Виды розничной торговой сети, их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – исследование состояния розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и разработка направлений ее совершенствования на ближайшую перспективу.
В процессе исследования необходимо решить поставленные задачи:
– в теоретическом аспекте раскрыть сущность видов розничной торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь, дать им характеристику;
– провести анализ состояния розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010-2012 г.;
– проследить динамику развития розничной торговой сети потребительской кооперации;
– отразить роль розничной торговли потребительской кооперации в обслуживании сельского населения;
– выявить основные тенденции развития розничной торговой сети по Республике Беларусь в целом, в том числе потребительской кооперации;
– проанализировать количественные и качественные показатели состояния торговой сети потребительской кооперации;
– определить пути повышения эффективности использования розничной торговой сети системы потребительской кооперации.

Содержание

Введение 3
1. Виды розничной торговой сети, их характеристика 5
2. Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь 16
3. Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности ее использования 26
Заключение 35
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая КД розничноя торговля.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь в  системе потребительской кооперации наиболее полно используется такой метод продаж как самообслуживание.

Самообслуживание - метод  розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.

Опыт продажи товаров  с помощью самообслуживания при правильном решении ряда организационно – технологических вопросов показывает его значительные преимущества по сравнению с другими методами розничной продажи.

Также для проведения оценки состояния розничной торговой сети потребительской кооперации необходимо выработать систему взаимосвязанных показателей и иметь всестороннюю достоверную информацию об их величине и тенденциях изменения. Но при этом большое количество самых различных показателей вызывает определенные трудности в обеспечении их надежной статистической базой, не позволяет дать обоснованную оценку состояния розничной торговой сети потребительской кооперации в целом. Поэтому из всего множества показателей, предложенных для оценки состояния розничной торговой сети, наиболее существенными являются обеспеченность населения торговой площадью на 1000 жителей, коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов, коэффициент плотности торговой сети относительно территории, средний размер магазина, средний радиус действия магазина[7, с.120].

Оценка состояния розничной  торговой сети потребительской кооперации  произведена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010- 2012 гг.

 

Показатели

Годы

Отклонение (+;-)

 

2010 г.

 

2011 г.

 

2012 г.

1

2

3

4

5

1. Обеспеченность населения торговой площадью, м2 на 1000 жителей

       

- в целом по Республике Беларусь

 

362

 

391

 

416

+25

- по системе потребкооперации

 

106,09

 

105,07

 

103,77

-1,02

2. Коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов

       

- в целом по Республике Беларусь

 

3,674

 

4,388

 

4,419

+0,714

- по системе потребкооперации

 

1,084

 

1,086

 

1,044

+0,002

3. Коэффициент плотности торговой сети относительно территории

       

- в целом по Республике Беларусь

22,013

22,688

 

18,98

+0,675

- по системе потребкооперации

 

 

5,106

 

 

5,106

 

 

4,739

0

4. Средний размер магазина по  торговой площади, м2

       

- в целом по Республике Беларусь

81,15

81,7

 

+0,55

- по системе потребкооперации

95,08

96,5

 

+1,42

         
         
         

Окончание таблицы 2.2

       

1

2

3

4

5

5. Средний радиус действия магазина, км

       

- в целом по Республике Беларусь

1,42

1,34

 

-0,08

- по системе потребкооперации

2,69

2,69

 

0


 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

В результате проведенного анализа, из таблицы 2.2 видно, что обеспеченность населения торговой площадью в целом по Республике в 2012 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 25 кв. м. По системе потребительской кооперации произошло уменьшение данного показателя в 2012 г. на 1,02кв. м.

Коэффициент плотности  торговой сети по количеству магазинов по РБ в 2012 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 0,714. В системе потребительской кооперации за аналогичный период происходит увеличение данного показателя на 0,002, что говорит о незначительном росте количества магазинов в расчете на 1000 жителей.

В 2012 г. по сравнению с 2010 г. коэффициент плотности торговой сети относительно территории в целом по Республике Беларусь увеличился на 0,675, а в системе потребительской кооперации не произошло изменений данного показателя.

Средний размер магазинов в 2012 г. в целом по Республике Беларусь увеличился на 0,55 кв. м, а по системе потребительской кооперации на 1,42 кв. м. По системе потребительской кооперации не наблюдается изменений радиуса действия магазина в 2012 г.

Таким образом, проведенная  оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации по основным качественным  показателям  торгового обслуживания  продемонстрировала, что в системе потребительской кооперации происходит уменьшение обеспеченности населении торговой площадью, увеличение количества автомагазинов, развитие прогрессивных методов продаж, и т. д. Однако при всех положительных тенденциях имеются и следующие негативные моменты: снижение числа розничных торговых объектов, в том числе мелкорозничной сети, за счет строительства сети дискаунтеров, гипермаркетов, супермаркетов и т. д.

А теперь следует рассмотреть основные показатели функционирования стационарной розничной торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь, для того, что бы определить тенденции развития торговли в системе (таблица 2.3) [10,11].

 

Таблица 2.3 - Основные показатели функционирования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2010-2012 гг.

 

Областные потребсоюзы

Показатели

Годы

Отклонение (+;-)

Темп имене-ния,%

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

Гродненский ОПС

Розничный товарооборот, млн р.

782320,4

1177304

1291843,0

509522,6

165,13

Количество магазинов, ед.

1417

1354

1270

-147

89,63

Общая торговая площадь, тыс. м.кв.

135,1

132,0

127,2

-7,9

94,15

Минский ОПС

Розничный товарооборот, млн р.

1278902

1952160

2128014,0

849112

166,39

Количество магазинов, ед.

2175

2097

1992

-183

91,59

Общая торговая площадь, тыс. м.кв.

202

199,5

195,4

-6,6

96,73

Витебский ОПС

Розничный товарооборот, млн р.

1066769

1643159

1813948,8

747179,8

170,04

Количество магазинов, ед.

1718

1694

1625

-93

94,59

Общая торговая площадь, тыс. м.кв.

168,7

168,8

165,6

-3,1

98,16

Гомельский ОПС

Розничный товарооборот, млн р.

1104449

1655503

1881171,0

776722

170,33

Количество  магазинов, ед.

1792

1766

1713

-79

95,59

Общая торговая площадь, тыс. м.кв.

172,7

171,7

170,1

-2,6

98,49

Брестский ОПС

Розничный товарооборот, млн р.

1223161

1932433

2104807,0

881646

172,08

Количество магазинов, ед.

1959

1938

1863

-96

95,09

Общая торговая площадь, тыс. м.кв.

177,6

178,7

175,6

-2

98,88

Могилевский ОПС

Розничный товарооборот, млн р.

890282,2

1400591,4

1525421,6

635139,4

171,34

Количество магазинов, ед.

1490

1435

1398

-92

93,83

Общая торговая площадь, тыс. м.кв.

143,4

140,2

139,5

-3,9

97,28

Белкоопсоюз

Розничный товарооборот, млн р.

6345883

9878102,5

10882476,5

4536593,5

171,49

Количество магазинов, ед.

10578

10309

9902

-676

93,61

             

Окончание таблицы 2.3

1

2

3

4

5

6

7




 

 

Общая торговая площадь, тыс. м.кв.

1005,8

996,2

 

 

983,8

-22

97,81




Примечание - Источник: составлено автором на основе [16, 17, 18].

 

Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот Белкоопсоюза  в 2012 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 4536593,5  млн р. или на 71,49 %, это произошло за счет увеличения розничного товарооборота всех облпотребсоюзов, так по Могилевскому ОПС розничный товарооборот вырос на 635139,4 млн р. или на 71,34 %., по Брестскому – на 881646 млн р. или на 72,08 %, Гомельскому  - на 776722 млн р. или на 70,33 %, Витебскому ОПС -  747179,8 на  млн р. или на 70,04 %, Минскому ОПС – 849112 на млн р. или на 66,39 %., а Гродненскому ОПС – на 509522,6 млн р. или на 65,13%. Следовательно, наибольший рост конечного результата торговой деятельности потребительской кооперации был в Брестском облпотребсоюзе, при этом количество магазинов в данном облпотребсоюзе снизилось на 96 ед., а вот общая торговая площадь, наоборот, увеличилась на 2 тыс. м.кв.

На основании данных таблицы 2.3 проведем анализ эффективности использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2010-2012 гг., результаты оформим в таблице 2.4 [10,11].

Таблица 2.4 - Эффективность использования стационарной розничной         торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы потребительской кооперации

Областные потребсоюзы

Показатели

Годы

Отклонение (+;-)

Темп изменения,%

2010

2011

 

 

2012

1

2

3

4

5

6

7

Гродненский ОПС

Розничный товарооборот

         

- на один магазин, млн р.

552,09

869,50

 

1017,4

465,31

184,28

- на один квадратный метр торговой площади, млн р.

5,79

8,92

 

 

10,16

4,37

175,47

Минский ОПС

Розничный товарооборот

         

- на один магазин, млн р.

588,0

930,93

 

1068,2

480,2

181,67

- на один квадратный метр, млн р.

6,33

9,79

 

10,89

4,56

172,04

             

Окончание таблицы 2.4

1

2

3

4

5

6

7

Витебский ОПС

Розничный товарооборот

         

- на один магазин, млн р.

620,94

969,99

 

1116,2

495,26

179,92

- на один квадратный метр торговой площади, млн р.

6,32

9,73

 

 

 

10,95

4,63

173,26

Гомельский ОПС

Розничный товарооборот

         

- на один магазин, млн р.

616,32

937,43

 

1098,17

481,85

178,18

- на один квадратный метр торговой площади, млн р.

6,39

9,64

 

 

 

11,05

4,66

172,93

Брестский ОПС

Розничный товарооборот

         

- на один магазин, млн р.

624,38

997,13

 

1129,79

505,41

180,95

- на один квадратный метр торговой площади, млн р.

6,89

10,8

 

 

 

11,98

5,09

173,88

Могилевский ОПС

Розничный товарооборот

         

- на один магазин, млн р.

597,50

976,02

 

1091,15

493,65

182,62

- на один квадратный метр торговой площади, млн р.

6,21

9,99

 

 

 

10,93

4,72

176,01

Белкоопсоюз

Розничный товарооборот

         

- на один магазин, млн р.

599,91

958,20

 

1099,01

499,1

183,19

- на один квадратный метр торговой площади, млн р.

6,31

9,92

 

 

 

11,06

4,75

175,28




Примечание - Источник: составлено автором на основе [16, 17, 18].

 

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что увеличение розничного товарооборота на 1 магазин по Белкоопсоюзу в 2012 г. по сравнению с 2010 г. составляло 83,19%, а на один квадратный метр – 75,28 %, что свидетельствует о повышении эффективности использования  розничной торговой сети. Данный рост наблюдался по всем облпотребсоюзам, однако, наиболее успешной была деятельность Могилевского ОПС, так как рост розничного товарооборота на 1 магазин составлял 82,62%, а на 1 м.кв. торговой площади – 76,01 %.

 

Наименьшее увеличение показателей эффективности использования  розничной торговой сети было в Гомельском ОПС, это свидетельствует о том, что при наличии одной из самых больших розничных сетей в Белкоопсоюзе, облпотребсоюз использует ее не достаточно эффективно.

Для обслуживания сельского  населения, агрогородков и малых  населенных пунктов торговой сетью потребительской кооперации Республики Беларусь используются автомагазины, а так же магазины, расположенные в сельской местности. Рассмотрим динамику магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности за 2010-2012 гг., результаты оформив в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 - Динамика магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности за 2010-2012 гг.

 

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение (+;-)

количест-во, ед.

удельный вес,%

количест-во, ед.

удельный вес,%

количество, ед

удельный вес, %

по количеству

по удельному весу

1 Магазины, всего

               

- количество, ед.

10574

100,0

10309

100,0

9902

100,0

-672

0

- торговая площадь, тыс. м.кв.

1000,0

100,0

996,2

100,0

983,8

100,0

-16,2

0

1.1 В том числе расположенных в сельской местности

               

- количество, ед.

7424

70,18

7428

70,9

7023

70,9

-401

0,72

- торговая площадь, тыс. м.кв.

598,7

59,52

599,0

58,6

576,2

58,6

-22,5

-0,92

Информация о работе Виды розничной торговой сети, их характеристика