Валютное регулирование в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработке и обосновании моделей валютного регулирования, распространенных в мировой экономике и применяемых странами на различных этапах социально-экономического развития для достижения целей экономической политики.
В работе раскрыто понятие валютного регулирования и валютного контроля. Обоснована необходимость валютного регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы организации и специфики функционирования
валютного регулирования………………………………………………………….5
1.1 Понятие валютного регулирования…………………………………………..5
1.2 Инструменты валютного регулирования……………………………………..12
2 Особенности валютного регулирования в Республике Беларусь……………..16
2.1 Характеристика валютного регулирования в Республике Беларусь………..16
2.2 Характеристика валютного контроля в Республике Беларусь………………20
2.3 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь……………………………23
3 Совершенствование валютного регулирования в Республике Беларусь……..29
3.1 Совершенствование законодательной базы в области валютного
регулирования………………………………………………………………………29
3.2 Мероприятия по совершенствованию валютного регулирования в
Республике Беларусь………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

— постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.05.2011 № 188 «Об установлении обменных курсов при совершении валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке» (с изм. и доп.).

Также в своей  деятельности участники рынка руководствуются  письмами и телеграммами Национального банка, которыми уточняются и разъясняются условия работы банковской системы.

В 2011-начале 2012 гг. в валютное законодательство Республики Беларусь вносилось достаточно много изменений как системного, так и оперативного характера, вследствие реакции на складывающуюся ситуацию в денежно-валютной сфере и в экономике в целом. Большая часть таких «оперативных» документов уже отменена, поэтому в целях настоящего издания рассмотрим изменения только в тех нормативных правовых актах, которые действуют и в настоящий момент.

Изменений системного характера ждали еще с конца 2010 года, и особенно нетерпеливо  — весной 2011 года после резкого ухудшения ситуации на валютном рынке. При этом особого оптимизма не испытывали, поскольку было непонятно, по какому пути выхода из кризиса страна пойдет дальше: либеральному, китайскому или какому-то иному [250, c. 16].

И в настоящее  время есть основания сомневаться в том, что либерализация экономики сохранится хотя бы в ближайшие несколько лет. Летом 2011 года стабилизация на валютном рынке только начиналась, и то на макроэкономическом уровне. Первый транш кредита ЕАБР в 800 млн долларов США дал небольшую передышку, но условия предоставления кредита не были известны, как и дальнейшие планы руководства страны. Кроме того, ожидания на уровне субъектов хозяйствования и населения были достаточно пессимистические. В такой ситуации обсуждались любые сценарии, тем более что представители Китая предлагали свой опыт.

 

2.2 Характеристика валютного контроля в Республике Беларусь

 

 

Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Следует различать валютный контроль в широком и узком  смысле.

Валютный контроль в узком смысле (валютный надзор) – это проверка регламентов проведения валютных операций в целях приведения их в соответствие с разработанными нормами и предъявляемыми требованиями.

Валютный контроль в широком смысле – это контроль введенными государством валютными ограничениями, обусловленными целями и планами валютной политики, осуществляемый на основе действующего законодательства.

Валютный контроль осуществляется в соответствии с:

— Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 353 «Об утверждении перечня оффшорных зон» (с изм. и доп.);

— Инструкцией о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 №46 (с изм. и доп.) (далее — Инструкция № 46);

— Инструкцией по представлению отчетности по целевому использованию иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.09.2004 № 150 (с изм. и доп.);

— постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 26.09.2011 № 10 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи» [18, c. 12].

Основными направлениями валютного  контроля являются:

— определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

— обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

— предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

— проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

— анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами  валютного контроля в Республике Беларусь, помимо Совета Министров и Национального банка, являются Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

 

Таблица 2.2 — Органы валютного контроля и их компетенция

 

Органы валютного  контроля

Компетенция органов  валютного контроля

Совет Министров  Республики Беларусь

определяет  компетенцию республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных  Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля

Национальный  банк

осуществляет  валютный контроль за совершением банками  и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями валютных операций

Комитет государственного контроля

формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, анализирует итоги и разрабатывает на их основе предложения по совершенствованию системы валютного контроля и устранению недостатков, а также в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций

Государственный таможенный комитет

осуществляет  организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей


 

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [15, с. 24]

 

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

— проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения валютных ценностей;

— осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

— получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

— приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

— осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Агентами валютного контроля в  Республике Беларусь являются:

— республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты;

— таможни;

— банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты как агенты валютного контроля подотчетны Совету Министров Республики Беларусь, и в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством:

— осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;

— принимают меры по устранению подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;

— представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подчиненных (подведомственных, входящих в состав) им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;

— осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством.

Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету. Таможни как агенты валютного контроля:

— производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;

— контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

— осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;

— осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.

Порядок осуществления валютного  контроля банками и небанковскими  кредитно-финансовыми организациями  устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного  контроля вправе [32, c. 37]:

— осуществлять контроль за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

— осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

— получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

— осуществлять иные функции, предусмотренные валютным законодательством.

При поступлении резиденту или  нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Порядок и сроки уведомления  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями органов валютного  контроля устанавливаются Национальным банком.

Органы валютного контроля и  агенты валютного контроля, а также  их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.

[8, с.26-30].

 

 

2.3 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь

 

 

Сохранение высоких  темпов роста внутреннего спроса в течение 2010 года наряду с внешним энергетическим шоком в I квартале 2011 г., обусловленным увеличением цен на импортируемый природный газ, вызвали нарастание внешних дисбалансов, что в условиях сокращения доступа к внешнему финансированию привело к дестабилизации макроэкономической ситуации, росту давления на национальную валюту, быстрому сокращению золотовалютных резервов (рисунок 2.1).

На внутреннем валютном рынке чистый спрос в I квартале 2011 г. составил 1,91 млрд. долларов США. При  этом наибольший спрос в размере 0,84 млрд. долларов США наблюдался со стороны населения и был обусловлен высокими девальвационными ожиданиями, покупкой валюты для приобретения легковых автомобилей за рубежом. Чистая покупка предприятиями иностранной валюты составила 0,47 млрд. долларов США [24].

Значительное возрастание  девальвационных и инфляционных ожиданий, вызвавших в I квартале 2011 г. ажиотажный спрос на валютном и  потребительском рынках, отразилось на кредитно-депозитном рынке, в результате чего наметилась тенденция к оттоку рублевых средств населения из банков. Снижение всех рублевых депозитов физических лиц за I квартал 2011 г. составило 103,8 млрд. рублей.

 

 

Рисунок 2.1  — Сальдо операций участников валютного рынка за 2011 год, млрд. долл.

Примечание — Источник: собственная разработка

 

На этом фоне уровень  международных резервных активов  Республики Беларусь снизился в I квартале 2011 г. на 1,3 млрд. долл. США, до 3,8 млрд. долларов США.

В целях уменьшения давления на золотовалютные резервы  Национальный банк был вынужден осуществить ускоренное ослабление белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют. В результате на 22 апреля 2011 г. стоимость корзины иностранных валют достигла верхней границы коридора (8 процентов) [21, c. 14].

Одновременно был реализован комплекс мер по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке посредством регулирования порядка совершения операций на внутреннем валютном рынке.

Прекращение Национальным банком валютных интервенций позволило  предотвратить снижение уровня государственных золотовалютных резервов. В то же время принятые меры в сфере валютного регулирования и валютного контроля в условиях внешнеэкономического дисбаланса привели к формированию на внутреннем валютном рынке множественности обменных курсов и росту отложенного спроса.

Ситуация на внутреннем валютном рынке во II квартале 2011 г. характеризовалась  множественностью обменных курсов, развитием  теневого сектора и снижением  активности участников валютного рынка. Чистая покупка предприятиями иностранной  валюты составила 0,18 млрд. долларов США. Однако населением было продано на чистой основе 0,19 млрд. долларов США.

На депозитном рынке  усиливались негативные тенденции. Отток срочных рублевых вкладов  населения из банков во II квартале 2011 г. составил 0,4 трлн. рублей. Причем проводимая политика постепенного повышения ставки рефинансирования, которая была повышена с начала года на 7,5 процентного пункта, до 18 процентов годовых (на 1 июля 2011 г.), не позволила преломить указанную тенденцию.

Информация о работе Валютное регулирование в Республики Беларусь