Бюджетная система в национальной экономике, ее функционирование и развитие (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.
Бюджет государства является связующим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Бюджетная система как одна из основополагающих институтов определяет роль государства в развитии экономики, в обеспечении фундамента ее функционирования, включения в систему глобальных экономических связей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
1 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ…………………………………………………………………..7
2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ………12
3 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..................................

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система.docx

— 228.24 Кб (Скачать файл)

Гласность бюджетов требует доведение до граждан через средства массовой информации хода обсуждения И принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством.

Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Самостоятельность бюджетов как часть бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется Законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятии, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсом между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

В доходы республиканского бюджета включаются:

  • регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;
  • доходы государственных целевых бюджетных фондов;
  • трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;
  • другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Из республиканского бюджета финансируются:

  • капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
  • природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
  • мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • общегосударственные программы по социальной защите населения;
  • другие общегосударственные целевые программы;
  • затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
  • государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, пауки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
  • затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
  • расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
  • национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
  • погашение кредитов банков, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов но ним;
  • погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
  • образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
  • выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г. Минска;
  • другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год. [3, с. 62]

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых па соответствующей территории.

Местные исполнительные и распорядительные органы. Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных интересов п интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.

Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов. Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.

В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов. [3, с. 63]

Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Объектам бюджетной классификации присваиваются группировочные коды, основанные на их экономической характеристике.

Бюджетная классификация обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства. Она является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений.

Структура бюджетной классификации представлена следующими разделами:

  1. Доходы бюджета.
  2. Расходы бюджета.
  3. Функциональная структура расходов.
  4. Ведомственная структура расходов.
  5. Экономическая структура расходов.
  6. Финансирование бюджета.
  7. Государственный долг.

Классификация доходов бюджета Республики Беларусь определяет все компоненты основных сводных показателей и классифицирует их по соответствующим категориям. Так, доходы разделены на две категории: текущие и капитальные.

Текущие доходы включают все доходные невозвратные поступления в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающие в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафы и санкции, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций.

Текущие доходы, в свою очередь, по форме, методам изъятия и содержанию подразделяют на три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы.

Налоговые доходы определяют как обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Их классифицируют в зависимости от типа налога обложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств.

Социальные отчисления включают как обязательные, так и добровольные взносы и отчисления в фонды социальной направленности с целью создания резервов для социальной поддержки нетрудоспособной части населения.

Неналоговые доходы классифицируют по характеру самого поступления в бюджет и включают возмездные операции по прямому предоставлению государством услуг и продаже товаров, а также безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и т. п.

Капитальные доходы классифицируют по видам реализуемого основного капитала и подразделяют на две группы: налоговые и неналоговые доходы.

К капитальным налоговым доходам относят налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами.

Капитальные неналоговые доходы учитывают капитальные трансферты и реализацию нефинансовых активов.[8, c. 21]

Функциональная классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства. Она представлена двумя уровнями классификационной структуры: разделами и подразделами. Первый уровень включает разделы, состоящие из подразделов, конкретизирующих направление финансов на осуществление деятельности в определенной области и образующих второй ее уровень.

Ведомственная классификация группирует расходы по отраслевому (ведомственному) признаку.

Экономическая классификация отражает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. В ней приняты следующие четыре уровня:

  1. Категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы и кредитование минус погашение).
  2. Предметная статья (например, закупки товаров и предоставление услуг).

3.Подстатья (например, оплата труда рабочих  и служащих).

4.Элемент расходов (например, основной  оклад служащих).

Раздел бюджетной классификации «Финансирование бюджета» представлен классификацией источников внешнего и внутреннего финансирования дефицита бюджета Республики Беларусь.

Раздел бюджетный классификации «Государственный долг» представлен классификацией видов государственного внутреннего и внешнего долга.

Таким образом, в Республике Беларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль в бюджетной системе Республике Беларусь. Часть налогов идет в республиканский бюджет, а часть в местные, причем из республиканского бюджета финансируются местные с целью уравнивания экономического состояния различных регионов.

 

3 Бюджетная система Республики Беларусь: 
характеристика, пути и направления совершенствования

 

Бюджетные отношения сопровождают движение множества денежных потоков, связанных с образованием и использованием бюджетного фонда. Управляя этими потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой, т. е. придает им определенные формы: налоги, сборы, трансферты и др. Бюджет становится важным элементом в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов.

Современное государство использует бюджет для воздействия на производство, накопление, потребление и другие стороны воспроизводства.

В Республике Беларусь на начало 90-х годов пришелся переходный период от командной экономики к смешанной, характеризующейся развитием рыночной инфраструктуры, конкуренцией, разгосударствлением, созданием различных форм хозяйствования, и сопровождавшиеся спадом производства, разрывом хозяйственных связей предприятий, снижением инвестиционной активности.[8, c. 6]

Первый самостоятельный бюджет Республики Беларусь был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. В нем отражались следующие показатели:

  • объем республиканского бюджета по доходам и расходам и предельный размер бюджетного дефицита;
  • нормативы отчислений в союзный бюджет и бюджеты областей республики и г. Минска и др.

Местные бюджеты утверждались местными Советами и включались в консолидированный (сводный) бюджет республики. В бюджете на 1991 г. еще отражались взаимоотношения с союзным бюджетом по поводу передачи в него части налога на прибыль предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения (22%), налога с продажи (30%), других неналоговых поступлений от деятельности предприятий, объединений и организаций союзного управления, а также средств по взаиморасчетам.

Информация о работе Бюджетная система в национальной экономике, ее функционирование и развитие (на примере Республики Беларусь)