Влияние малого бизнеса на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:04, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни
региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................4
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ..6

1.1. Экономическая сущность малого бизнеса ..............6

1.2. Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни
зарубежных стран .........................8
1.3. Роль и место малого бизнеса в российской экономке........11
1.3.1. Особенности функционирования малого бизнеса в России........11
1.3.2 . Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы...........13
1.3.3. Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики........16
1.4 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики.....22
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ......27

2.1 Развитие малого бизнеса в Читинской области............27
2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе
хозяйствующих субъектов....................34
2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения...........36
2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда......40
2.5 Место малых предприятий в производстве товаров и услуг.....42
2.6. Инвестиционная активность малых предприятий............48
2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого
бизнеса ............................51
2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого
предпринимательства ....................51
2.7.2. Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки
малого предпринимательства..................54
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г...61
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С
ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ
В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ.....................65
3.1. Необходимость совершенствования механизма государственной
поддержки малого бизнеса..................65
3.2. Участие малых предприятий в выполнении областного
государственного заказа....................71
3.3. Расчет экономической эффективности при размещении
областного государственного заказа на малом предприятии......74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............89

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 214.58 Кб (Скачать файл)

деятельность ФПМП Читинской области». Основная задача данной программы –

формирование благоприятного имиджа малого предпринимательства среди самых

широких слоев населения области /12/.

     2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки   малого предпринимательства

Программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской

области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось выделение кредитов для

реализации приоритетных инвестиционных проектов, отбираемых на конкурсной

основе. Ресурсное обеспечение указанного направления составляло 92,5% от

общего объема финансирования Программы. Поэтому финансирование проектов

производится на конкурсной основе, при этом предпочтение отдается проектам,

осуществляемым в приоритетных для области направлениях, указанных в

Программе. Кредиты выдаются с соблюдением основных принципов кредитования –

возвратности, срочности, целевого использования, платности и обеспеченности.

Заявки предпринимателей, обратившихся в Фонд за получением кредита,

регистрируются и проходят экспертизу. Как видно из таблицы 22, максимальное

количество заявок поступает от предприятий  пищевой промышленности (34,2% от

общего количества), что обусловлено рядом причин:

1.     Наличие в регионе  сырья по сравнительно низким  ценам;

2.     Невысокая капиталоемкость  производства;

3.     Конечный продукт  входит в число товаров повседневного  спроса.

Деятельность крестьянско-фермерских хозяйств в целом направлена также на

производство и первичную переработку сельхозпродукции.

Поступающие заявки  на выделение кредитов с целью пополнения оборотных

средств для ведения торгово-закупочной деятельности допускаются к участию в

конкурсе только при условии реинвестирования прибыли на организацию

производства, либо выполнения мероприятий социальной направленности /12/.

Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса поступило 38 заявок, что

свидетельствует о низкой активности предпринимателей в поиске кредитных

ресурсов.

                                                                      Таблица 22

Отраслевая структура поданных в 2000 году заявок

    

Отрасль

Количество заявок

Сумма запрашиваемых кредитов

Шт.

В % к итогу

Тыс. руб.

В % к итогу

Строительство и ремонтно-строительные работы

2

5,3

550

4,1

Лесозаготовка и лесопереработка

1

2,6

1500

11,1

Пищевая промышленность

13

34,2

6760

49,8

Фармацевтика

1

2,6

500

3,7

Легкая промышленность

2

5,3

500

3,7

Крестьянско-фермерские хозяйства

4

10,5

1154

8,5

Автоуслуги

2

5,3

1000

7,4

Бытовые услуги

3

7,9

600

4,4

Юридические услуги

1

2,6

200

1,5

Обучение

2

5,3

100

0,7

Общественное питание

2

5,3

100

0,7

Торговля

5

13,2

600

4,4

Всего заявок

38

100

13564

100


 

 

Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от общего

количества профинансированных проектов, что связано с увеличением кредитных

ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными средствами,

а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку угольной

отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными соглашениями на

кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской области.

                                                                      Таблица 23

Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах

    

Год

Профинансированные проекты

Профинансировано проектов на сумму

количество

В % к итогу

Тыс. руб.

В % к итогу

1997

1

2,1

500

3,8

1998

12

25,0

2800

21,3

1999

10

20,8

2609

19,9

2000

25

52,1

7212

55,0

итого

48

100

13121

100


 

 

В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000  годах проектов на

долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства приходится

78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24, размеры

кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пищевой

промышленности, строительстве и производстве строительных материалов,

фармацевтике были сравнительно больше.

В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных кредитов,

более половины денежных средств Фонда было направлено на финансирование

проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на протяжении нескольких лет

занимает значительный удельный вес в структуре кредитов, но в 2000 г. эта

тенденция усилилась. Возросла доля финансирования крестьянско-фермерских

хозяйств. Уменьшились объемы кредитования в отраслях строительства и

лесопереработки, что связано с высокой капиталоемкостью этих производств.

Максимальный размер кредитов, выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не

может покрыть затраты на организацию крупного строительства или

лесоперерабатывающего производства /12/.

В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было

обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и обеспеченных

заявок в других отраслях и социальной направленностью профинансированных

проектов.

