Венчурное финансирование как особый метод финансирования инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 15:23, реферат

Краткое описание

Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания контрольной работы является рассмотрение венчурного финансирования как особого метода финансирования инвестиций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность финансирования инвестиций;
2. рассмотреть методы и источники финансирования инвестиций;
3. изучить понятие и сущность венчурного финансирования;
4. разобрать этапы и цепь венчурного финансирования.
Объект исследования: венчурное финансирование инвестиций.

Вложенные файлы: 1 файл

венчерное финансирование.docx

— 55.52 Кб (Скачать файл)

Венчурное финансирование осуществляется венчурными фондами, представляющими (но не являющиеся единственными) инвестиционные фонды и инновационные фонды. Инвестиционные фонды - более широкое понятие, чем венчурные фонды, и работают в большой степени с акциями и облигациями компании высокой стадии развития и не занимаются каждодневной помощью в управлении бизнесом. Инновационные фонды (которые тоже, в общем, входят в группу инвестиционных), как правило, создаются государством для поддержания начальных стадий развития технологических компаний, они, как правило, также не участвуют в каждодневной помощи в управлении компанией, как это делают венчурные фонды.

Инновационные фонды, как, например Фонд содействия развитию малых форм предприятий в России, выдают гранты на завершение выполнения НИОКР с целью минимизации рисков будущих частных инвесторов. Инновационные фонды, как Инновационный фонд Республики Казахстан создают венчурные фонды, которые затем инвестируют технологические предприятия.

К сожалению, для разработчиков, венчурные фонды, как и многие другие инвестиционные фонды и даже многие инновационные фонды, не финансируют НИКОР напрямую и полностью, имея это основной задачей, это слишком рискованная часть в жизненном цикле продукта. Финансирование НИОКР возможно, как правило, в части общего развития проекта, в небольшом объеме. Или финансирование НИОКР возможно, когда предприятие уже развито, фонд еще не вышел из бизнеса и речь идет о развитии нового продукта в этом предприятии. Вместе с тем можно найти и другие исключения, когда венчурный фонд осуществляет финансирование НИОКР. Одним из таких примеров можно назвать крупные проекты с большим объемом научно-технологических работ, когда небольшой венчурный фонд, заранее договариваясь о выходе из бизнеса путем продажи своей доли в бизнесе более крупному фонду или стратегическому инвестору, заинтересованным в проекте, но не готовым финансировать НИКОР, осуществляет финансирование НИОКР на ранней стадии проекта. Но это все исключения из правил, которого можно добиться, если речь идет о технологии (продукте) очень высокой степени новизны и многомиллиардным рынком.

Итак, для того, чтобы получить венчурное финансирование надо быть готовым поделиться долей своего бизнеса в обмен на получаемые деньги, а для этого аккуратно оценить, сколько же стоит предприятия в настоящий момент. Исключение - когда партнеры инновационные фонды, созданные государством. Надо сказать, что большинство разработчиков сильно переоценивают то, чем они владеют. Как то одна из известных американских школ бизнеса изучив более 100 компаний и 200 их продуктов получила такой статистический результат - расходы на разработку, законченную на уровне, по крайней мере, полупромышленного прототипа составляют около четверти всех расходов, которые надо понести, чтобы только войти на рынок с новым продуктом, остальное - это примерно пополам расходы на маркетинг и организацию производства. Итак, переоценка того, что имеет в руках разработчик. Эта одна причина, по которой далеко не все могут договориться с венчурными фондами. Инновационные фонды, которые в большинстве случаев выдают гранты, субвенции и не участвуют в доле бизнеса не требуют такой оценки.

Следующий вопрос - может ли разработчик убедительно доказать возможный существенный рост своей компании в ближайшем будущем (процентов на 20-30 в год и больше), именно доказать, а не произнести заклинание, что продукт у него чудесный и его, конечно будут покупать почти все. Хорошо бы чтобы и сейчас уже какой-то рост был. Нет доказательства - не будет венчурных инвестиций. И не только венчурные фонды, но даже и инновационные фонды не дадут денег на такой проект.

Частная ли компания? Нет - значит это не объект для венчурного финансирования.

Другие (по типу) инвестиционные фонды в том числе и многие инновационные фонды также работают в основном с частными компаниями, хотя инновационные фонды (в определенных случаях, определенных их мандатами) финансируют и госпредприятия.

Но и это еще не все. А есть ли квалифицированная и полная команда, которая может довести продукт до рынка, если ли в ней те, кто умеет убедить потребителя покупать, есть ли те, кто умеет продавать, есть ли те, кто умеет управлять деньгами. Все они нужны. И если кого-то в команде не хватает, шансы получить венчурные инвестиции сильно падают. Инновационные фонды также обращают на качество команды большое внимание.

