Внешнеэкономическая деятельность на уровне региона (на примере Амурской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 03:45, курсовая работа

Краткое описание

В рамках данного исследования стоит цель – изучить основные направления управления ВЭД в регионе на примере Амурской области.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1 Изучить полномочия субъектов в управлении ВЭД;
2 Проанализировать основные организации, регулирующие ВЭД в Амурской области;
3 Проанализировать основные показатели ВЭД в Амурской области;
4 Рассмотреть основные направления ВЭД в Амурской области;
5 Выявить направления и перспективы развития ВЭД в регионе.

Содержание

Введение 3
1 Полномочия субъектов РФ в управлении
внешнеэкономической деятельностью 13
2 Организация управления внешнеэкономической деятельности в
Амурской области 14
2.1 Обзор внешнеэкономической деятельности
Амурской области 14
2.2 Основные направления регулирования ВЭД в
Амурской области 30
3 Совершенствование управления внешнеэкономи-
ческой деятельностью в Амурской области 34
Заключение 43
Список использованных источников 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ВЭД.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

 3)оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

 4)осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

4.1) осуществление  миграционного учета иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации;

5) разработка  и реализация во взаимодействии  с иными государственными органами  мер по предупреждению и пресечению  незаконной миграции;

6) исполнение  законодательства Российской Федерации  по вопросам беженцев и вынужденных  переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

7) осуществление  в соответствии с законодательством  Российской Федерации контроля  и надзора в сфере внешней  трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

8) управление  территориальными органами ФМС  России, ее загранаппаратом, а  также иными организациями и  подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.

4 Центральный  Банк Российской Федерации

Функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждаетграфическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

осуществляет  иные функции в соответствии с  федеральными законами.

5 Коммерческие  банки

Функции:

    • аккумуляция и мобилизация денежного капитала
    • посредничество в кредите;
    • создание кредитных денег;
    • проведение расчетов и платежей в хозяйстве;
    • организация выпуска и размещения ценных бумаг;
    • оказание консультационных услуг.

 

        

2 Организация управления внешнеэкономической  деятельности в Амурской области

 

2.1 Обзор внешнеэкономической  деятельности Амурской области

 

Правовую основу ВЭД в Амурской области составляют:

Конституция РФ;

Федеральные законы (далее - ФЗ), регламентирующих ВЭД и  роль исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ в ее обеспечении;

документы стратегического  планирования (Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Концепции внешней политики РФ, Внешнеэкономической стратегии России до 2020 г., Концепции приграничного сотрудничества в РФ, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. (далее - стратегия развития ДВиБР), стратегий развития отдельных экономических отраслей);

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию  международных и внешнеэкономических связей РФ и ее субъектов;

Устав (основной Закон) Амурской области, законы Амурской области, прямо или косвенно определяющие ВЭД региона, постановления губернатора области и Правительства области (в том числе Стратегия социально-экономического развития Амурской области на 2009 - 2011 гг.).

Внешнеэкономическая деятельность в Приамурье имеет глубокие исторические традиции.  Уникальное географическое положение региона всегда привлекало внимание иностранных предпринимателей. Только на территории Благовещенска в начале 20-го  века  было зарегистрировано 8 крупных иностранных  торговых домов.  Благодаря введенному  царским правительством режиму порто-франко (беспошлинный ввоз и вывоз товаров) Благовещенск вошел в число самых динамично развивающихся городов России. Рубль стоил дороже доллара, а по ряду производств административный центр  входил в тройку  российских лидеров.  Внешнеэкономическими партнерами города и области  были ведущие предприятия США и Европы.  

Новейший этап приграничного сотрудничества начинается в 80-х годах прошлого века. Либерализация отношений с Китаем дала развитию ВЭД новый и довольно ощутимый толчок.  Существовавший в то время на погранпереходе «Благовещенск - Хэйхэ»  безвизовый режим въезда и выезда способствовал развитию народной демократии и обеспечил приток  на территорию области китайских  товаров народного потребления. В условиях «жесткой экономии» 90-х для города и области это было в прямом смысле спасением. Через Благовещенский  погранпереход шли грузопотоки  из стран  Европы,  западных регионов страны, стран СНГ.  1993 год вошел в историю как «пик» внешнеэкономической активности Приамурья.   
А в 2002 году Благовещенск стал первым городом России, где банки нашей страны и Китая могут рассчитываться друг с другом напрямую в рублях и юанях. 

Основным партнером  Амурской области во внешней торговле традиционно является Китай. Не следует  сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что сегодня вектор мирового экономического развития направлен на Восток, а  Китай является ключевым игроком  на современном геополитическом поле. 

Определяя приоритеты внешнеэкономической политики во взаимоотношениях с Китаем, амурские власти делают акцент на  увеличение китайского инвестиционного присутствия, в том числе за счет участия КНР в реализации на территории  Приамурья  ряда крупных инвестиционных проектов региона, которые будут способствовать социально-экономическому развитию не только Амурской области, но и всего Дальневосточного региона. 

Одним из примеров такого сотрудничества является Проект экспорта электроэнергии из России в Китай, реализацией которого  занимаются  ОАО «Восточная энергетическая компания» (ОАО «ИНТЕР РАО») и Государственная электросетевая корпорация (ГЭК) Китая.  
В 2009 году возобновились поставки электроэнергии из Амурской области в провинцию Хэйлунцзян по существующим линиям электропередач, объем поставок   тогда составил 854 млн. кВтч., в 2010 году - уже около 1 млрд. кВтч. К концу  октября  2011 года  будут запущены в эксплуатацию расширенная подстанция «Амурская» в Свободненском районе и подключенная к ней ЛЭП-500, строительство которых началось прошлым летом. Это позволит увеличить поставки  электроэнергии  сопредельному государству в пять раз – до 4,5 – 5 млрд. кВт.–часов в год.  Стоимость проекта - почти 4 миллиарда рублей.  

