Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 02:09, курсовая работа

Краткое описание

В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.

Содержание

1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 3
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 3
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 10
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 23
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 23
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 29
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 38
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 38
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 52
Заключение 59

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеторговая политика РБ.docx

— 140.18 Кб (Скачать файл)

С начала 2000 года цена тонны нефти  на мировом рынке увеличилась примерно на 100 долларов, этим обусловлено решение Правительства об увеличении экспортных пошлин на нефть с 23 сентября 1999 г. до 7,5 евро за тонну, а с 8 декабря - до 15 евро за тонну. Такое повышение экспортных пошлин позволит привлекать в бюджет дополнительно 1,8 млрд. руб. в месяц.

С 21 декабря 1999 г. введена экспортная пошлина на природный газ в  размере 5% от таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за тонну газа, вывозимого с территории РФ за пределы государств-участников Таможенного союза. Эта мера даст бюджету дополнительно 10 млрд. руб. доходов в год. Экспортная пошлина была введена в связи с тем, что цена на газ на мировом рынке поднялась с 52-53 долл. за 1000 м3 в начале 1999 года до примерно 90 долларов – в настоящее время. В случае изменения конъюнктуры мирового рынка размер экспортной пошлины может быть пересмотрен.

В течение года правительство постоянно  расширяло номенклатуру товаров, облагаемых вывозными пошлинами: рыба, крабы, спирт  этиловый, отходы и лом черных металлов, нитрат аммония, древесина и изделия из нее, бумага и картон и изделия из них, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, другие товары.

Начиная с мая, вывозные пошлины  на многие товары стали применяться  при вывозе, как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ, за исключением стран-участниц Таможенного союза. С 1 августа взимается экспортная пошлина на сырую нефть при вывозе ее из России во все страны, за исключением членов Таможенного союза.

Первоначально предполагалось введение экспортных пошлин на 6 месяцев, но в дальнейшем их действие было продлено. Так, Постановлением Правительства РФ №798 продлено действие введенных в феврале 1999 года сроком на 6 месяцев 5%-х экспортных пошлин на медь, никель и продукты переработки угля. Данное постановление закрепляет действие пошлины до принятия следующего постановления, снимая, таким образом, 6-месячный срок их действия.

Вывозные пошлины размером 5% от таможенной стоимости товара введены  с 13 июля на необработанный никель, никелевый  штейн и другие промежуточные  продукты металлургии никеля, а также на любые изделия из никеля.

Еще в декабре 1999 г. Государственная  Дума приняла закон о первоочередных мерах в области бюджетной  и налоговой политики, повышающий долю выручки, которую экспортеры обязаны  продавать, до 75%. Соответствующие изменения в свои инструкции тогда же внес Центральный Банк. Однако вскоре широкое распространение получила схема экспорта, обходящая принятый закон при помощи посреднических фирм, зарегистрированных в странах СНГ. Таким образом, помимо сокрытия валютной выручки экспортерам удавалось избежать обложения экспортными пошлинами.

Первые шаги по направлению к протекционизму были сделаны  в начале 1998 года. Был  упорядочен ввоз в страну крепких спиртных напитков, повышены пошлины на ввоз лекарств, аналоги которых производятся в России. Также были введены временные пошлины на белый сахар (20%) и сахар-сырец (74%), повышены пошлины на импорт посуды, некоторых изделий домашнего обихода и изделий из дерева. Было введено лицензирование импорта цветных телевизоров.

Ряд решений государственных  органов был направлен на усиление таможенного контроля, который остаётся слабым местом системы внешнеторгового  регулирования. В мае 1998 года приказом ГТК были введены новые правила транзита табачных изделий по территории РФ, т. к. раньше под видом транзита они в значительных количествах ввозились беспошлинно. Транзит был разрешён при условии уплаты таможенных платежей путём внесения на депозит таможенного органа причитающихся сумм. Транзит же с перегрузкой на другое транспортное средство стал возможен только с разрешения ГТК. В июне 1998 года был ужесточён порядок перевозки транзитом с использованием автомобильного транспорта таких товаров, как шоколад, продукты питания, содержащие какао, приёмная аппаратура для телевизионной связи, мебель. В январе 1999 года был усилен контроль за перемещением по территории РФ этилового спирта.

Но Правительство  так и не решилось пойти на более  радикальные меры по ограничению импорта, когда стал резко ухудшаться торговый и платёжный баланс. Правда в середине июня 1998 года оно ввело временный 3%-ый налог на весь импорт, который стал слишком мал, чтобы выполнять какие-то иные функции кроме фискальных. Через месяц льготная ставка НДС, применяемая к ввозимым продуктам питания и товарам для детей, была повышена на 10%. Но всё равно это были недостаточные меры. Правила ВТО допускают применение и более жёстких мер с целью воздействия на платёжный баланс и поддержания национальной валюты, если того требуют обстоятельства.

В ноябре на основании  принятого ещё до финансового  кризиса закона освобождается от уплаты НДС ввозимое по контрактам технологическое оборудование и  специальные транспортные средства. Отменяется введённая ранее специальная пошлина на сахар-сырец и белый сахар.

Другие решения, несколько ужесточившие таможенный режим, скорее, направлены на укрепление таможенной дисциплины, упорядочение ввоза и закрытие лазеек, которые  позволяют избегать уплаты таможенных платежей, чем на ограничение импорта. К таким мерам можно отнести постановление Правительства о лицензировании импорта табака и лекарственных средств, а так же отмену льготного беспошлинного режима ввоза товаров для собственных нужд представительствами иностранных фирм в России.

В России введены новые правила  ввоза автомобилей физическими лицами. Ранее в отношении автомобилей иностранного производства, независимо от года их выпуска, взимался совокупный таможенный платеж, эквивалентный сумме пошлины, акциза, НДС и других налогов. Согласно новым правилам, весь набор таможенных платежей и налогов будет взиматься не только в отношении новых, но и подержанных автомобилей.

В течение 2001 года продолжалась работа по защите отечественного товаропроизводителя. Так, на период с 1 августа 1998 г. до 31 января 2001 г. введена ставка сезонных пошлин на сахар-сырец и сахар белый, ввозимые на территорию РФ, в размере 45% его таможенной стоимости. В соответствии с постановлением правительства сезонными пошлинами облагается, в том числе сахар-сырец и сахар белый, ввозимые в Россию с территории Белоруссии, в том случае, если они выпущены для свободного обращения в Белоруссии без взимания сезонных пошлин или без перечисления уплаченных сумм этих пошлин в федеральный бюджет в установленном порядке.

Решением Правительства  Российской Федерации были утверждены первоначальные тарифные предложения  и российская сторона официально заявила о готовности начать двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами ВТО. В целом около 30 стран выразили намерение в ближайшее время провести тарифные переговоры с Россией.

В 2001 году в Москве прошли двусторонние тарифные переговоры с делегациями Японии, ЕС, США и Канады. В ходе данных встреч обсуждались российские тарифные предложения, а также смежные вопросы, связанные с доступом на рынки товаров, ряд других проблем по тематике ВТО. В апреле в Женеве была проведена серия тарифных переговоров с Норвегией, Пакистаном, Швейцарией, Чехией и Словакией. В Москве также прошли встречи с представителями Швейцарии, Новой Зеландии, Вьетнама, ряда других европейских стран, где обсуждались вопросы присоединения России.

В феврале - апреле 2001 года российская сторона провела  на дву- и многосторонней основе серию  консультаций по вопросам присоединения  к ВТО с государствами-участниками  Таможенного Союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия), а также с Украиной и Молдовой.

 В 2001 году продолжалась работа  по присоединению России к  Всемирной Торговой Организации.  На заседании Рабочей группы, которое состоялось 26-28 октября 2001 году в Женеве, российская делегация  представила пакет документов, содержащих  первоначальные предложения по взаимному доступу на рынок услуг. Эти предложения являются одним из последних этапов в присоединении к ВТО и включают в себя перечень обязательств по услугам по конкретным секторам, а также список изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Российская сторона на сегодняшний день представила 85% от пакета предложений, предусматриваемого переговорами по рынку услуг. В частности, еще предстоит доработать предложения по российским обязательствам на региональных рынках услуг.

В сентябре 2000 года, после кризиса, ЦБ РФ ввёл жёсткие ограничения на формы расчетов в иностранной  валюте по экспортным и импортным  операциям. Позже был ужесточён  контроль над сроками зачисления валютной выручки. Фактически срок перевода валютной выручки был сокращён со 180-ти до 60-ти дней. 31 декабря 1998 года ЦБ РФ повысил норматив обязательной продажи валютной выручки экспортёрами на рынке с 50 до 75% и сократил срок её реализации с 14 до 7 дней.

В 2001 году продолжились сокращения импорта  с/х продукции -  тенденции предшествующего года. В январе-сентябре 2000 годэкспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в стоимостном выражении был ниже показателя за соответствующий период прошлого года на 36%, а импорт – на 40%.

 

Рис.2.1. Изменение экспорта некоторых  видов сельхозпродукции и продовольствия в январе-сентябре 2000 года по сравнению с январем-сентябрем 1999 г.