Ну а каков размер рынка для предлагаемого продукта? Он (имея в виду весь мировой рынок, целевой будет, конечно, меньше) всего то 10 млн. долларов в год - мало. Хорошо бы поближе к нескольким сотням миллионов. К тому же если рынок стагнирует или хуже того уменьшается, то он тоже не слишком интересен. А сколько нужно денег проинвестировать? 100 тысяч долларов. Мало. Обычно даже на самой ранней стадии развития компании речь идет о миллионе (миллионах долларов). Меньше фонды инвестируют только в порядке исключения. Если маленькие инвестиции, то венчурный фонд не сможет получить на них желаемый доход. А какой доход? Хорошо бы в несколько лет вырастить компанию так, чтобы приобретенная в обмен на деньги фонда его доля в компании выросла бы в несколько раз. Инновационные фонды также обращают на это внимание, но для них этот параметр не такой строгий как для венчурных фондов.

Следующая проблема - выход фонда из проинвестированного бизнеса. Так уж устроен венчурный бизнес, что заработать на инвестициях больше среднеотраслевой нормы прибыли можно, если успеть продать растущую компанию на пике ее роста, когда нет или мало конкурентов по продукту компании, когда кажется, что она и дальше будет продолжать хорошо расти. Выход из бизнеса через 3-5 лет (если еще быстрее и с хорошим доходом - очень хорошо, если медленнее - плохо, хотя так и случается порой) после начала инвестирования - это важный принцип венчурного инвестирования. А кто же купит долю фонда в компании? Может быть, удастся продать компанию на бирже. В России, хотя и есть площадки для маленьких начинающих компаний и на РТС и на ММВБ, но примеров очень мало, хотя этот выход из бизнеса обычно самый прибыльный. Более вероятно для венчурного фонда, проинвестировавшего российскую компанию, выйти из нее, продав свою долю более крупному инвестору (стратегическому, но иногда и финансовому), или, наконец, частным лицам, например управленцам более крупных компаний.

И если в компании-разработчике все это есть, есть еще конкретный план, как воплотить в жизнь желаемое - сделать продукт, который будет хорошо, в больших количествах, с большой рентабельностью продаваться на рынке, то можно просить венчурные инвестиции.

Правда при этом надо помнить, что венчурный фонд - это дело коммерческое, а коммерции всегда сопутствует высокий риск, поэтому обычно фонды вкладывают (инвестируют) деньги в компании разных отраслей, и разных стадий развития. Причем на две первые стадии развития - посевное инвестирование (когда « в железе» продукта еще нет) и старт-ап инвестирование (когда компания уже имеет промышленный прототип) фонды тратят не много денег - в среднем 20-25 % от всего капитала в США, чуть меньше в ЕС, 10-12% в Юго-Восточной Азии, и около 10% в России.

Но все-таки, если есть интересный продукт, при выполнении в основном условий, описанных выше, венчурное финансирование и в России - правильный источник денег, хотя и не очень большой - на сегодня - примерно 100 млн. долларов в год, а венчурный фонд - не только инвестиционный, но и инновационный фонд, осуществляющий инновационное финансирование (так как вкладывает деньги в инновации и представляет собой в определенной мере инновационную форму финансово-промышленого бизнеса). А правильный потому, что вместе с деньгами компания получает очень важную помощь в управлении бизнесом от фонда и его управляющей компании, что на начальной стадии развития компании часто дороже денег.

2.2 Этапы венчурного  финансирования

Венчурное финансирование молодых инновационных компаний осуществляется, как правило, поэтапно, причем разные этапы финансируются разными венчурными инвесторами. Венчурный капиталист не инвестирует все средства одновременно, а каждый раз выделяет сумму, достаточную лишь для достижения следующего этапа. Таким образом, при периодической переоценке перспектив реализуемых финансируемой фирмой проектов он может принять решение о прекращении инвестиций, что дисциплинирует менеджмент венчурной компании, исключая возможности вложения средств в неэффективные проекты.

Первым этапом большинства новых проектов является достартовое финансирование (seed), направляемое на проведение работ по теоретическому и практическому обоснованию коммерческой значимости будущего проекта.

Автор идеи или небольшой коллектив новаторов ведет предварительные исследования и разработки, оценивает потенциальный рынок для новой продукции, готовит план деятельности будущей фирмы.

Этот этап может длиться от нескольких месяцев до одного года и в среднем требует до $300 тыс. капиталовложений. Это наиболее рискованные инвестиции, поскольку достоверная информация, позволяющая определить жизнеспособность предлагаемого проекта, практически отсутствует. Согласно одной из оценок, в конце рассматриваемого этапа отбрасывается около 70-90% первоначальных идей. Однако принятые идеи оказываются наиболее жизнеспособными и впоследствии могут приносить инвесторам наиболее высокую прибыль - по разным оценкам от 50 до 75 % годовых.

Второй этап стартового финансирования (start up) связан с организацией инновационной венчурной фирмы и подбором ее основных сотрудников.

Завершается разработка и испытание прототипа нового продукта, технологии или вида услуг, а также проводится изучение потребностей рынка.

Руководители фирмы уже располагают формальным бизнес-планом, который служит основой для переговоров с венчурными инвесторами для предоставления необходимых финансовых средств. Эти средства требуются для проведения заключительных исследований и разработок, позволяющих приступить к выпуску и реализации новой продукции.