Сегодня  Приамурье  обеспечивает электроэнергией  только северные провинции  КНР. 

Ввод новой  подстанции  позволит  существенно расширить географию  поставок – амурская электроэнергия будет поступать в ряд крупных городов Китая, включая Пекин.  Строительство новой подстанции, отмечают энергетики, позволит запустить резервные гидроагрегаты и на амурских гидроэлектростанциях. 

Другим перспективным  направлением для привлечения инвестиций КНР является комплексное освоение Огоджинского месторождения каменного угля в Амурской области. Проект предполагает проведение геологоразведочных изысканий и освоение месторождения, проектирование и строительство железной и автомобильной дорог, электросетевых  объектов и объектов генерации, а также решение вопросов сбыта продукции. В настоящее время российская и китайская стороны прорабатывают  условия   сотрудничества. 

Важнейшим для Амурской области  остается сотрудничество  в сфере развития транспортных систем. Для Амурской области это, в первую очередь, строительство мостового перехода через  Амур в районе Благовещенска и  Хэйхэ, а также создание транспортно-логистического комплекса, формирование контейнерных «мостов» для обеспечения интеграции в международное транспортное пространство.  
Кстати.  Строительство  понтонного моста  через Амур  уже  завершено и  с наступлением зимы он уже пройдет первую обкатку:  на сегодняшний день все  пять барж-понтонов готовы к работе, решены и все технические вопросы, необходимые  для монтажа  моста. Для  Амурской области  открытие понтонной переправы через Амур  - событие  социально значимое: мост  позволит решить одну из главных на сегодняшний день  проблем -  обеспечит  бесперебойную  работу грузового транспорта  на погранпереходе «Благовещенск – Хэйхэ», что позволит не снижать объемы перевозки грузов.  

11-12 октября  в Китае с официальным визитом побывал премьер-министр  Владимир  Путин. Подписанные  в ходе  визита   переговоры могут иметь  большие последствия для Амурской области в плане далеко идущих перспектив.

Это уже  16-я регулярная встреча на уровне глав правительств России и Китая.  К тому же,  в 2011  году исполняется 10 лет с момента  подписания договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве и  отмечается 10-я годовщина  образования ШОС (кстати, в следующем году Китай председательствует в этой организации). 

По итогам визита подписано 17 документов, причем, один из них уже  назвали уникальным, речь идет о  подписании  соглашения  о сотрудничестве в области модернизации.  До  сих  пор такие  договоры  Россия заключала только с европейскими странами.   В соглашении  отражены  сферы энергосбережения, авиапрома,  развития скоростного железнодорожного транспорта, систем навигации, нанотехнологий, фармацевтики, ядерных реакторов на быстрых нейтронах.

На переговорах большое внимание было  уделено кооперации в других инновационных областях: космос, телекоммуникации, машиностроение, сельское хозяйство, глубокая переработка леса.  Кроме того, стороны договорились  "обменяться" годами: 2012 год будет объявлен Годом российского туризма, а 2013-й - китайского.

С конца прошлого года началось активное взаимодействие с южнокорейскими компаниями по организации в Амурской области современного предприятия  по сборке светодиодных ламп, в том  числе и в рамках планируемой  к созданию свободной экономической зоны промышленно-производственного типа в  Белогорске. Уже подписан ряд протоколов намерений с компанией «Орникс», идет проработка экономических и технических вопросов кооперации.  А недавно на переговорах с делегацией Корейского глобального фонда нам стало известно, что заинтересованность в реализации проекта сборочного производства осветительной продукции в Амурской области проявила компания LG Innotek, - отметил губернатор области Олег Кожемяко. 

К слову, Амурская область - один из первых российских регионов, установила побратимские   связи с Республикой Корея, а у  амурских компаний уже есть положительный опыт в сфере поставок продукции переработки сои в Южную Корею. Так, в 2010 году компания «Амурагроцентр» поставляла в эту страну соевое масло. Объемы поставок были небольшие (всего около 0,3% от общего экспорта области в прошлом году), однако качество амурской продукции хорошо зарекомендовало себя на корейском рынке. В 1-м полугодии 2011 года товарооборот Амурской области с Республикой Корея увеличился в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил  3,9 млн. долларов США.  
Наиболее перспективными представляются три  направления дальнейшего сотрудничества: продовольствие (сельское хозяйство), энергетика, водные ресурсы. Заинтересованность южнокорейцев вызывают наши научные разработки, современные технологии, космическая отрасль. Есть перспективы и для реализации строительных проектов, в том числе элитного жилья,  и   более активное сотрудничество в области медицины (обучение студентов). 

Что же касается сельского  хозяйства, то здесь мы лидеры на Дальнем  Востоке, - напомнил   Амурский губернатор, -  можем предложить нашу продукцию: кукурузу, пшеницу, сою. Амурская область обладает половиной всех пахотных земель Дальневосточного экономического района. Климатические условия позволяют заниматься выращиванием зерна, картофеля, овощей, кормовых культур, разведением крупного рогатого скота, свиней, птицы. У нас есть, что предложить корейским партнерам. 
В перспективе Республика Корея может стать источником серьезных капиталовложений  в экономику Амурской области, а также поставщиком  современной техники и технологий. 

Появились и  более обнадеживающие перспективы сотрудничества с самым, пожалуй, сложным  для Росси партнером по АТР, - Японией.  
Во время своего визита в Благовещенск летом  генконсул  Японии  на Дальнем Востоке летом этого года Ясухико Симидзу отметил, что генконсульство хотело бы расширить связи с Приамурьем в области туризма. 

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность на уровне региона (на примере Амурской области)