                                                                      Таблица 24

Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах.

    

Отрасль

Количество проектов

Сумма кредитов

Структурное соотношение, в %

По количеству

По сумме

Крестьянско-фермерские хозяйства

7

1 344 000

14,6

10,0

Пищевая промышленность

9

5 178 836

18,8

38,6

Лесозаготовка и лесопереработка

2

968 416

4,2

7,2

Фармацевтика

2

900 000

4,2

6,7

Производство строительных материалов, СМР

8

1450 000

16,7

10,8

Услуги связи

1

380 000

2,1

2,8

Швейное производство

3

699 320

6,3

5,2

Услуги общепита

2

100 000

4,2

0,8

Торговля

8

1 150 000

16,7

8,6

Автоуслуги

2

600 962

4,2

4,5

Бытовое обслуживание

1

50 000

2,1

0,4

Обучение

2

100 000

4,2

0,8

Юридические услуги

1

200 000

2.1

1,5

итого

48

13 121 534

100,0

100,0


 

 

Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о низкой

стоимости  заемных средств для субъектов малого предпринимательства. Средняя

процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году, находится на

уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки, сложившейся в

регионе.

Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают индивидуальные

предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, что можно

объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов

предпринимательства.

                                                                      Таблица 25

Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства,

получивших кредиты Фонда в 2000 году

    

Организационно-правовая форма

Кредитные договора

Структурное соотношение

количество

На сумму

По количеству, в %

По сумме, в %

1

2

3

4

5

Юридические лица, всего

В том числе

12

5761 836

48

79,9

ЗАО

2

500 000

8

6,9

ООО

8

2 227 036

32

30,9

Производственные кооперативы

1

2 884 800

4

40,0

МУП

1

150 000

4

2,1

Физические лица * , всего

В том числе

13

1 450 000

52

20,1

Крестьянско-фермерские хозяйства

3

600 000

12

8,3

Продолжение таблицы 25

1

2

3

4

5

Индивидуальные предприниматели

10

850 000

40

11,8

Всего

25

7 211 836

100

100

           

 

 

*-  физические лица, осуществляющие  предпринимательскую деятельность  без

образования юридического лица

Очевидно, что индивидуальные предприниматели обращаются чаще (40% от общего

количества), но берут небольшие кредиты (12% от общей суммы выданных

кредитов). Обратная ситуация наблюдается в отношении юридических лиц: 80%

общей суммы составляют кредиты, выданные юридическим лицам, тогда как по

количеству профинансированных проектов они занимают лишь 48%.

Фонд ежемесячно проводит мониторинг платежей заемщиков. При нарушении сроков

возврата, предусмотренных графиками, ведется претензионная работа,

применяются санкции, призванные повысить ответственность и заинтересованность

заемщиками в своевременном внесении платежей. Контроль за целевым

направлением денежных средств включает обычно 3 этапа:

1)     расходование средств  на приобретение оборудования/материалов,

предусмотренных бизнес-планом.

                 2)     Организация производства/запуск  объекта.                

3)     Поступление выручки  от реализации продукции/услуг /12/.

При заключении соглашения о пролонгации кредитного договора принимается во

внимание не только объективная невозможность заемщика рассчитаться в

установленный срок, но и такие факторы как:

1)     Целевое расходование  средств Фонда:

2)     Объективные препятствия, не позволившие выйти на проектную  мощность по

бизнес – плану;

3)     наличие условий, указывающих  на возможность заемщика рассчитаться  по

кредиту в случае увеличения срока действия кредитного договора /12/.

Для улучшения  возвратности кредитов в 2000 году усилена работа по

рассмотрению документов, оценке финансового состояния заемщика и реальности

предлагаемого к финансированию проекта. По залоговым обязательствам

проводится экспертиза с целью определения реальной стоимости имущества и

возможности его быстрой реализации.  Автотранспортные средства принимаются в

обеспечение только при условии страхования их в пользу Фонда.

По поручительствам оценивается финансовое состояние и уровень оборотов по

расчетным счетам организации, предоставляющей обеспечение. У заемщиков,

ведущих свою деятельность в районах области, обязательно запрашивается

поручительство Администрации района.

Данные таблицы 26 показывают, что основным видом обеспечения кредитов

является залог (65,2% в структуре обеспечения), при этом чаще применяется

залог товаров в обороте и залог оборудования. Нужно отметить, что залог

товаров в обороте возможен только в качестве дополнительного обеспечения.

В 2000 году произошло значительное сокращение  залога недвижимости, причинами

которого явились высокая стоимость и формализованность процедуры оформления

залога.

Финансирование инвестиционных проектов позволило расширить деловую и

инвестиционную активность в сфере производственного предпринимательства. По

проектам, профинансированным в 2000 г., эффективность и результативность

мероприятий может быть оценена следующими показателями:

1)     создано 90 новых рабочих  мест;

2)     поступления в бюджет  и внебюджетные фонды составили  около 5 млн. рублей;

3)     объем произведенной  продукции в стоимостном выражении  составил более

30 млн. рублей

                                                                      Таблица 26

Информация о работе Влияние малого бизнеса на развитие экономики