Валютное регулирование в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработке и обосновании моделей валютного регулирования, распространенных в мировой экономике и применяемых странами на различных этапах социально-экономического развития для достижения целей экономической политики.
В работе раскрыто понятие валютного регулирования и валютного контроля. Обоснована необходимость валютного регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы организации и специфики функционирования
валютного регулирования………………………………………………………….5
1.1 Понятие валютного регулирования…………………………………………..5
1.2 Инструменты валютного регулирования……………………………………..12
2 Особенности валютного регулирования в Республике Беларусь……………..16
2.1 Характеристика валютного регулирования в Республике Беларусь………..16
2.2 Характеристика валютного контроля в Республике Беларусь………………20
2.3 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь……………………………23
3 Совершенствование валютного регулирования в Республике Беларусь……..29
3.1 Совершенствование законодательной базы в области валютного
регулирования………………………………………………………………………29
3.2 Мероприятия по совершенствованию валютного регулирования в
Республике Беларусь………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

При этом сложная ситуация на валютном рынке вызвала более значительный отток средств физических лиц в иностранной валюте. Так, во II квартале 2011 г. срочные вклады физических лиц в иностранной валюте уменьшились на 1,1 млрд. долларов США, что отражало возросшее недоверие населения к банковской системе (рисунок 2.2).

 

 

Рисунок 2.2  — Динамика срочных депозитов за 2011 год, %

Примечание — Источник: собственная разработка

 

Отмеченная ситуация на депозитном рынке также сопровождалась повышенным спросом на рублевые кредиты, пиковые значения которого пришлись на II квартал 2011 г., когда средние темпы роста рублевых требований банков к физическим лицам составили свыше 166 процентов в годовом выражении. Тем самым такая ситуация способствовала значительному увеличению рисков в банковском секторе.

В целях поэтапного сближения  обменного курса белорусского рубля  на различных сегментах валютного  рынка Правлением Национального  банка приняты решения, в соответствии с которыми:

— с 12 мая 2011 г. допустимые границы колебаний стоимости корзины иностранных валют увеличены с плюс/минус 8 процентов до плюс/минус 12 процентов (постановление Правления Национального банка от 5 мая 2011 г. №168);

— 23 мая 2011 г. проведена единовременная корректировка обменного курса белорусского рубля, центральное значение рублевой стоимости корзины иностранных валют увеличилось на 54,4 процента (с 1 172,15 до 1 810,02 белорусского рубля). В результате курс белорусского рубля к валютам, входящим в состав корзины, снизился: к доллару США - на 56,3 процента, к евро — на 53,1 процента, к российскому рублю – на 53,9 процента.

Однако данные меры не позволили коренным образом переломить ситуацию и полностью стабилизировать  валютный рынок: сохранилась множественность  обменных курсов, снизилась активность участников валютного рынка [13].

Для существенного ужесточения  денежно-кредитной политики с 1 июня 2011 г. Национальный банк отказался от проведения нестандартных операций по поддержке ликвидности коммерческих банков, которые проводились для  содействия кредитованию государственных программ, и осуществляет рефинансирование банков только на рыночных условиях, со 2 сентября 2011 г. - на срок не более 7 дней.

Была продолжена политика повышения ставки рефинансирования, которая за III квартал 2011 г. была увеличена на 18 процентных пунктов, до 30 процентов годовых.

С 14 сентября 2011 г. начала функционировать дополнительная торговая сессия ОАО «’Белорусская валютно-фондовая биржа», на которой операции покупки-продажи иностранной валюты осуществлялись по курсу, сложившемуся в соответствии со спросом и предложением, с 20 октября 2011 г. на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» начала функционировать единая торговая сессия, курс покупки и продажи иностранной валюты на которой устанавливался исходя из спроса и предложения. Кроме того, были отменены приоритетные направления покупки иностранной валюты, а также границы колебаний стоимости корзины валют, установленных на 2011 год.

После проведенной либерализации  порядка совершения операций покупки- продажи иностранной валюты и  унификации обменных курсов белорусского рубля на внутреннем валютном рынке наметились устойчивые стабилизационные процессы: увеличились объемы продаваемой на внутреннем валютном рынке иностранной валюты, курс национальной валюты укрепился ко всем валютам, входящим в корзину иностранных валют. Так, в декабре 2011 г. объем сделок на внутреннем валютном рынке приблизился к уровню января 2011 г. и составил 10 млрд. долларов США.

В целом за 2011 год субъекты хозяйствования - резиденты продали  иностранной валюты на сумму 17,1 млрд. долларов США, что выше уровня 2010 года на 12,9 процента (на 1,9 млрд. долларов США), купили - 18,1 млрд. долларов США, что ниже аналогичного периода 2010 года на 17,5 процента (на 3,9 млрд. долларов США).

В результате чистая покупка  иностранной валюты субъектами хозяйствования - резидентами за 2011 год составила 1,1 млрд. долларов США, снизившись относительно аналогичного периода 2010 года на 5,8 млрд. долларов США. В том числе в декабре 2011 г. наблюдалась чистая продажа иностранной валюты субъектами хозяйствования (255,5 млн. долларов США) против устойчивой тенденции чистой покупки предыдущих месяцев 2011 года.

В части операций населения  продолжала развиваться тенденция  к превышению объемов продажи  иностранной валюты над объемами покупки, в IV квартале 2011 г. чистая продажа иностранной валюты населением составила 379,5 млн. долларов США. По итогам 2011 года по сравнению с 2010 годом предложение валюты со стороны населения снизилось на 27,7 процента и составило 4,9 млрд. долларов США, спрос также снизился на 42,5 процента, до 4,8 млрд. долларов США, сальдо операций сложилось отрицательным в размере 132,7 млн. долларов США (в 2010 году - положительным в размере 1 516,8 млн. долларов США).

Повышение уровня процентных ставок на денежном рынке, обеспечившее значительно более высокую доходность рублевых сбережений по сравнению с доходностью вкладов в иностранной валюте, стало ключевым фактором стабилизации депозитного рынка в условиях сохранения на высоком уровне девальвационных ожиданий населения [13].

Разница между ставками по срочным вкладам населения в национальной валюте и иностранной валюте за 2011 год увеличилась с 8,8 процентного пункта в январе до 47 процентных пунктов в декабре. Такая разница в доходностях нивелировала девальвационные ожидания и обеспечивала развитие стабилизационных процессов на депозитном рынке (рисунок 2.3).

 

 

Рисунок 2.3  — Процентные ставки по срочным депозитам за 2011 год, %

Примечание — Источник: собственная разработка

 

В результате в IV квартале 2011 г. срочные рублевые вклады населения в банковской системе продолжили увеличиваться и составили 1,4 трлн. рублей. За 2011 год указанные вклады выросли на 2,4 трлн. рублей.

Динамика процентных ставок на денежном рынке во многом определялась существенным ужесточением процентной политики Национального банка.

За 2011 год ставка рефинансирования была повышена на 34,5 процентного пункта, до 45 процентов годовых на конец  года. При этом ставка по инструментам предоставления ликвидности была увеличена  на 54 процентных пункта, до 70 процентов годовых.

На этом фоне ставка по всем новым срочным депозитам  выросла на 39,7 процентного пункта, до 55,3 процента годовых, по новым рублевым кредитам, выдаваемых банками на рыночных условиях, - соответственно на 37,4 процентного  пункта, до 51,1 процента годовых.

Такой рост ставок по рублевым кредитам был необходим для замедления кредитования банками экономики  в целях обеспечения стабильной ситуации в финансовой сфере и  экономике в целом. Темпы роста  требований банков к физическим лицам  в годовом выражении замедлились с 163,6 процента в январе 2011 г. до 144,4 процента в декабре 2011 г.

В 2011 году межбанковские  кредиты в национальной валюте (далее - межбанковские кредиты) оставались одним из основных инструментов регулирования  ликвидности банков. Участниками данного сегмента денежного рынка выступали: 31 коммерческий банк - резидент Республики Беларусь, банки-нерезиденты. Национальный банк Республики Беларусь оказывал на него корректирующее воздействие.

В течение отчетного  периода в банковской системе  наблюдался преимущественно дефицит ликвидности. Объем операций, совершаемых банками на межбанковском рынке, в 2011 году составил 186,2 трлн. рублей (в 2010 году - 109,8 трлн. рублей). Срочная структура межбанковского рынка не претерпела существенных изменений: по-прежнему более 80 процентов составляли однодневные межбанковские кредиты. Удельный вес операций с банками-нерезидентами на рублевом межбанковском рынке в 2011 г. снизился и составил 1,76 процента (в 2010 г. - 2,33 процента, в 2009 г. - 2,99 процента).

Кроме того, в 2011 году банки продолжили практику привлечения-размещения ресурсов на межбанковском рынке в национальной валюте посредством сделок РЕПО. Удельный вес такого рода операций в отчетном периоде несколько увеличился и в среднем по остатку задолженности составлял 30,5 процента (в 2010 году - 29 процентов).

В 2011 году ситуация на межбанковском рынке формировалась на фоне сложной макроэкономической ситуации, что явилось дополнительным стимулом для более активной работы банков на обеспеченном сегменте межбанковского рынка, хеджируя риски посредством размещения ресурсов под залог ликвидных ценных бумаг.

В течение 2011 года кредитный  риск совершаемых сделок на межбанковском  рынке был невысоким. Доля проблемной задолженности, являющаяся одним из индикаторов кредитного риска, в общем объеме рублевых межбанковских кредитов оставалась близкой к нулю [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование  валютного регулирования в Республике  Беларусь

 

 

3.1 Совершенствование  законодательной базы в области  валютного регулирования

 

 

 

Несмотря на постепенную либерализацию валютного регулирования в Республике Беларусь, тема совершенствования системы контроля в данной области остается значимой и особенно актуальной в условиях углубления интеграционных процессов с Российской Федерацией, утечки капитала из страны, вероятности притока российского капитала, накопившего соответствующий опыт функционирования с использованием различных теневых схем.

Дальнейшее совершенствование системы валютного контроля в нашей стране представляет интерес и для Российской Федерации, что связано с существующими в ней тенденциями крупномасштабной утечки валютных ресурсов. Косвенно об этом свидетельствует строка «Чистые ошибки и пропуски» в платежном балансе. Отток капитала из Российской Федерации вызван в основном устойчивым неравновесием в экономике и социально-политической сфере.

В Республике Беларусь неучтенный отток капитала, улавливаемый через «статистические расхождения», официально рассматривается как вывоз в нелегальных формах, связанный с сознательным уклонением от государственного учета и контроля. В этом процессе, продолжающемся уже на протяжении многих лет, главное место, безусловно, принадлежит внешнеторговым операциям [33, c. 5].

Существуют  различные оценки данной ситуации, но все они сводятся к одному — к констатации несовершенства законодательной базы государства, в частности, неэффективности налоговой системы, а также отсутствия правовых актов, жестко регулирующих внешнеторговые операции, и единообразия в толковании существующих ныне. Контроль должен быть всеобъемлющим, понятным, постоянно расширяться, охватывая все новые виды операций, по мере того как участники рынка будут находить способы обойти существующие валютные ограничения. Политика в области валютного контроля должна строиться на двух основополагающих принципах: соблюдение интересов общества и государства, обеспечение экономической безопасности страны; учет реальной ситуации в отечественной экономике и на мировых рынках. Либерализацию в области валютных ограничений целесообразно осуществлять поэтапно, исходя из четко сформулированных целей проведения каждого мероприятия, оценивая его возможные негативные последствия и соизмеряя выгоды.

Динамика курса белорусского рубля и ситуация на валютном рынке страны останутся по-прежнему стабильными и предсказуемыми, если не будет допущена сверхбыстрая либерализация валютного контроля, являющегося единственным инструментом, способным противодействовать «отмыванию» денег и утечке валютных ресурсов.

Пути перевода валюты за рубеж условно можно  разделить нз прямые и косвенные. К первым из них относятся: финансовые операции по перечислению капитала за границу; вывоз наличности юридическими и и физическими лицами, в т.ч. с помощью кредитных карточек; прямые и портфельные инвестиции за границей и т. д. Косвенная форма перевода (торговые операции) - невозврат полностью или частично валютной выручки от экспорта товаров или услуг; ценовые манипуляции, оставляющие валюту за границей, в т.ч. под прикрытием бартерных операций; перечисления иностранным фирмам в счет оплаты фиктивных услуг; занижение контрактной цены при экспорте или завышение при импорте. Как видим, есть достаточное количество тегальных способов утечки валютных ресурсов из страны, а недостаточная проработанность соответствующего законодательства позволяет экспортерам и импортерам безнаказанно нарушать его. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности все более отчетливо проявляются негативные стороны практики свободного и ничем не ограниченного выхода на зарубежные рынки, используемого недобросовестными предпринимателями. Ключевую роль в этом играют так называемые фирмы-однодневки с минимально допустимым капиталом и в составе 1-2 физических лиц, оформляющие фиктивные сделки (зачастую со 100%-ми авансовыми платежами), а также контракты на оказание услуг с целью перевода валюты за границу, как правило, в оффшорные зоны.

Чтобы перекрыть  такой канал, имеет смысл ввести не только государственную регистрацию, но и выборочную экспертизу внешнеторговых контрактов, способствующую сокращению числа недобросовестных посреднических организаций во внешней торговле, установление обязательного набора требований к документам, подтверждающим торговую операцию, предоставление и получение услуг. Упорядочение процедуры лицензирования также послужит сокращению посредников во внешнеэкономической деятельности, прежде всего фирм-однодневок или финансовых компаний.

Целесообразно более широкое использование факторинга, что будет способствовать заинтересованности банков в возврате экспортной выручки, а экспортеров - в оперативном получении платы за отгруженную продукцию.

Нельзя не отметить продолжительность утечки валюты из страны путем использования бартерных операций, контроль за которыми был затруднен, прежде всего, из-за сложности оценки стоимости возимых и ввозимых товаров. Происходило занижение экспортных завышение импортных цен. По товарообменным операциям сырьем и комплектующими ввозились товары конкурирующего порта и ширпотреба (зачастую низкокачественного), которые в долгосрочных объемах производились в Беларуси. Доля бартерных операщ, в отдельные годы в общем объеме товарооборота (особенно множественности курсов) составляла примерно одну треть [31, c. 8].

Информация о работе Валютное регулирование в Республики Беларусь