Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 13:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение бюджетного устройства Республики Беларусь и разработка предложений по его совершенствованию.
Задачами работы являются:
рассмотрение понятия и сущности бюджетного устройства;
рассмотрение сущности бюджетной системы как основного элемента бюджетного устройства, а также принципов её построения;
анализ проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Введение………………………………………………………………………
1 Понятие бюджетной системы и принципы его построения……………..
1.1 Бюджетное устройство…………………………………………………. 17
1.2 Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь………...
1.3 Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь ……
1.4 Республиканский бюджет – центральное звено бюджетной системы Республики Беларусь ……………………………………..………………..
2 Проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………..…………………………
Принцип реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов, он предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию.
Принцип гласности обязывает
правительство публиковать
Таким образом, все принципы
построения бюджетной системы взаимосвязан
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.
Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.
Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно - территориальными образованьями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство
— это форма государственного
устройства, при которой административно-
Федеративное (объединенное)
государство — это форма
Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы [16, c.10].
Таким образом, бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Оно определяется административно- территориальным устройством государства, а также государственной политикой. Центральное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, которая представляет собой совокупность отдельных самостоятельных бюджетов регионов, объединённых в едином Государственном бюджете. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.
1.2 Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
Привлеченные ресурсы
в форме государственных
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались основном на денежных накоплениях государственных предприятий.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета подразделяются на следующие группы:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления;
- взносы на государственное социальное страхование.
К налоговым доходам относятся:
- республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;
- суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам);
- пеня, начисленная за
- проценты за пользование
К неналоговым доходам относятся доходы:
– от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
– от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
– финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.[16, c.21]
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, из другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов. [4, с.47] Более подробно классификация расписана в приложении А.
Естественно, что при создании национальной
системы налогообложения
Сильный налоговый пресс объясняется тем, что предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды (государственные республиканские внебюджетные, централизованные внебюджетные фонды министерств и ведомств, внебюджетные фонды местных Советов), которые по величине равноценны налоговым отчислениям и значительно повышают себестоимость, а следовательно, и цены.
Необходимо реформировать систему налогообложения РБ по следующим направлениям:
– снижение совокупного уровня налогообложения посредством пересмотра предельных ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения, отмены низкоэффективных налогов;
– обложение доходов, величина которых скорректирована на уровень инфляции;
– установление такого уровня налоговых
ставок, которые предотвращают
– исключение множественного обложения с одних и тех же доходов;
– унификация налогообложения
республики с налоговыми системами, действующими
в государствах СНГ и Европейском союза;
– реформирование основных видов налогов.
1.3 Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
В условиях перехода к
рынку, Правительство Республики Беларусь
ведет интенсивную работу по реализации
концепции совершенствования
– сформировать четкие правила
разработки и исполнения бюджета
с максимально возможной
– определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
– создать полноценный
информационно-аналитический
Государственный долг- сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным государственным и непогашенным займам(включая начисленные по ним проценты) Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. На 1 апреля 2010 г. внешний государственный долг составил 8, 45 млрд.долл. При этом кредиты, привлечённые Республикой Беларусь, составляют 8 333,8 млн. долл. США, кредиты, привлечённые резидентами под гарантии Правительства,- 117,4 млн. долл. США.[8 ]
Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Таким образом, особенности как доходной, так и расходной части бюджета при переходе к рынку, во многом обусловлены теми трудностями, с которыми сталкивается государства при ломке старой системы: нехватки финансовых ресурсов, нарушении макроэкономических пропорций, незащищенности основной массы населения, низком уровне развития экономики.
В целом анализ бюджетной политики в республике за первые годы реформирования свидетельствует о том, что социальная направленность не препятствовала динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, патерналистская модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе бывшего Советского Союза. Социальная политика – сегодня консервативное звено, которое начинает тормозить рыночные реформы и экономическую динамику в стране. Стратегической целью социально-экономического развития РБ в 2006-2015 гг. является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечения рациональной занятости населения и приближения благосостояния и качества уровня жизни граждан республики к уровню экономически развитых европейских государств. Достижение этой цели связано с ускорением институциональных и структурных преобразований экономики и улучшением всех качественных параметров ее функционирования.