Бюджетная система государства и основные принципы её построения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение бюджетного устройства Республики Беларусь и разработка предложений по его совершенствованию.
Задачами работы являются:
рассмотрение понятия и сущности бюджетного устройства;
рассмотрение сущности бюджетной системы как основного элемента бюджетного устройства, а также принципов её построения;
анализ проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1 Понятие бюджетной системы и принципы его построения……………..
1.1 Бюджетное устройство…………………………………………………. 17
1.2 Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь………...
1.3 Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь ……
1.4 Республиканский бюджет – центральное звено бюджетной системы Республики Беларусь ……………………………………..………………..
2 Проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………..…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач бюджет.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

– Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно-ревизионными органами Министерства финансов, так  и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным. Основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета заложенным в законе показателям, т.е. в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов.

– Управление государственным  долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов.

Все перечисленные проблемы требуют серьезной реформы бюджетного законодательства с ориентацией в перспективе на подготовку и принятие по аналогии с Российской Федерацией Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

В соответствии с общепринятой практикой эффективной организации  бюджетного процесса, основными целями этой реформы являются:

– Обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной  системы на основе создания условий  для полного и устойчивого  выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;

– Прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

– Создание эффективной  системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;

– Снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым  принципам управления государственным долгом и активами;

– Реформа межбюджетных отношений на основе более четкого  разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

Для достижения этих целей  потребуется поэтапная реализация комплекса мер как в части  совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики.

На первом же этапе  следует провести инвентаризацию и  оценку эффективности бюджетных расходов и обязательств, включая государственные целевые программы, внести необходимые уточнения в действующую бюджетную классификацию и правила ее применения. Инвентаризация должна затронуть все категории расходов и обязательств бюджета, все уровни распоряжения бюджетными средствами. На ее основе будет возможна оценка эффективности бюджетных расходов. Необходимо поэтапно ликвидировать необоснованные бюджетные субсидии, создающие неравные условия конкуренции и снижающие потенциал экономического роста, и сконцентрировать финансовые ресурсы на выполнении основных функций государства – повысить бюджетные расходы на социальные программы, здравоохранение, культуру, судебную систему, правоохранительную деятельность и оборону.

Формирование бюджетов должно строится исключительно на основе оценки эффективности расходов, в  полном соответствии с полномочиями различных уровней власти. Планирование бюджетных расходов будет значительно облегчено в результате приведения обязательств государства в соответствие с его ресурсами, и основной задачей станет не выбор портфеля финансируемых обязательств, а пересмотр структуры расходов, вытекающий из приоритетов государственной политики, степени и форм участия государства в экономике.

Необходимо продолжать совершенствование внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных лимитов расходов, оперативный выбор источников финансирования дефицита, уточнение процедур использования дополнительных бюджетных доходов.

Совершенствование процедур бюджетного учета и контроля включает меры по развитию методологической работы и внедрению на практике всех принципов бюджетной классификации в полном объеме на всех уровнях бюджетной системы. Необходимо также исключить пересечение контрольных функций в системе контрольно-ревизионных органов.

В максимально короткие сроки должно быть завершено формирование казначейской системы исполнения бюджета на республиканском и местном уровнях.

В целях повышения  прозрачности бюджетов и бюджетных  процедур следует ввести требование обязательной публикации бюджетной  отчетности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы, обеспечив для этого методологическую базу. Процедуры государственных закупок товаров и услуг также должны стать максимально открытыми. Как можно в более сжатые сроки должна быть завершена консолидация в бюджетах всех уровней расходов внебюджетных и целевых бюджетных фондов. В частности, необходимо поэтапно упразднить внебюджетные инновационные фонды, а также местные и республиканские целевые бюджетные фонды, построенные на отчислениях с выручки от реализации товаров и услуг, с переводом соответствующих расходов в консолидированный бюджет на общей основе с полным казначейским контролем.

При разработке стратегии  и практических действий по снижению долговой нагрузки на экономику следует исходить не только из структуры погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних финансовых рынков.

Реформирование бюджетной  и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой  политики, которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки. [9, c.5]

Главная цель социально-экономического развития РБ – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное бюджетное  устройство является важной частью государственного устройства Белоруссии. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

Все принципы, свойства и  правила, весь комплекс отношений бюджетной  системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

Современной бюджетная  система Белоруссии является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Республики Беларусь.

Кроме того, особенности  как доходной, так и расходной  части бюджета при переходе к  рынку, во многом обусловлены теми трудностями, с которыми сталкивается государства при ломке старой системы: нехватки финансовых ресурсов, нарушении макроэкономических пропорций, незащищенности основной массы населения, низком уровне развития экономики.

