Влияние транспорта на развитие Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:08, доклад

Краткое описание

Развитие Дальнего Востока зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано прежде всего с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и системой расселения. Транспортные коммуникации объединяют Дальний Восток с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России. По этой территории проходят важнейшие евро-азиатские транспортные коридоры - Транссибирская магистраль, "Приморье-1", "Приморье-2", Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 59.19 Кб (Скачать файл)

Развитие инфраструктуры воздушного транспорта будет основано на реализации концепции формирования и развития национальной опорной  аэропортовой сети, состоящей из международных  и внутрироссийских узловых и  социально значимых аэропортов, что  обеспечит связность, единство и безопасность эксплуатации воздушных линий. Аэропорты Иркутска, Хабаровска и Владивостока будут развиваться как международные узловые аэропорты. В качестве внутрироссийских узловых аэропортов получат развитие аэропорты Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Якутск, Магадан, Мирный, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Будут реконструированы аэропорты местного значения для повышения транспортной доступности населенных пунктов Дальнего Востока. Будет обеспечено сбалансированное развитие всей инфраструктуры воздушного транспорта, включая системы аэронавигационного и метеорологического обслуживания полетов воздушных судов, их топливообеспечения, технического обслуживания и ремонта, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов, инфраструктуры приготовления бортового питания и неавиационного сервиса в аэропортах.

В целях обеспечения доступности  воздушных перевозок будет осуществляться субсидирование за счет средств соответствующих  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации авиакомпаний, осуществляющих социально значимые региональные и  местные перевозки. Будет продолжена практика снижения тарифов для населения  на авиа- 
и железнодорожные поездки в центральную часть страны.

  1. Развитие трубопроводного транспорта.

Развитие опорной сети трубопроводного транспорта на территории региона будет связано с реализацией  трубопроводной системы Восточная  Сибирь - Тихий океан (далее - Восточный  нефтепровод) производительностью  до 80 млн. тонн нефти в год, целью которой является обеспечение формирования новых центров добычи нефти и выхода России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а также поэтапное развитие на территории региона единой системы газоснабжения России.

Создаваемые трубопроводные мощности полностью обеспечат прогнозируемый рост нефтедобычи в перспективных  российских регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также позволят минимизировать зависимость экспорта российской нефти от транзита по территории сопредельных государств, повысив роль России в обеспечении международной энергетической безопасности.

Реализация инвестиционного  проекта Восточного нефтепровода в  перспективе создаст единую нефтепроводную систему, позволяющую осуществлять оперативное перераспределение  экспортных потоков нефти в западном и восточном направлениях в зависимости  от экономических и политических факторов.

Развитие в восточных  регионах страны единой системы газоснабжения  позволит повысить устойчивость и надежность энергоснабжения Дальнего Востока, а также диверсифицировать направления  поставок природного газа из России на экспорт, что особенно актуально  с учетом тенденций развития рынка  газа в европейских странах и  имеющихся транзитных рисков при  поставках газа в Западную Европу.

Кроме этого, реализация современных  инфраструктурных проектов, обеспечивающих возможность транспортировки энергоресурсов от месторождений к потребителям, стимулирует нефтяные компании осваивать  известные месторождения и оформлять  новые лицензионные участки, активизировать работу по поиску новых крупных месторождений, а также способствует развитию инфраструктуры регионов прохождения трассы нефтепроводов, повышению их инвестиционной привлекательности.

  1. Развитие морского транспорта.

В Дальневосточном бассейне действуют 28 из 64 российских морских  портов. Более 75 процентов грузооборота выполняют основные порты, расположенные  в Хабаровском и Приморском краях, - Восточный, Находка, Владивосток, Ванино и Де-Кастри. Первые 4 порта входят в десятку самых крупных портов России и являются главными элементами железнодорожно-морских транспортных узлов, обеспечивающих продвижение  грузов в таких видах сообщений, как экспорт, импорт, каботаж и  международный транзит. Паромная переправа  Ванино - Холмск обеспечивает устойчивую связь острова Сахалин с материком. Более 90 процентов грузов, перегружаемых в этих портах, обращается в железнодорожно-морской системе. Сложился дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов. Портовое хозяйство нуждается в модернизации и развитии мощностей для обеспечения растущих потребностей внешнеторгового оборота России и обеспечения международного транзита.

Значительное развитие получат  морские порты Хабаровского и  Приморского краев. Приоритетным будет  создание современных мощностей  для переработки контейнеров  и генеральных грузов, а также  высокомеханизированных и автоматизированных комплексов по переработке массовых навалочных и наливных грузов. Будут  обеспечены специализация морских  портов, создание эшелонированных портов, включающих удаленные железнодорожные  узлы и транспортно-логистические  комплексы, позволяющие осуществлять более эффективную переработку  и распределение генеральных  грузов. Производственные мощности портов вырастут более чем на 200 млн. тонн. Наибольший прирост будет достигнут  в отношении мощностей для  обработки угля, руды и нефти. Планируется  реализовать проекты развития особых экономических зон портового  типа. Увеличение каботажных перевозок  потребует реконструкции объектов инфраструктуры в морских портах, обеспечивающих жизнедеятельность  территорий, в первую очередь портов Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Певек, Беринговский, Холмск и Невельск. В прибрежных зонах дальневосточных морей будет восстановлена инфраструктура регулярного пассажирского морского сообщения.

Активизируются работы по созданию современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортному использованию  Северного морского пути с модернизацией  портовой инфраструктуры и обустройством пунктов пропуска через государственную границу для обеспечения международных транспортных сообщений.

Основными целями развития Северного морского пути являются:

- транспортное обеспечение освоения арктических нефтегазовых месторождений, в том числе шельфовых, и морского экспорта нефти и газа;

-    обеспечение северного завоза социально значимых грузов;

- развитие потенциальных крупномасштабных региональных и транзитных перевозок.

Развитие инфраструктуры на основных направлениях международных  транспортных коридоров обеспечит  потребности внешней торговли страны и позволит реализовать ее транзитный потенциал на основе использования  глобальных конкурентных преимуществ. Приоритет этой задачи усиливается  прогнозируемым увеличением широтных грузопотоков, прежде всего контейнерных, в направлении Восток - Запад (Азиатско-Тихоокеанский  регион - Европа), которые будут реализованы  с использованием Транссибирской и  Байкало-Амурской магистралей, трансконтинентальных авиатрасс и Северного морского пути. Интеграция транспортной системы  региона в международную транспортную систему будет напрямую зависеть от конкурентоспособности транзитных сервисов, предоставляемых в российских транспортных коридорах.

  1. Речные перевозки.

В течение длительного  периода практически вся перевалочная работа в Ленском бассейне была ориентирована  на Осетровский воднотранспортный узел. С 1960 по 1990 г. объем смешанных железнодорожно-водных перевозок вырос впятеро. Наибольшего уровня объем перевалки составил в 1990 г., когда с железной дороги было принято и отправлено водным транспортом 1650 тыс. т. При этом 422 тыс. т было переработано по прямому варианту. Около 1 млн. т тарно-штучных грузов  прибывало по железной дороге  в сквозных транс-портных пакетах и перегружалось блок-пакетами в речные суда. Свыше 600 тыс. т грузов прибывало и отправлялось в крупнотоннажных контейнерах, что являлось  одним из самых высоких показателей на речном транспорте.

Основная масса  перевозок (примерно 80 %) осуществляется из западных регионов Сибири. Из восточных регионов в основном завозятся  строительные материалы и продукция импорта.

Структура завоза характеризуется  следующими данными. На прочие грузы (в  основном продовольственные и промышленные товары) приходится 44 %, на нефтепродукты  – свыше 33 %, минерально-строительные – 17 %.

Вывозится из пределов республики уголь (56 %), нефтепродукты (25 %), прочие (свыше 12 %), лесные (6 %).

За полтора десятилетия  реформ общий объем перевозок  грузов тремя видами транспорта снизился в 13 раз, с 592 до 45 млн. т (табл. 4.2).  При  этом доля автомобильного транспорта снизилась с 95 до 71 %, а доля железнодорожного и внутреннего водного транспорта выросли соответственно с 3 до 23 % и  с 2 до 6 %.

Наибольшую долю (свыше 2/3) перевозок в бассейне  выполняет ОАО «Ленское объединенное речное пароходство». 

В состав ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» входят  6 филиалов: (Жатайский и Пеледуйский  судоремонтные–судостроительные заводы, Белогорский и Олекминский речные порты, производственно–техническое управление связи и радионавигации, Осетровский филиал), пристань «Ленск» и Усть-Кутская база снабжения, а также 6 дочерних обществ, 100 % уставного капитала которых принадлежит пароходству, 2 независимых общества – ОАО «Якутский речной порт» (доля пароходства 20,4 %),  ОАО «Янское речное пароходство» (доля  ЛОРП 25,5  %). Доля  государства в акциях  акционерного общества ЛОРП составляет 51 %, распределенных поровну между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия).

ОАО «ЛОРП» является крупнейшим судовладельцем в Ленском бассейне, имея 297 единиц транспортного флота, в том числе суда смешанного река-море плавания, является учредителем двух судоходных компаний в  г. Находка и г. Новороссийск. ООО СК «Ленатранс»  на Дальнем Востоке имеет 7 сухогрузов грузоподъемностью 3,5 тыс.т., ООО СК «Леналайн» в Западных бассейнах Западе имеет  4 сухогруза грузоподъемностью 3,5 тыс.т, 3 танкера типа «Ленанефть» грузоподъемностью 3 тыс.т.

Число судов, занятых на транзитных перевозках, составляет 224 ед.(табл. 4.4).

Около 100 ед. флота находится  на консервации, большая часть из них не подлежит восстановлению. Средний  возраст судов приближается к 25 годам, что несколько меньше данного  показателя по отрасли. Несмотря на сложную  экономическую обстановку, ОАО «Ленское речное пароходство» за последние десять лет построило свыше 20 ед. флота. Жатайским  судостроительным заводом построен малый колесный паром для сельского хозяйства и базовое судно, дооборудованный в нефтесборщик для Витимского нефтяного причала.        

ОАО «Янское речное  пароходство» является дочерним предприятием ОАО «ЛОРП» с сохранением собственного юридического лица, баланса, права распределения полученной прибыли. Пакеты акций распределены: Фонд управления госимуществом  Российской Федерации - 25,5 %, Министерство по управлению госимуществом Республики Саха (Якутия)- 9 %, ОАО «ЛОРП»- 25,5 %, трудовой коллектив - 40 %.   ОАО «Янское речное пароходство» обладает 70 ед. флота общим тоннажем 38,4 тыс.т.  Численность работающих – 456 человек. Большое влияние на работу  данного предприятия оказывает состояние уровня воды в р.Яна.

ОАО «Хандыгский речной порт» – это акционерное общество открытого типа,  100 %  акций выкуплены трудовым коллективом. В состав предприятия входят: пристань Эльдикан, грузовые районы Хандыга и Джебарики-Хая, ремонтно-строительный участок и жилищно-коммунальное хозяйство. Среднесписочная численность работников – 193 чел.  Основной деятельность предприятия является перевозка и грузовая переработка каменного угля из  Джебарики-хая   потребителям в  Томпонский, Усть-Майский  и Таттинский улусы. Акционерное общество обладает 36 ед. флота общим тоннажем  7,6 тыс.т.

ОАО «Колымская судоходная компания» - форма собственности  смешанная, доля государства 60 %,  из них Фонда управления госимуществом Российской Федерации – 25 %, Министерства по управлению госимуществом Республики Саха (Якутия) – 35 %. В состав общества на правах  юридического лица входит пристань Сеймчан Магаданской области. Клиентурой «КСК» являются потребители республики, расположенные в бассейнах рек Колыма и Индигирка, а также компания обеспечивает перевозки угля с Зырянского угольного разреза потребителям Магаданской области. Флот компании составляет 42 судна  общим тоннажем 37,8 тыс.т, среднесписочная численность занятых на производстве – 630 чел.

ОАО «Якутский  речной порт» - открытое акционерное общество,  зарегистрированное 23 мая 1994 года. ОАО «ЛОРП» владеет 20,4 % госпакета акций, других акционеров, владеющих более 1% акций, нет. Доли государства в уставном капитале порта нет. В состав предприятия входят: пристани Нюрба, Мохсоголох, Нижний Бестях и причалы Соттинский Берег, Намцы, Ленск, грузовые районы порта. Порт имеет 8 плавучих кранов, 2 земснаряда для  добычи песчано-гравийной смеси. Для осуществления   грузовых перевозок порт имеет 20 буксирных судов суммарной мощностью 16690 л.с., 37 сухогрузных судов суммарной грузоподъемностью 62,1 тыс. т., 18 дебаркадеров. Район  деятельности  р. Лена и боковые притоки – р. Вилюй и р. Алдан, также порт обслуживает паромную переправу Якутск-Нижний Бестях-Якутск.

Транспортные  перевозки в Амурском бассейне. Наиболее крупные водные объекты бассейна - реки Амур, Зея, Бурея, Сунгари, Уссури, Амгунь, озеро Ханка. В ведении ФГУ «Амурское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» находятся участки водных путей общей протяженностью 7322 км. Из них: пути с гарантированными (минимальными) габаритами судовых ходов составляют свыше 5 тыс. км. 

Грузовой и буксирный  флот Амурского бассейна представлен самоходными сухогрузными судами, танкерами, несамоходными сухогрузными и наливными судами, а также разнообразными буксировщиками, толкачами и буксирами-толкачами. Для него характерная большая разнотипность.

Информация о работе Влияние транспорта на развитие Дальнего Востока