Бюджетно-налоговая политика : цели, виды, проблемы и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Одними из наиболее важных целей данной курсовой работы являются описание целей и инструментов бюджетно-налоговой политики, инфляционных и неинфляционных способов финанcирования бюджетного дефицита. Также внимание будет уделено динамике налоговых поступлений в федеральный бюджет, выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….... . . . . . . . . . 2
Глава 1. Бюджетно-налоговая политика. . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . . . 4
Цели бюджетно-налоговой политики . . . . . . . . . . . . . ……. . . . . . 4
Инструменты бюджетно-налоговой политики . . . . . . . ……. . . . . 4
Виды фискальной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . 6
Глава 2. Налоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . 8
Виды налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……... . . . . 8
Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . .11
Налоговый мультипликатор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . .15
Глава 3. Диcкреционная и недиcкреционная фискальная политика….. 17
Диcкреционная фискальная политика. . . . . . . . . . . . . . . …… . . . 17
Недискреционная фискальная политика. . . . . . . . . …… . . . . . . . 18
Классификация налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . 20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . 22
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .... . . . . 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая,Гусейнова.docx

— 138.54 Кб (Скачать файл)

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. То же действие происходит и мультипликатором государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов – это показатель, отражающий степень роста совокупного дохода по сравнению с увеличением государственных расходов. В открытой экономике на величину мультипликатора госрасходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дискреционная  и недескреционная фискальная  политика.

Бюджетно-налоговую политику в зависимости от механизмов её воздействия на изменение экономической ситуации в стране подразделяют на два вида: дискреционную и недискреционную.

  1. Дискреционная фискальная политика

Дискреционная фискальная политика предусматривает сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Другими словами, дискреционная политика - это сознательное регулирование правительством совокупного спроса. Её цель состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию.

Основными инструментами дискреционной политики являются:

    1. Государственная программа занятости или общественные работы;
    2. Различные социальные программы или расходы на социальные нужды;
    3. изменение налоговых ставок.

   В периоды упадка возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике, включающей:

    1. Увеличение государственных расходов;
    2. Снижение налогов;
    3. Увеличение госрасходов и снижение налогов в совокупности.

   Для того чтобы  регулирование совокупного спроса  оказывало стабилизирующее воздействие, необходимо определить верный промежуток времени. Но в случае с дискреционной фискальной политикой добиться этого крайне трудно. Никто никогда не знает - растёт совокупный спрос в данный момент или падает. О том, что происходит с ВВП в текущем квартале, можно узнать лишь в начале следующего. Поэтому политика экономической стабилизации вынуждена полагаться на прогнозы. Однако и они не могут предсказать, когда принимаемые меры фискальной политики возымеют действие. Следовательно, дискреционная фискальная политика - это средство достижения экономической стабильности, которое применяется только тогда, когда подходящий момент для его применения уже миновал.

  1. Недискреционная фискальная политика

Недискреционную фискальную политику часто называют политикой автоматических (встроенных) стабилизаторов.

 Встроенные стабилизаторы — нормы, действующие автоматически и вступающие в действие без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Другими словами, изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Дело в том, что многие законы по структуре налогообложения и затратных механизмов, выраженных так, что фискальная политика при изменении экономических условий меняется автоматически. Это так называемая автоматическая стабильность.

Автоматический стабилизатор — любая мера, которая имеет своей целью увеличить дефицит госбюджета в период спада и уменьшать его дефицит в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных мер с правительственной стороны.

Основными автоматическими стабилизаторами являются трансфертные платежи и налоговая система, прежде всего прогрессивные налоги. Социальные выплаты (трансферты) — платежи, осуществляемые без соответствующего представления их получателям каких-либо товаров или услуг. Трансфертные платежи включают в себя:

  1. Пособия по безработице;
  2. Пособия по бедности;
  3. Субсидии фермерству.

Они имеют свойство  сокращаться во время подъема экономики и возрастать во время спада производства. Налоговые платежи же ведут себя противоположно. Вся налоговая система обеспечивает изъятие такого налога, который варьируется пропорционально величине ВВП. Налоговые поступления увеличиваются по мере роста ВВП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и с ростом ВВП даёт пропорциональный прирост налоговых поступлений. Более того, по мере роста ВВП и объёма закупок товаров и услуг увеличиваются поступления от налога на доходы предприятий. И аналогично возрастает величина налогов на заработную плату по мере того, как в ходе экономического подъёма создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ВВП налоговые поступления от всех этих источников будут падать.

Программы помощи фермерам действуют подобно встроенным стабилизаторам. Если цены на фермерские продукты падают, правительство выплачивает денежные компенсации фермерам и выкупает излишки продукции. Когда надвигается инфляция, госсклады выставляют товары на рынок.

Стоит отметить, что встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний, но автоматические стабилизаторы не могут полностью скорректировать инфляцию и спады экономики. Они могут лишь сократить колебания ВВП, причем не больше чем на треть. Поэтому, чтобы поддерживать полную стабильность, нужны дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. сознательные изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величин государственных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Классификация налогов.

На 1 января 2008 года Налоговым кодексом Российской Федерации установлена следующая структура налоговой системы:

  1. Федеральные налоги и сборы:
    1. Налог на добавленную стоимость;
    1. Акцизы;
    2. Налог на доходы физических лиц;
    3. Налог на прибыль организаций;
    4. Налог на добычу полезных ископаемых;
    5. Водный налог;
    6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    7. Страховые взносы
    8. Государственная пошлина.
  1. Региональные налоги:
    1. Налог на имущество организаций;
    2. Налог на игорный бизнес;
    3. Транспортный налог.
  1. Местные налоги:
    1. Земельный налог;
    2. Налог на доходы физических лиц.
  1. Специальные налоговые режимы:
    1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН);
    2. Упрощенная система налогообложения;
    3. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности;
    4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    5. Патентная система налогообложения.

 

 

Также Налоговым кодексом РФ предусмотрены официальные проверки налоговыми службами предприятий:

  1. Камеральная налоговая проверка;
  2. Выездная налоговая проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эффективная бюджетно-налоговая политика должна опираться с одной стороны на механизмы саморегулирования, заложенные в экономической системе, а с другой - на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления.

Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством. Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

Я считаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

Налоговая система России довольно молода. Концепция ее построения базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночных отношений. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта налогообложения в условиях перехода от государственной экономики к рыночной не было. Поэтому к настоящему времени в РФ сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

Подводя итоги, хочу отметить, что проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Т.А. Фролова, Экономическая теория,  Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. – 416 с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Издательство “ЮРАЙТ”, 2005. – 399 с.
  4. Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000
  5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. А. Г. Грязновой. Финансовая академия при Правительстве РФ. — 6-е изд., испр. и доп. — М.:КНОРУС.- 2006.-624с
  6. Макроэкономика: учеб. пособие/ Под ред. И.В. Новиковой [Текст]. – М.: Тетра Системс, 2008. – 304 с. – ISBN 978–985–470–726–6.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2007 г. – М.: Проспект, 2007. – 656 с.
  8. http://biznestoday.ru
  9. http://www.grandars.ru
  10. http://www.economicportal.ru
  11. http://modern-econ.ru
  12. http://ppt.ru
  13. http://www.azbukafinansov.ru
  14. http://www.aup.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджетно-налоговая политика : цели, виды, проблемы и последствия