Этот этап длится от полугода до нескольких лет и обычно обходится инвесторам в $1-3 млн. Большой объём финансирования и достаточно высокий уровень риска зачастую требует привлечения совместных капиталовложений нескольких венчурных инвесторов.

Третий этап начального расширения (early expansion) связан с переходом инновационной венчурной фирмы к практической деятельности по выпуску нового вида продукции или коммерческому освоению нового вида услуг.

В это время фирма нуждается в рекламе, укреплении своей репутации у потребителей, преодолении конкуренции, создании сети сбыта, организации и совершенствовании управления производством.

Прибыли от реализации продукции еще не обеспечивают на этом этапе необходимых финансовых возможностей для дальнейшего роста, уплаты текущих расходов и создания оборотных фондов. В то же время имеющиеся активы фирмы не служат надежной гарантией для получения кредитов от коммерческих банков. Иногда предприниматели снова вынуждены прибегать к услугам инвесторов рискового капитала.

Этап начального расширения может занять несколько лет и требует для обеспечения нормальной деятельности новой фирмы нескольких миллионов долларов. Поэтому в финансировании нововведений здесь обычно принимают участие несколько венчурных фондов. быстрого расширения (rapid growth) характеризуется тем, что новой растущей венчурной фирме необходимы значительные средства для развития производственных мощностей, увеличения оборотного капитала и улучшения системы сбыта, а также для совершенствования выпускаемой продукции.

Четвертый этап. На этом этапе новая фирма начинает приносить прибыль, и вероятность ее банкротства существенно уменьшается. Теперь она может воспользоваться заемными средствами из традиционных финансовых источников. Привлечение новых инвесторов рискового капитала, как правило, прекращается. Создаются условия для выхода акций новой инновационной фирмы на рынок ценных бумаг.

2.3 Цепь венчурного  финансирования

Венчурная технология (создание рисковых предприятий) требует наличия неразрывной финансовой цепи, начиная с уставного капитала и до рынка ценных бумаг (фондовой биржи). При этом следует иметь ввиду, что финансовая цепь не прочнее ее самого слабого звена.

Акционерный капитал, условно говоря, образуется следующим образом:

· учредители, друзья и семья (УДС, причем последнюю букву в этой аббревиатуре иногда расшифровывают как «сумасшедшие») или же фаза бутстрэппинга;

· бизнес-ангелы;

· венчурный капитал (ВК);

· первоначальное открытое предложение акций (ПОП) или слияния и приобретения (С&П)

Бутстрэппинг

Бутстрэппинг (буквально - затягивание ремешков на обуви, затягивание поясов) - это способ финансирования небольших фирм посредством высокоэффективного приобретения и использования ресурсов без увеличения акционерного капитала из традиционных источников или заимствования средств в банках. Эта фаза характеризуется большой зависимостью от внутренних источников финансирования, кредитных карт, закладных, ссуд, точнее сказать, характеризуется недостаточностью источников финансирования.

Бутстреппинг является основным источником первоначального акционерного капитала для более 90% технологических фирм. Он дает много преимуществ предпринимателям, и, вероятно, является лучшим методом для начала деятельности фирмы, давая преимущества в привлечении акционерного капитала инвесторов в будущем. Предприниматели обязаны знать возможности бутстрэппинга и использовать их на практике, чтобы удачно преодолеть дефицит акционерного капитала.

Бизнес - Ангелы

Бизнес - Ангелы финансируют предприятия на начальном этапе до момента получения предприятием прибыли, а также дают и руководящие указания начинающим бизнесменам. Ангелы - покровители бизнеса - это богатые частные инвесторы, как правило, люди сколотившие свой капитал, будучи предпринимателями. Обладая большими возможностями, будучи более гибкими, чем банки, и, имея большие возможности для финансирования начинающих бизнесменов, они не только вкладывают средства в уставный капитал, но и, что более ценно, осуществляют экспертизу задуманного проекта, предлагая фирмам руку помощи и советы. Бизнес-Ангелы покрывают недостаток между средствами, имеющимися у предпринимателей, и необходимыми средствами на начальном этапе предпринимательской деятельности или на втором этапе финансирования, которые венчурные инвесторы (ВИ) в состоянии предложить. Для обеспечения тесной интеграции в процессе финансирования в период существования компании важно иметь хорошие взаимоотношения между ангелами - хранителями бизнеса и учредителями венчурного капитала.

Венчурный капитал

Хотя венчурный капитал и является основным источником финансирования, его недостаточно для финансирования инновационной деятельности. Чаще всего фонды венчурного капитала неохотно инвестируют в высокие технологии на начальном этапе, чаще всего из-за того, что они не имеют возможности надежно оценить инвестиционный риск с тем, чтобы выступить в роли “первого инвестора”. Для своего эффективного приложения венчурный капитал должен стать одним из звеньев неразрывной инвестиционной цепочки от первоначального капитала до фондового рынка.

Информация о работе Венчурное финансирование как особый метод финансирования инвестиций