Анализ бюджетной политики в республике за первые годы реформирования свидетельствует о том, что социальная направленность не препятствовала динамичному росту ВВП - важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, патерналистская модель социальной политики. Расходы на социальные программы достигли огромной величины. В январе- августе 2011г. объём ВВП составил  текущих ценах 155,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январём-августом  2010г. в сопоставимых ценах нам 9,1%. Однако дальнейшее их увеличение создает угрозу устойчивости государственных финансов и перспективам экономического роста.

Так, при большом объеме социальных расходов остается высоким  уровень бедности, поэтому необходимо создать условия, чтобы политика государственных расходов, с одной стороны, не была расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на жесткие показатели, притом что, с другой стороны, эти расходы приняли форму инвестиций, тогда можно будет добиться результатов за счет мультипликационного эффекта.

Таким образом, бюджет Республики Беларусь имеет четко очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапное достижение важнейших параметров экономического роста.

Главная проблема бюджетной  системы Республики Беларусь заключается, в отсутствии эффективного методологического и правового ее обустройства Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии осуществления бюджетной поддержки территории и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, складывающимся на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей четкое, согласованное взаимодействие ее элементов. Требуются механизмы бюджетной деятельности, позволяющие достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

1 Божко, Г. Бюджет – 2005. Стратегическая цель – благосостояние. / ФУА. –2004. -№12. - С.8-12

2 Бушмин, Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу / Финансы. – 2000. - №6. - С.4-8

3 Керножицкий, А.А. Политика бюджетного регулирования экономики/  А.А. Керножицкий. - ФУА. – 1999. - №4. – 612с.                                      

4 Кобринский,  Т.Е. Финансы и финансовый рынок: учебное пособие / Т. Е. Кобринский, М. К. Фисенко. – Мн.:Выш.шк., 2011.- 343с.

5 О бюджете Республики Беларусь на 2003 год: Закон Респ. Беларусь от 28 декабря 2002 г. № 170-З - Ведомости НС РБ. - 2002. - №24

6 О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 05.05.98г.,№15-3/ Ведомости НС РБ. - 1998. - №20

7 О бюджетной системе Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 04.06.93г.,№2348-XII/ Ведомости НС РБ. – 1999. - №1

8 Полынь, С. С. Экономический бюллетень: журнал / ред. С.С. Полынь. – НИЭИ Министерства экономики РБ №1, 2007.

9 Реформа бюджетной системы Республики Беларусь//НЭГ. - № 30. - 2002 . – С.5

10 Румянцева, О.И. Денежно – кредитное регулирование: учебное пособие / О.И.Румянцевой. – Минск БГЭУ, 2011. – 461с.

11 Свиридович, В. Устойчивость бюджета и финансовая стабилизация в РБ/ В.Свиридович, - Банковский вестник. – 2000. - №28. -С.2-7

12 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учебное пособие / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ,2004. – 289с.

13 Сорокина, Т.В. Региональные бюджеты: формирование и исполнение / Т.В.Сорокина, - Белорусский экономический журнал. - 2000. - №2. - С 65-68.              

14 Тихонов, А. О. Банковский вестник: информационно - аналитический и научно – практический журнал Национального банка РБ / ред. А.О. Тихонов. - №22, август 2010.

15 Ткачук, М.И. Государственный бюджет: учебное пособие / М.И.Ткачук. – Мн.: Высш.школа, 1995. – 240с.                                                                                                                                                                       

16 Шмарловская, Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория и практика: Учеб.пособие / Г.А. Шмарловская. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 80с.

17 Зиновский, В.И. Статистический  ежегодник РБ/ Минск 2011.- 514с.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 мая 1998 г. N 158-З

О БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Принят Палатой представителей 8 апреля 1998 года 
Одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 года 

(в ред. Закона Республики  Беларусь от 29.12.2006 N 189-З)

Статья 1. Понятие и  состав бюджетной классификации  Республики Беларусь

Бюджетная классификация  Республики Беларусь (далее - бюджетная  классификация) является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанной на их экономической характеристике и обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов.

Бюджетная классификация  включает:

  • классификацию доходов;
  • классификацию расходов, в том числе функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицита;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита;
  • классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления;
  • классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Законы Республики Беларусь, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать изменяющих ее положений.

Статья 2. Классификация  доходов

Классификация доходов  является систематизированной группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основывающейся на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования.                                      Классификация доходов состоит из групп, подгрупп, видов, разделов и подразделов доходов.

Классификация доходов  по группам включает:

Информация о работе Бюджетная система государства и основные принципы её построения в Республике Беларусь