Влияние транспорта на развитие Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:08, доклад

Краткое описание

Развитие Дальнего Востока зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано прежде всего с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением и системой расселения. Транспортные коммуникации объединяют Дальний Восток с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России. По этой территории проходят важнейшие евро-азиатские транспортные коридоры - Транссибирская магистраль, "Приморье-1", "Приморье-2", Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 59.19 Кб (Скачать файл)

Большая часть нефтепродуктов перевозится танкерным флотом. Основное его ядро составляют танкеры проекта  № Р-77 грузоподъемностью 2150 т и  мощностью 1300 л.с., а также проекта 866 грузоподъемностью 600 т и мощностью от 300 до 450 л.с. Танкеры проектов № 621, Р-77 и 1577 предназначены для перевозки светлых нефтепродуктов I и III классов. Танкеры могут работать в морских условиях при высоте волны не более 3 м., построены на класс «М» Речного регистра. В речных условиях при соответствующих габаритах судового хода глубина до 3 м загрузка танкера может составить 2500т.

Танкер проекта № 866 грузоподъемностью 600 т – наиболее распространенный из имеющихся типов танкеров в  Амурском бассейне. Грузовые танки выполнены в виде цилиндрических резервуаров, установленных в корпусе судна вертикально. Танкер может быть загружен одновременно различными сортами нефтепродуктов, поскольку его танки, а также грузовые системы изолированы друг от друга.

Основную работу по воднотранспортному обслуживанию региона (примерно 1/3 объема перевозок и 40 % грузооборота) выполняет  ОАО «Амурское пароходство», в  состав которого входят 8 предприятий, в том числе:

головная компания «Амурское пароходство» с тремя филиалами - «Амурречтурист», «Амурречснаб», «Амурречсвязь», расположенными в г. Хабаровске,  четыре торговых порта:

ЗАО «Торговый порт Зея» имеет два причала (угольный и сухогрузный), оборудованные портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 10 тонн. Имеются оборудованные складские помещения. Специализация причалов позволяет оперативно обрабатывать здесь не только уголь, но и пиломатериалы, муку и другие генеральные грузы;

ООО «Суражевское» - это крупный, расположенный рядом с Транссибом перевалочный комплекс на р. Зея. Здесь увязываются в единый узел многие водные, ж/д, автотранспортные и воздушные пути. Порт имеет четыре глубоководных причала, общая протяженность которых составляет 546 метров. Причалы оборудованы портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 16 тонн. Суда порта осуществляют перевозки грузов в бассейнах рек Зея, Амура, Бурея;

ЗАО «Торговый порт Благовещенск» - многопрофильное предприятие. Удачное географическое расположение порта позволяет осуществлять перевозки грузов и пассажиров речным транспортом по рекам Дальнего Востока с заходом в порты КНР. В состав порта входят грузовой район, непосредственно занятый перевалкой грузов с железнодорожного и автомобильного транспорта на суда и обратно, международная переправа, осуществляющая в летнее время перевозку автотранспорта паромом в КНР, в межнавигационный период - по специально оборудованной ледовой дороге. Развитая материальная база позволяет ремонтировать грузовые и буксирные суда с мощностью главного двигателя до 2,5 тыс. л.с, баржи грузоподъем-ностью до 3 тыс. т;

ЗАО «Торговый порт Поярково». Его главное предназначение - перевалка угля, предназначенного для энергетических и коммунальных нужд Хабаровского края и Амурской области, с ж/д транспорта на водный. Вагоно-опрокидывательный комплекс, портальный, плавучие, самоходный, башенные краны, а также другая перегрузочная техника позволяет перегружать любые грузы из вагона, автомашины, с баржи и в обратном направлении. Для пере-возки грузов в любые порты по рекам Амур, Сунгари (КНР), в порту имеются самоходный и несамоходный грузовой флот, буксиры-толкачи; для перевозки туристов - пассажирский флот;

три промышленных предприятия:

ЗАО «Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота» - самое крупное промышленное предприятие среди ремонтных баз пароходства, имеющее необходимое оборудование, станки, приспособления для строительства и ремонта судов, двигателей внутреннего сгорания и продукции машиностроения. Кроме того, предприятие предоставляет место для зимнего отстоя судов, поднимает их на слип с выполнением полного комплекса слипо-вых работ. В составе РЭБ флота работает комплекс паромной переправы автотранспорта с правого на левый берег;

ЗАО «Николаевская-на-Амуре  ремонтно-эксплуатационная база флота». Для выполнения основного вида деятельности - судоремонта - предприятие оснащено всем необходимым оборудованием. Располагает плавучим доком, позволяющим доковывать суда грузоподъемностью до 4,5 тонн. Предприятие занимается строительством транспортно-добывающих ботов для прибрежного лова, погрузочно-разгрузочными работами и складскими операциями с лесными и навалочными грузами, перевозки грузов речным транспортом, добычей и реализацией нерудностроительных материалов;

ЗАО «Малышевская ремонтно-эксплуатационная база флота». Созданные здесь производственные мощности позволяют производить докование и слиповать суда весом до 1,5 тыс. тонн. Площади слипа рассчитаны на строительство судов грузоподъемностью до 1 тыс. тонн. Обширные производственные площади и новое оборудование предназначены для из-готовления всевозможных деревянных и металлических конструкций.

ОАО «Хабаровский речной торговый порт» по объему перевозок превзошел  ОАО «Амурское пароходство», но по грузообороту его доля составляет всего 9 %.

Основными видами деятельности ОАО являются погрузочно-разгрузочные работы и перевозка грузов. На балансе порта находится по состоянию на 20.05.2008 г 30 ед., в том числе:

самоходное сухогрузное судно грузоподъёмностью 350 т;

буксирные  – 10 ед. общей мощностью 6 тыс. л. с.;

несамоходные сухогрузные суда – 15 ед. общей грузоподъемностью 23 тыс. т;

несамоходные наливные суда – 4 ед. общей грузоподъемностью 4,7 тыс. т.

Собственный флот используется предприятием в течение навигации  практически на 100%. Для успешного  выполнения грузоперевозок предприятие  в навигацию 2007 года использовало несамоходный сухогрузный флот КНР в количестве 40 ед. обшей грузоподъёмностью 40 тыс.т. 

В инфраструктуру порта входят 6 механизированных причалов протяженностью 565 погонных метров, объединенных в  три грузовых района («Ветка», «Красная речка», «При-амурский»). Площадь крытых складов - 9480 кв. м2, площадь открытых складов свыше  200 тыс.м2. Порт обслуживается двумя железнодорожными станциями. На балансе порта имеется 12 портальных и 4 плавучих кранов, 4 ед. гидромеханизации производительностью по 1000 т/час, 22 автопогрузчика, 5 бульдозеров; 30 грейферов. имеются 2058 универсальных контейнеров, из них: 230  20-ти тонных.

За 2001-2007 гг. объём грузопереработки вырос с 2,5 до 3,6 млн. т В крае активно развивается строительная отрасль, благодаря этому доля НСМ превысила 90 %. На причалах порта 90% обрабатываемых судов являются собственностью   Хэйлунцзянского пароходства КНР.

Доля ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» составила около 2 % по объему перевозок и свыше 4 % грузооборота.  

Николаевский – на –  Амуре морской порт расположен на левом берегу магистральной реки Амур, в 23 милях выше её устья, является устьевым портом. В порту осуществляется перевалка грузов с морских судов на речные суда. Акватория порта состоит из внешнего рейда и гавани. Гавань порта с востока ограничена низменной косой, выступающей от берега и заканчивающейся м. Куэгда, с севера – береговой чертой, с запада – насыпной земляной дамбой с автомобильной дорогой, с юга – причалами №№ 5 – 8. Входом гавань обращена к югу. Ширина входа 200 метров.

Николаевский – на –  Амуре морской порт входит в состав Сахалинского морского пароходства  на правах акционерного предприятия. До 1994 года оно имело статус государственного торгового порта. После приватизации в 1994 году преемником предприятия выступило ОАО «Николаевский – на – Амуре морской порт». Порт общего назначения по объёму и структуре перерабатываемого груза относится к портам второй категории. Обслуживает главным образом районы Северного Сахалина, Охотского и Аянского направления, материковое побережье Амурского лимана. Навигационный период длится 170 дней. Ледоход начинается в середине мая, а ледостав в середине ноября. Ледокольное обеспечение в порту отсутствует.

Длина причальной линии составляет 1406 м. Грузовые причалы №№ 1-3 не эксплуатируются, они служат для отстоя судов. Причалы №№ 4-7 предназначены для переработки генеральных грузов. Причал № 8 – для лесных и навалочных грузов. На кордонах причалов №№ 5-8 уложены подкрановые пути. Причал № 9 предназначен для переработки навалочных грузов (угля), № 10 для отстоя портового флота.  Причал № 11 находится в северо-восточной части гавани. Он предназначен для обслуживания речных пассажирских судов. Причал № 12 выступает от северного берега в 140 м. к западу от причала № 11 и служит для стоянки катеров и обработки малотоннажного флота.

Складское хозяйство порта  состоит из крытых складов и открытых площадок, предназначенных для различных видов груза. Крытых складов в порту 7 единиц. Все они одноэтажные, их общая площадь составляет 8700 м2. Площадь открытых площадок – 32300м2.

В порта имеется 9 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 20 т, из них один – тыловой. Флот представлен 4 буксирными и 6 несамоходными сухогрузными судами.

В целом можно отметить, что в докризисный период (2001-2007 гг.) речные перевозки в бассейне имели тенденцию к росту. В целом объем перевозок вырос на 61 %, в среднегодовом исчислении – на 17 %. Можно полагать, что после спада потребностей в транс-портных услугах в 2008-2010 гг. начнется  подъем спроса, и к 2015 г. объем перевозок может составить 5 млн. т, а грузооборот достигнет 2 млрд. ткм. 

 

  1. Роль Дальнего Востока в мировой транспортной системе.

Дальневосточный федеральный  округ является воротами России в  страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь начинается евроазиатский  транспортный коридор, основу которого составляет ТРАНССИБ и автомагистраль Москва – Владивосток с ответвлениями  на Казахстан, Монголию, Корейский полуостров. Внутренние водные пути по реке Амур с  портами Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск на Амуре и морские  порты Владивосток, Восточный, Посьет, Зарубино, Находка, Ванино, Холмск обеспечивают перевалку внешнеторговых и транзитных грузов. Организовано регулярное воздушное  сообщение по  
1115 воздушным линиям. На Дальнем востоке России имеются 102 аэродрома, из которых 10 уже принимают международные рейсы: Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Бухта Провидения, Нерюнгри, Якутск, Магадан.

Международное разделение труда  привело к интернационализации  производства и стремительному увеличению объемов товарообмена между государствами, крупными мировыми регионами и континентами. Идет естественный процесс перегруппировки  мировых грузопотоков включая евроазиатские. В настоящее время грузоперевозки между Азией и Европой ведутся  в основном морским путем через  три океана – Тихий, Индийский  и Атлантический.

Длительность плавания от Японии до Европы через Суэцкий канал достигает 35 суток. Все более значительные ограничения для своего развития по фактору «экономико-географическое положение» испытывают Республика Корея, КНДР, Тайвань, северо-восточные провинции Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин). Последние тяготеют к порту Далянь, мощности которого не могут быть увеличены, а железнодорожная магистраль на участке Харбин – Далянь относится к числу наиболее загруженных.

В этих условиях транспортный комплекс российского Дальнего Востока  мог бы сыграть исключительную роль в расширении экономических отношений  России со странами АТР и быть выгодным и той, и другой стороне. Благодаря  своему выгодному географическому  положению, наличию железнодорожных, автомобильных магистралей и  водных путей, дальневосточная транспортная система способна в перспективе  переключить на себя часть евроазиатских  международных грузоперевозок, прежде всего контейнеров. При обеспечении  скорости, точности, безопасности и  отслеживания информации по всему маршруту экономия затрат составит от  
80 до 260 дол. на каждый контейнер. На 14 дней сократится время доставки грузов. Для Дальнего Востока транзитные перевозки могут стать мощным катализатором развития экономики.

Техническая оснащенность электрифицированной  Транссибирской магистрали позволяет  ежегодно, учитывая ввод в эксплуатацию второй очереди моста через р. Амур, перевозить до 130 млн. т грузов в год, в том числе транзитных контейнеров – до 2 млн. единиц в 20-футовом эквиваленте. Скорость движения поездов здесь может достигать  1200 км в сутки.

Одним из наиболее перспективных  направлений сотрудничества является развитие транспортной инфраструктуры юга Приморского края. В соответствии с Концепцией развития российского  транспорта до 2010 г. и транспортных связей стран АТЭС Приморский край находится на пути нескольких международных транспортных коридоров (МТК).

Транссиб обеспечивает международный  транзит стран АТР, Западной Европы и Ближнего Востока. МТК «Приморье-1»  обслуживает внешнюю торговлю провинции  Хэйлунцзян (КНР) со странами АТР и Южным Китаем через железнодорожный переход Гродеково – Суйфэньхэ. Кроме того, китайские партнеры ставят вопрос о строительстве еще одной железнодорожной ветки Дуннин – Полтавка с выходом на г. Уссурийск. Это существенно увеличивает пропускную способность границы для грузов из провинции Хэйлунцзян.

МТК «Приморье -2» поддерживает внешнюю торговлю провинции Цзилинь (КНР) со странами АТР и Южным Китаем. Коридор «Восток – Запад» работает на внешнюю торговлю северо-восточных провинций Китая и Северной Америки. На последнем направлении МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» являются его составными частями. «Транскорейская железная дорога – Транссиб» обслуживает внешнюю торговлю Республики Кореи и КНДР со странами Западной и Восточной Европы.

Контейнерные потоки между  США и северными провинциями  КНР (Харбин) проходят через порты  Такома (США) – Кобе (Япония) – Далянь (КНР). Растояние перевозки составляет 6965 миль. Альтернативный транзитный транспортный коридор «Восток–Запад» предусматривает новое направление грузопотоков через Российский Дальний Восток: порт Такома – порт Восточный – пограничный переход Гродеково – Харбин. Протяженность пути сокращается на 1746 миль. Но главное здесь в том, что провинция Хэйлунцзян получает возможность уже в ближайшей перспективе значительно увеличить грузопотоки экспортно-импортного назначения в Северную Америку, Японию и другие страны АТР. Общий объем грузопотоков из Северо-Восточного Китая в сторону портов Приморья оценивается в 30 млн. т в год в обозримой и до 100 млн. т – в более отдаленной перспективе.

Информация о работе Влияние транспорта на развитие Дальнего Востока