Взаимодействие монополии и рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

История развития экономики отдельных стран и регионов убедительно доказала, что для настоящего этапа развития человечества наиболее эффективной формой организации связей в общественном хозяйстве является рынок. Основы современной рыночной экономики зародились в тот исторический момент, когда обмен результатами деятельности стал ведущей формой связей между отдельными производителями. Это произошло в период разложения первобытной общины. С тех пор совершенствование форм обмена, возникновение и развитие товара и денег служит формированию современной формы их существования – рыночного хозяйства.
Изучение рыночного механизма, его сущности, определения его основных элементов и их взаимодействие является целью моей работы.
Задачи сводятся к ознакомлению с сущностью рыночного механизма, законами спроса и предложения; определению воздействия спроса и предложения на равновесную цену.

Содержание

Введение
1. Рыночный механизм и его элементы
1.1. Закон спроса
1.2. Закон предложения
1.3. Равновесная цена
2. Конкуренция в рыночном механизме.
3.Взаимодействие монополии и рынка
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр. по Экономике.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение  

1. Рыночный механизм  и его элементы  

1.1. Закон спроса  

1.2. Закон предложения 

1.3. Равновесная цена 

2. Конкуренция  в  рыночном механизме. 

3.Взаимодействие монополии  и рынка 

Заключение 

Список использованной литературы 

 

 

Введение.

 

Рыночная экономика является сложным механизмом управления людьми, разных видов деятельности и производств посредством системы цен и рынков; это средство коммуникации для объединения знаний и действий миллиардов отдельных людей. Без централизованной информации или специальных расчетов рынок решает проблемы производства и распределения миллиардов неизвестных переменных и зависимостей – проблем, которые далеки от разрешения даже самыми быстрыми современными суперкомпьютерами.

История развития экономики отдельных стран и регионов убедительно доказала, что для настоящего этапа развития человечества наиболее эффективной формой организации связей в общественном хозяйстве является рынок. Основы современной рыночной экономики зародились в тот исторический момент, когда обмен результатами деятельности стал ведущей формой связей между отдельными производителями. Это произошло в период разложения первобытной общины. С тех пор совершенствование форм обмена, возникновение и развитие товара и денег служит формированию современной формы их существования – рыночного хозяйства.

Изучение рыночного механизма, его сущности, определения его  основных элементов и их взаимодействие является целью моей работы.

Задачи сводятся к ознакомлению с сущностью рыночного механизма, законами спроса и предложения; определению воздействия спроса и предложения на равновесную цену.

 

 

 

 

 

1. Рынок и его элементы

 

Рынок – это совокупность сделок купли продажи товаров. В  такие сделки повседневно вступает каждый человек, когда, например, приобретает какой-либо товар в магазине, рассчитывается за проезд на транспорте, оплачивает оказанные ему услуги. Рынок представляет собой относительно самостоятельную часть более общей системы организационно-экономических отношений – товарно-рыночного хозяйства, куда так же входит товарное производство. Очевидно, что производство товаров и рынок неразрывны: товарное производство поставляет свою продукцию на рынок, а рынок не может без него существовать и завершает его дело.

В товарно-рыночном хозяйстве  рынок выполняет роль главного контролера качества конечных результатов товарного производства. Во-первых, он проверяет: в какой качественной и количественной мере соответствуют нуждам покупателей полезные предметы, созданные производителями в каждой отрасли народного хозяйства. Во-вторых, в рыночной сфере ежедневно проводится, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов – доходно или убыточно реализовать товары, для покупателей – разорительно или выгодно их приобретать. Такая проверка часто дает разные результаты – обогащение одних и разорение других.

Рыночная экономика  учитывает личный интерес отдельных  субъектов, заключающийся в их стремлении максимизировать результаты своей  экономической деятельности и использование  рыночного механизма спроса и  предложения для решения основных экономических вопросов.

Рынок можно определить как особую форму взаимоотношений  между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами.

Хозяйственные отношения  могут быть двух типов: натуральные и товарные. Товарные базируются на меновых отношениях, эквивалентном обмене, свободной купле-продаже всех товаров и услуг, которые осуществляются посредством рынка.

Выделяют структуру  и инфраструктуру рынка.

Инфраструктура рынка представляет собой совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движений товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Все эти элементы тесно  связаны друг с другом. Если они  находятся в равновесном сбалансированном состоянии, то и вся экономика функционирует нормально и так же находится в равновесии. И, наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов (например, банковской сферы) негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка.

Рыночная структура  так же может быть классифицирована по отраслевому признаку (автомобильный  или нефтяной), по характеру продаж (оптовый, розничный), по соответствию действующему законодательству (легальный, нелегальный, теневой рынок) и т.д.

В условиях рыночной экономики наиболее рационально используются достижения науки и техники (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии). Только рынок позволяет регулировать и координировать деятельность людей без принуждения, т.е. свобода выбора и действий экономических субъектов способствует более полному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

 

 

 

 

1.1. Закон спроса

 

Рынок представляет собой особую систему  взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описываются при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение. Экономический анализ рыночной конъюнктуры через изучение модели спроса и предложения является универсальным инструментом исследования самых разнообразных задач. Рассмотри более подробно модель спроса и предложения.

Рыночный спрос на какой-либо товар  или услугу является косвенным отражением потребности людей в данном товаре или услуге. В чем же отличие  понятий спроса и потребности? Потребность  в некотором благе отражает желание  его иметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам. Механизм рынка позволяет удовлетворять лишь те потребности человека и общества, которые выражены в форме спроса.

Спрос – это платежеспособная потребность  в каком-либо товаре или услуге. Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос является суммированным, или агрегированным, отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Для практической оценки и прогнозирования  рыночного спроса используют самые разнообразные методы (опрос или интервью покупателей, экспертная оценка уровня спроса на товар и экономические прогнозы относительно его динамики, рыночный эксперимент, который предполагает прямое рыночное тестирование товара, статистический метод).

Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса.

Величина спроса – количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. На величину спроса влияет огромное количество факторов, среди которых наиболее значимыми являются вкусы потребителей, размеры их дохода, цены данного и других товаров на рынке.

Максимальная цена, которую  покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуг, называется ценой спроса.

Очевидно, что если реальная рыночная цена оказывается меньше цены спроса конкретного потребителя, то возникает так называемый излишек  потребителя, характеризующий чистую выгоду, получаемую человеком от покупки  и потребления данного товара или услуги. 

Закон спроса гласит, чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

Закон спроса  - величайший закон рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей  и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос  на товары в количественном выражении  изменяется в обратной  зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других и товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может  преобладать более сильное влияние  одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т.е. товаров, спрос  на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты и т.п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и  эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.

В экономической теории существует описание исключения из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен (1837–1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих  качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены – увеличивается (как в случае с картофелем).

 Имеются и другие  исключения из закона спроса. Так, с одной стороны, некоторые  потребители могут сокращать  свой спрос при снижении его  цены, поскольку данный товар становиться более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все»  (так называемый эффект сноба). С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений (так называемый эффект Веблена). 1

Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса  в зависимости от цены.

  Эластичным  спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, так как цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси.2

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособность потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или не понижались цены на соль, спрос на неё неизменен. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может еще служить и спрос на отдельные виды лекарств, без которых не может обойтись больной. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен.

Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса:

1.  Потребительские предпочтения.

Представления покупателей о полезности блага изменяются в благоприятном или неблагоприятном направлении для определенного товара.

2. Цена на другие товары.

Поскольку потребности взаимосвязаны между собой, то и блага, их удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости друг от друга.

3. Число покупателей. Увеличение числа покупателей повышает спрос, уменьшение - снижает.

4. Ценовые ожидания покупателей.

Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем, может побудить их покупать теперь же, т.е. поднимет спрос на определенную группу товаров. Ожидание падения цен приведет к падению спроса.

5. Доход.

Воздействие спроса на изменение денежного дохода более сложно. Рост дохода, как правило, ведет к повышению покупательской способности потребителей и в большинстве случаев они при тех же ценах имеют возможность купить больше, т.е. увеличивают спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Закон предложения

 

Анализ рыночного механизма  будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую  ситуацию на рынке уже не со стороны покупателя как спрос, а со стороны продавца.

Предложение можно определить как  совокупность товаров и услуг, которые  находятся в данный момент на рынке  и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.

Информация о работе Взаимодействие монополии и рынка