Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 02:09, курсовая работа
В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.
1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 3
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 3
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 10
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 23
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 23
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 29
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 38
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 38
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 52
Заключение 59
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 3
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 3
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 10
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 23
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 23
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 29
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 38
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 38
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 52
Заключение 59
1. Общетеоретические
основы государственной
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики.
В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.
Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.
Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет две стороны: защитную и наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.
Как известно из экономической истории, в различные периоды своего развития отдельные государства проводили ту внешнеторговую политику, которая на данном этапе в наибольшей степени соответствовала конкретной ситуации, существовавшей в данной стране. Первые попытки создания стройной концепции в области экономического развития государства и его внешнеторговой, политики имели место в период ликвидации феодальной раздробленности в Европе, создания централизованного государства и образования национального рынка.
Учитывая тот
факт, что основой экономики
По мере развития производительных сил и перехода к мануфактурному, а затем и капиталистическому способ производства политика меркантилизма постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровительство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта.
По мере развития капиталистического способа производства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производителя, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промышленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема производства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.
Эти объективные потребности развития капиталистического способа производства привели к возникновению новой концепции, так называемой теории "свободы торговли" классиков английской политической экономии А.Смита и Д. Рикардо. Главная идея их учения состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства или, как они выражались, затрат труда (абсолютных — по А. Смиту и относительных — по Д. Рикардо). В дальнейшем взгляды Д. Рикардо были развиты шведскими учеными Э. Хекшером и Б. Олиным, сформулировавшими так называемую теорию факторов производства, а также целым рядом других ученых — сторонников неолиберальной школы.
Суть взглядов сторонников ''свободной торговли" прямо противоречила взглядам меркантилистов и представителей протекционизма, так как либералы рекомендовали государству максимально ограничить вмешательство в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю. Оно допускалось лишь в редких случаях: обеспечение безопасности и укрепление обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.
В торгово-политической практике широко используются оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в "чистом виде" они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики, т. е. влияющие на решение вопроса: "протекционизм или свобода торговли?"
Политика протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика данной страны или ее отдельные отрасли были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.
Напротив, когда экономика одной из стран вырывалась вперед в своем развитии по сравнению с другими государствами, ее представители выступали с требованием устранить препятствия на пути движения товаров, и в первую очередь, таможенные пошлины и количественные ограничения, т. е. выступали под лозунгом свободы торговли.
До последнего времени основным направлением внешнеэкономической политики был протекционизм. Свободная торговля являлась всего лишь отдельным эпизодом, исключением на фоне протекционизма.
Во внешнеэкономической политике переплетаются интересы различных монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеэкономическая политика — это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономических и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Объективные требования интернационализации экономики имели следствием проходящие сейчас в мире интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве, стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимателей противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодействующей различных тенденций. В ней находят также отражение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспечить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного общения в условиях повышения степени интернационализации производства и капитала.
Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.
В сложном комплексе торгово-политических методов в последние годы. просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и "не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий.
Следует отметить
особое направление
Введение монополии внешней торговли обусловливалось плановым характером экономики советского государства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными органами в соответствии с государственным планом.
Итогом этого был полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, широкого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был оторван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересован в изготовлении продукции на экспорт, а также в рациональном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования.
Первые шаги по реформе внешнеэкономических связей, предпринятые в 1986 г., формально были направлены на восстановление разорванной цепочки: "производитель — мировой рынок — производитель". Однако они были непоследовательны, ибо в соответствии с Постановлением Совета Министров от 19 августа 1996 год "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" предпринимались на основе сохранения монополии на внешнеэкономические связи. Примерно в том же направлении действовали и последующие постановления в этой области, хотя они (под контролем государства) допускали все большее число предприятий на внешний рынок. Контроль государства в данном случае заключался в выдаче разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности Министерством внешнеэкономических связей. Лишь начиная с 1991годпосле обретения нашей страной суверенитета и государственной независимости рядом законов и постановлений парламента были разрешены все формы внешнеэкономической деятельности для всех юридических лиц.
Роль государства во внешней торговле может быть разноплановой.
1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений. Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эффективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тоталитарным политическим режимом.
2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.
3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для промышленно развитых стран и для развивающихся стран.
Рассмотрим более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:
Субсидирование экспорта.
1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке.
Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе