будут получать граждане, уволившиеся не только по сокращению, но и по собственному желанию. Само повышение пособия по безработице существенно. Ранее безработный мог получить лишь 1275 рублей в течение 6 месяцев. При вступлении в силу нового закона люди, оставшиеся без работы, будут получать целый год пособие в размере 75 % от заработка, однако не превышающее 4900 рублей. Официальная цена государственной поддержки рынка труда составит ориентировочно 10-50 млрд. руб.

Такая амплитуда в стоимости программы связана с тем, что прогнозировать уровень безработицы в РФ достаточно сложно, ведь еще до конца не известен сценарий, по которому будет развиваться мировой экономический кризис.

В рамках прогноза макроэкономического развития страны замминистра экономики Андрей Клепач приводит следующие прогнозированные данные: рост безработицы в России может достигнуть в 2009 г. 7,4 %, а общее число людей, потерявших работу в связи с кризисом, достигнет 5,4 млн. человек. [24]

 

2.2. Некоторые пути совершенствования организационно-правового механизма обеспечения трудовой занятости

 

Первоочередных задач в этой сфере много, остановимся только на трех: необходимости создания системы обеспечения трудовой занятости, становлении надлежащей нормативной правовой базы, разработке и принятии соответствующих программ.

 Безусловно, основная из них - создание сбалансированной  и эффективной прежде всего  федеральной системы обеспечения  трудовой занятости, направленной  на получение заработка или  иного вознаграждения. К сожалению, ни в программных документах, ни в действующем законодательстве РФ именно в таком аспекте данный вопрос не ставится. В них либо говорится об уже созданных некоторых системах (службы занятости, подготовки и распределения кадров и др.) и необходимости их развития, либо поставлены задачи по формированию новых. Причем от документа до документа, от акта до акта все это постоянно меняется. Так что сложно сказать, какие системы уже созданы. [5. C. 46-47]

 Напрашиваются  два основные пути формирования  системы обеспечения трудовой  занятости. Первый - создание отдельных относительно самостоятельных ("малых") систем (профориентации, трудоустройства и др.) и последующее их объединение в единую систему обеспечения трудовой занятости в качестве взаимосвязанных между собой компонентов. Возможно, РФ идет именно в этом направлении. Второй путь (более сложный) заключается в практически одновременном формировании как единой системы обеспечения трудовой занятости, так и ее составных частей. Однако во всех случаях закрепление в законодательном порядке необходимости создания такой федеральной системы, ее функционирования и развития - вопрос давно назревший. Вполне очевидно, что речь не сводится только к формированию и механическому объединению составных частей системы обеспечения трудовой занятости. Нужна глубокая и обстоятельная проработка всего проблемного комплекса.

 Нормативная  правовая база в рассматриваемой  области слишком громоздка и  обширна, в основном неэффективна  и не в полной степени адекватна  переходному к развитым рыночным  отношениям периоду. Это признается  многими специалистами. [5. C. 46-47]

 В данной  связи представляется, в частности, целесообразным включить в нынешний  Закон о занятости (который ввиду  его малой эффективности нередко  именуют "законом о безработице") специальную главу "Обеспечение  трудовой занятости населения". В ней необходимо сгруппировать рассосредоточенные по всему Закону немногочисленные нормы об обеспечении рассматриваемой занятости и обстоятельно и всесторонне регламентировать основные аспекты в этой области, начиная с понятия, принципов и механизма регулирования соответствующих отношений, основ планирования, управления и финансирования данного процесса и т.п.

 В перспективе  следует разработать и принять  Закон об обеспечении (содействии) занятости населения (как, например, в Швеции и Японии). Следует  принять и некоторые другие  федеральные законы типа "О  трудовых ресурсах Российской  Федерации", "О трудоустройстве" и т.д. На уровне Правительства РФ необходимо утвердить Положение о формах обеспечения трудовой занятости населения.

Информация о работе Безработица и ее сущность