Дополнительным фактором, сдерживающим рост агропродовольственного экспорта, были введенные в начале 2000 года экспортные пошлины на соевые бобы и семена подсолнечника. Экспорт  зерна сократился в результате введения правительством запрета на экспорт зерна и других видов продовольствия, которое поставляется в страну в рамках продовольственной помощи. Однако российские экспортеры нашли возможность избежать данного ограничения с помощью расширения экспорта муки. Экспорт муки в январе-сентябре 2000 года превышал объемы поставок за аналогичный период прошлого года более чем в 3 раза.

Рис. 2.2. Динамика экспорта пшеницы  в январе-мае 1999 годи январе-мае 2000 г.

КАЗАХСТАН. В условиях вхождения в мировое пространство Казахстан вынужден был адаптироваться в тактических приемах и стратегии осуществления торговой политики, подключения арсенала экономических инструментов. Однако при переходе на стадию сбалансированной экономики: не произошло изменений в структуре экспорта республики, которая по-прежнему относится к разряду сырьевых, о чем свидетельствует интенсивный рост доли сырья, полуфабрикатов и продовольствия, превысившей 80% от общего объема; кризис неплатежей, в котором уже несколько лет пребывает Республика Казахстан, сделал выгодной ориентацию экспортных производств на внешний рынок в целях получения стабильных доходов. В итоге внутренний спрос экономики, отнесенной к разряду второго порядка, обусловил остаточный принцип его удовлетворения. Об этом свидетельствует срыв ритмичности работы многих производств из-за отсутствия сырья.

Экономика республики подвержена лихорадкам, обусловленным изменением конъюнктуры  на мировом рынке и падением мировых  цен. И как следствие, несет огромные валютные потери, а в условиях недиверсифицированности  экспорта - потери от сокращения физического объема экспорта продукции.

Высокая техническая и технологическая  зависимость национальной экономики  от стран, поставляющих наукоемкую и  капиталоемкую продукцию, способствует завозу не самых передовых видов  оборудования, машин, что в конечном счете, повышая объемы производства продукции, тем не менее не способствует такому наращиванию производительности труда, как в ряде новых индустриальных стран. Более того, значительная часть валютных средств расходуется на поддержание текущих нужд, приобретение необходимых компонентов, не создавая условий для накопления и дальнейшего расширения масштабов производства.

Отсутствие глубоких стадий переработки, а в ряде случаев и первичной  большинстве своем невозобновляемых сырьевых ресурсов, не способствует оседанию значительных объемов добавочной стоимости, которые мигрируют за пределы страны.

Вхождение Республики Казахстан в  Таможенный Союз обусловило изменение  средневзвешенных импортных тарифов  с 3,0% до 7,5%, что вовсе не способствует развитию внешней торговли. Все это, в конечном счете, осложняет процесс вступления республики во Всемирную торговую организацию. В условиях же членства улучшится не только внешняя торговля, но и будет обеспечено преимущество в привлечении иностранных инвестиций, даст гарантию на приобретение статуса наибольшего благоприятствования для казахстанского экспорта. В настоящее время здесь объединены интересы 110 стран.

Семилетняя практика осуществления  внешнеторговой политики была направлена на формирование системы торговых отношений как с государствами СНГ, так и зарубежными странами и осуществлялась в соответствии с принципами эффективной интеграции республики в мировое рыночное пространство. Однако анализ проводимых реформ свидетельствует, что казахстанский путь к открытости экономики своеобразен, ив нем сочетаются меры, иногда полярные друг другу. В этот период были введены тарифы на импорт товаров, повышены пошлины на импорт предметов роскоши и ряд других товаров - преследовалась цель защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции. На границах республики были введены таможенные режимы, Нормализации внешнеэкономической деятельности Казахстана способствовало принятие законов, регулирующих валютные проблемы, либерализацию внешнеэкономической деятельности, проблемы лицензирования, формирование Экономического и Таможенного союзов.

Учитывая точный дефицит на отечественном  рынке, импортная политика не была столь  жесткой, контроль был относительно строг и преимущественно использовались технические барьеры. Лицензии на импорт применялись в отношении б видов продукции (детское питание, медицинские препараты, пестициды, гербициды, удобрения, промышленные отводы и взрывчатые вещества). Налоги на импорт были также незначительны, однако к середине 1993 года они варьировали от 0,5 до 21%, а в 1994 году подскочила до 50%. Импортные пошлины превышали 2-3% общего импорта. Учитывая, что таможенная и налоговая службы находились в стадии становления, надо полагать, что дохода от налога на импорт были незначительны.

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе