Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в критические для их экономики периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.
В соответствии с особенностями развития различных стран при определении форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные различия. Кроме того значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений.

Вложенные файлы: 1 файл

тамож дело.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

С момента  введения в действие Таможенного  Кодекса Российской Федерации на таможенные органы возложена задача осуществления валютного контроля, что является для них основанием обеспечить выполнение своих функций  в соответствии с общими требованиями действующей нормативно-правовой базы в области валютного регулирования  и контроля.

На основании  Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации» и Таможенного  кодекса Российской Федерации, а  также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 года N 245 «Об основных принципах  осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. N 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка» и в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных на территорию Российской Федерации товаров устанавливается следующий порядок контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, осуществляемых юридическими лицами - резидентами Российской Федерации независимо от организационно-правовой формы.

Импортер  обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара - возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или ее приказу, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

Оплата импортируемого товара по контракту Импортера может  осуществляться только со счета Импортера  в Банке Импортера и только Банком Импортера и/или банком-корреспондентом,

6

действующим по его поручению. Банк, не являющийся Банком Импортера, при выдаче кредитов в иностранной валюте Импортеру для оплаты товаров по контракту, по которому подписан ПСи с Банком Импортера, обязан перечислять средства по кредиту на текущий валютный счет Импортера в Банке Импортера. Оплата импортируемого товара иным банком, чем Банк Импортера или бани - его корреспондент, действующий по поручению последнего, или со счета третьего лица, не являющегося Импортером, допускается только при наличии у Импортера разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.

В случае перевода Импортером средств в иностранной  валюте иностранной стороне по контракту  или ее приказу в качестве оплаты и при непоступлении по истечении 180 календарных дней с даты осуществления перевода оплаченных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и невозвращении в течение указанного срока переведенной суммы в иностранной валюте на текущий валютный счет Импортера в Банке Импортера Импортер несет финансовую ответственность перед государством в размере всей указанной суммы оплаты.

После оплаты в иностранной валюте импортируемых  товаров Импортеру запрещается (если иное ему прямо не разрешено Банком России) до завершения таможенного  оформления оплаченных товаров на территории Российской Федерации уступать третьим  лицам требования, вытекающие из подписанного им импортного контракта и имеющихся  у него в связи с указанным  контрактом гарантий и поручительств  в его пользу. Исключением из этого правила является переуступка прав требования Банку Импортера.

Сделки, предусматривающие  превышение срока в 180 календарных  дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного  оформления (и наоборот), могут быть осуществлены только при наличии  лицензии Банка России на осуществление  валютных операций, связанных с движением  капитала. Под «датой оплаты» в  данном случае подразумевается дата валютирования банковской операции по списанию средств со счета «Ностро» Банка Импортера или зачисление средств на счет «Лоро» иностранного банка или банка - его корреспондента в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу. Под датой таможенного оформления импортируемого товара понимается дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление данного товара.

 

3.Контроль  за репатриацией валютной выручки при экспорте

 Система  валютного регулирования в России  со времен СССР претерпела  существенные изменения. В СССР  она основывалась на монополии  государства, которая заключалась  в том, что права на совершение  операций в валюте, включая само  владение валютой, принадлежали  исключительно государству. Все  платежи и поступления в валюте  осуществлялись в рамках валютного  плана страны, а валюта как  собственность государства продавалась  и покупалась у советских организаций  и граждан по фиксированному  официальному курсу, установленному  Госбанком СССР. Обращение валюты  и валютных ценностей внутри  страны, включая владение ими,  преследовалось в уголовном порядке. 
Валютное регулирование в СССР отражало все наиболее характерные черты валютной монополии государства. Наличие строго регламентируемого состава потенциальных участников внешнеэкономической деятельности, единственного банка (Внешэкономбанк СССР),

7

 

осуществляющего международные расчеты, строжайшая централизация валютных поступлений и

 

жесткий контроль за их использованием составляли систему валютного контроля без формального декларирования ее наличия и определения органов, осуществляющих такой контроль. 
Ситуация изменилась во второй половине 80-х годов в связи с либерализацией в области внешнеэкономической деятельности, а следовательно, и появлением возможности использования предприятиями и организациями валютных средств, полученных в результате экспорта товаров, работ, услуг, либо приобретенных на внутреннем валютном рынке страны.     Данные процессы активно стимулировались начавшейся в это же время широкомасштабной реформой банковской системы, приведшей к бурному росту разветвленной сети уполномоченных (получивших право на проведение валютных операций) банков, осуществляющих международные расчеты. 
Однако, происшедшие изменения структуры государственного устройства СССР, образование суверенного государства Российской Федерации изменили приоритеты реализации основных направлений развития экономической политики, в том числе и в области валютного регулирования. Встала необходимость скорейшей разработки единого нормативного акта в области валютного законодательства, именно 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ « О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 (далее Закон). 
Введение Закона впервые определило само понятие «валютного контроля», при этом было установлено, что целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также определены основные направления валютного контроля: 
* Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; 
* Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; 
* Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; 
* Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. 
Таким образом, Закон установил целый ряд направлений валютного контроля и регулирования, охватывающих практически весь спектр валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ. В организационном и методологическом плане была поставлена задача организации и построения глобальной системы валютного контроля Российской Федерации. 
Причины необходимости создания эффективного валютного контроля. 
Появление в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и нерезидентов Российской Федерации, было обусловлено особенностями экономического развития государства, попыткой защиты национальной валюты РФ, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности как для их толкования, так и для их практического применения. 
8

 Конечно  же, существование такой нормативной  базы нуждается в мощной практической  поддержке, то есть подразумевает  наличие административного механизма,  способного в случае необходимости  создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений привлечь к ответственности нарушителей. Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретный задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества. 
Итак, валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. 
Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в критические для их экономики периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов. 
В соответствии с особенностями развития различных стран при определении форм и методов 
валютного контроля существовали достаточно серьезные различия. Кроме того значительные 
расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее, такие государства объединяло понимание того, что на определенном этапе развития, при умелом использовании этого механизма, валютный контроль может служить одним из важных элементов экономической политики государства, обеспечивающих стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного периода. 
Система валютного контроля достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и во многих других государствах. 
Системы валютного контроля, ограничивающие валютные операции с использованием административных мер, в настоящий момент функционируют, например, в Венгрии, Чехии и Словакии. В Греции и Португалии до настоящего момента существуют ограничения на операции, связанные с движениями капиталов. В Польше контроль за полнотой репатриации валютной выручки осуществляют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей. 

 Перечень требования таможенного режима «экспорт товаров» установлен в ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, при этом указанный перечень не носит исчерпывающий характер, а диспозиция данной статьи носит не только описательный, но и бланкетный характер, так как: «экспорт товаров осуществляется при условии... выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства по таможенному делу». 
Первым ведомственным документом, разработанным во исполнение Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и Таможенного кодекса Российской Федерации в области валютного регулирования, стала "Инструкция о порядке

9

 

осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров", утвержденная 12 октября 1993 г. Банком России (№ 19) и ГТК России (№ 01-20/10283). 
Указанной Инструкцией установлена технологическая схема контроля, в которой, задействованы экспортер, обслуживающий его уполномоченный банк (им может быть любой орган, имеющий лицензию Банка России на проведение валютных операций), таможенные учреждения, оформляющие вывоз товаров, ГТК России, Банк России или его главное территориальное управление. 
К актам законодательства по таможенному делу, устанавливающим требования, предъявляемые при экспорте товаров, относятся: Указ Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», Указ Президента Российской Федерации от 30.12.91 № 335 «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году» и от 14.06.92 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.03.93 № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», Инструкция от 12.10.93 Банка России № 19 и ГТК России № 01-20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» и ТК России. 
Таким образом, законодательными актами Российской Федерации установлено не только требование об обязательном зачислении резидентами валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, но и конкретизировано это требование применительно к экспорту товаров. 
В целях наиболее полной реализации данных положений ГТК России был издан ряд нормативных актов (в т.ч. Приказ ГТК России от 24.07.95 № 467), дающих разъяснения по применению действующих норм валютного и таможенного законодательства Российской Федерации и регламентирующих служебную деятельность должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по данному вопросу. 
В частности в п.1 Приказа ГТК России от 24.07.95 № 467 предписано исходить из того, что «...обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, определенные Центральным банком Российской Федерации для валютных операций, связанных с движением капитала (если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации), является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации». При этом необходимо отметить, что Приказ ГТК России от 24.07.95 № 467 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.95 № 923, законность его издания и регистрации подтверждена Верховным Судом РФ (Решение от 17.10.97 № ГКПИ 97-375). 
Данная норма нашла свое подтверждение и в Указе Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (п.7): «При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки) в соответствии с таможенным режимом экспорта, исходить из того, что обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности,

10

 

эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено настоящим  Указом и иными актами законодательства Российской Федерации) является требованием  таможенного режима экспорта товаров  в соответствии со ст. 98 Таможенного  кодекса Российской Федерации». 
Валютно-экспортный контроль основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления валютной выручки (смотри Схему 1). Основой этого механизма является обязанность экспортера обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.  
Совместной Инструкцией Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12 октября 1993 г. № 19 и № 01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" (далее - Инструкция) предусмотрено оформление экспортером Паспорта сделки (ПС), являющегося базовым документом валютного контроля и содержащего сведения о внешнеторговой сделке, необходимые для осуществления этого контроля. 
С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого был оформлен данный ПС, а также за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен ПС (пункт 3.2 Инструкции).

 

 

 

4.Контроль бартерных сделок

Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.

Внешнеторговые  бартерные сделки подлежат специальному регулированию. Порядок их совершения регламентирован следующими нормативно-правовыми  актами и документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности" (далее - Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности);

Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном  регулировании 

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль