Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:10, курсовая работа
Предложение денег в стране регулируется мерами правительства по налогообложению, определению государственных расходов, размером бюджетного дефицита и способами его покрытия. Манипулирование бюджетом, налогами, государственными займами - важный инструмент макроэкономического регулирования, а также решения общенациональных, социальных задач.
Введение 3
1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 5
2. Понятие и структура государственного долга…………………………………………..11
3. Бюджетный дефицит и государственный долг в Российской Федерации...........18
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 31
В условиях динамично развивающейся экономики, при наличии прочных позиций в системе международного разделении труда бюджетный дефицит в допустимых пределах не опасен. Не стоит, однако, забывать, что дефициты бюджетов за ряд лет образуют государственный долг. Поэтому нельзя допускать, чтобы количество даже «неопасных» дефицитов бюджетов перешло в отрицательное качество, т.е. в формирование обременительного для экономики государственного долга.
2. Понятие и структура государственного долга
Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко.
Сумма непогашенных обязательств
государства перед банками-
В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем стран, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов – как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требует определенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга [15, с.418-421].
С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.
Внутренний долг образуется
обычно за счет займов, оформленных
путем выпуска и продажи
Основные последствия накопления внутреннего долга:
- государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения;
- все граждане страны
как налогоплательщики
- возможно предложение
долгового бремени на будущее
поколение с сокращением
- быстро растущие издержки
по процентам все более
- наблюдается эффект вытеснения.
Внешний долг – это долг в иностранной валюте. Внешний долг возникает при мобилизации государством иностранных финансовых ресурсов.
Держателями внешнего долга (кредиторами) выступают иностранные компании и банки, государственные учреждения различных стран, международные экономические организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).
Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга. Внутренний долг – это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг – это долг в иностранной валюте, и его погашение происходит фактически путем передачи товаром другой стране. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличить экспорт товаров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.
При невозможности государства
выполнить в установленные
Механизмы сокращения внешней задолженности:
- выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг, при этом выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника;
- обмен долга на
акционерный капитал (своп) –
предоставление иностранным
- замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте), при этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций [11, с.216-220].
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий по погашению имеющихся долговых обязательств государства и осуществлению новых заимствований.
Основными задачами управления государственным долгом являются [4, с.202-204]:
- максимально возможное
сокращение затрат на его
- обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств по погашению и обслуживанию внутренних и внешних долгов;
- минимизация долга для заемщика;
- обеспечение приемлемого
курса государственных
Общими условиями системы управления государственным долгом являются:
- обеспечение надежной
информации о государственном
долге в соответствии с
- обоснованный прогноз
изменения государственного
- обеспечение денежных средств для обслуживания и погашения госдолга;
- законодательное определение
верхних пределов дефицита
- текущее регулирование операций по заимствованию и погашению государственного долга, минимизация расходов по обслуживанию, рефинансирование, реструктуризация задолженности;
- регулирование рынка государственных ценных бумаг.
Погашение государственных долговых обязательств может осуществляться за счет:
а) бюджетных средств;
б) новых займов.
Если бюджетных средств недостаточно, а новые заимствования невозможны, государство может прибегнуть к таким мерам, как:
- конверсия (изменение доходности займов);
- консолидация (изменение сроков погашения займов);
- унификация (обмен облигаций нескольких ранее выпущенных займов на облигации нового займа; при этом уменьшается количество видов ценных бумаг, что упрощает управление долгом и сокращает управленческие расходы);
- обмен облигаций по регрессивному соотношению (обмен нескольких ранее выпущенных облигаций на новые; совокупный номинал нового выпуска меньше совокупного номинала предыдущих выпусков);
- отсрочка погашения (перенос даты погашения займа на более поздний срок);
- аннулирование займов (отказ от погашения ранее выпущенных обязательств).
Первые четыре метода применяются, как правило, для управления внутренним долгом, последние два – для управления внешним долгом.
При размещении займов основными вопросами является определение условий эмиссии, в том числе уровня доходности ценных бумаг, срок их обращения, способ выплаты доходов. При этом необходимо учитывать реальную конъюнктуру на финансовых рынках. Успех размещения и эффективности новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены: состояние экономики и денежного обращения, обоснованы уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам. Выпуск и размещение государственных займов возлагаются на министерство финансов и центральный банк.
Изготовлением, хранением
и рассылкой облигаций
Облигационные займы на внешних рынках от имени государства – они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы, как правило, являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и пр.) фиксируются в специальных соглашениях [6, с.63-65].
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия [7, с.152-153]:
- погашение внутреннего
долга путем выплаты процентов
населению увеличивает
- повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение могут подорвать действие экономических стимулов развития производства;
- отрицательно сказывается
на экономике ситуация, когда
правительство вынуждено брать
займы на рынке капиталов для
уплаты процентов по
- наличие государственного
долга создает психологическое
напряжение в стране, порождая
неуверенность в деловой
Таким образом, государственный долг действительно может оказывать серьезное негативное воздействие на экономику. Рост государственного долга ведет к сокращению инвестиций в физический капитал, поскольку соответствующие средства вместо того, чтобы быть вложенными в акции, вкладываются в ценные государственные бумаги. В результате акционерный капитал и объем производства оказываются меньше их потенциальной величины. Кроме того, выплаты крупных процентов по долгу вынуждают увеличивать налоги, а увеличение налогов уменьшает желание работать и снижает стимулы к предпринимательской деятельности. Значительный и продолжительный дефицит может приводить к нежелательной спирали, в которой дефицит увеличивает госдолг, а рост долга увеличивает расходы по его обслуживанию и ведет к еще большему росту дефицита и государственного долга.
Отношения, связанные
с формированием
3. Бюджетный дефицит
и государственный долг в Росси
Исторически
процесс государственных
В послевоенный период на протяжении ряда десятилетий многие страны прибегали к расширению масштабов внутренних и внешних заимствований в надежде на решение накопившихся социальных проблем и на создание условий экономического роста путем активизации инвестиционного процесса. Однако займы редко использовались в целях крупномасштабного инвестирования. Поэтому и нет впечатляющих примеров решения социально-экономических проблем на базе роста государственного долга.
В странах, где отраслевая структура производства включает низкорентабельные отрасли и для поддержания бюджетных расходов предпринимаются государственные займы, растет как внутренний, так и внешний долг со всеми отрицательными социально-экономическими и политическими последствиями. Поскольку любой значительный долг требует немалых расходов по его обслуживанию, накопление его чрезвычайно опасно для экономики. Именно поэтому в экономической науке сформировались определенные представления о рисках, связанных с ростом долгового бремени. Такие риски характерны и для долговой политики России. Особенно значительными они были в 1990-е гг., когда внешний государственный долг достигал 159 млрд. долл., а внутренний был формой функционирования финансовой «пирамиды». Она и привела к дефолту 1998 г. Краткосрочных займов (ГКО) было недостаточно для погашения и обслуживания долга, поскольку высокая инфляция диктовала займы под высокий процент [14, с.13-14].
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг