Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:54, реферат
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минэкономразвития России) _____ 125993, ГСП-3, Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3 | ||
Телефон: 200-52-71 |
Факс: 650-68-24 |
E-mail: |
|
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА
Москва
Декабрь, 2008 год
О Г Л А В Л Е Н И Е
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.
Во-первых, усиливается активность государств в мировой экономической политике. Скоординированные действия стран в торгово-политической сфере обуславливают необходимость разработки долгосрочного видения и долгосрочной стратегии России в данной области. В условиях усиления международной конкуренции возрастает необходимость создания всего спектра внешнеэкономических инструментов, которыми обладают развитые страны мира.
Во-вторых, переход российской экономики на инновационный путь развития предполагает реализацию крупных стратегических инициатив и проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики, с привлечением потенциала других стран и иностранных компаний. Необходима долговременная координация таких проектов, что требует повышения системности разработки внешнеэкономической политики и увязки ее с приоритетами внутренней политики.
В-третьих, российские компании активно
выходят на мировой рынок. В этой
связи они нуждаются в
Стратегия определяет ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития.
При этом решаются следующие основные задачи:
Дальнейшее усиление воздействия глобальных тенденций на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения конкуренции, повышения роли инновационных факторов в странах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. Наиболее важные ожидаемые сдвиги:
В долгосрочной перспективе (за пределами нынешнего замедления роста) ожидается сохранение достаточно высоких темпов роста мировой экономики - порядка 3-4% в год - при одновременном перераспределении сил от Европы и Северной Америки к Азиатско-Тихоокеанскому региону и, частично, к Латинской Америке. Уже в 2008 году страны, не входящие в ОЭСР, обеспечат около половины прироста мировой экономики против 40% в 2007 году.
Главными локомотивами роста мировой
экономики с большой
Последнее десятилетие характеризуется интенсивным развитием внешнеэкономических связей Российской Федерации, опережающим экономический рост страны. Оборот внешней торговли в 2001-2007 годах увеличился в 3,9 раза и достиг 578,9 млрд. долларов США, в том числе экспорт товаров – в 3,4 раза, до 354,5 млрд. долл., импорт товаров – в 5 раз, до 223,5 млрд. долл. В физическом выражении рост оборота внешней торговли составил 2,2 раза при общем росте ВВП за данный период в 1,6 раза.
Расширение
Возросла роль внешнеэкономического
фактора в повышении
Таблица 1. Основные показатели развития
(млрд. долларов США)
2000 |
2007 |
2010 | |
отчет |
отчет |
прогноз | |
Экспорт товаров, всего |
105,0 |
354,4 |
503 |
темп роста экспорта товаров к предыдущему году в физическом выражении, процентов |
- |
104,6 |
103,6 |
экспорт топливно-энергетических товаров |
54,7 |
226 |
313 |
экспорт машин и оборудования |
9,1 |
19,7 |
30 |
Импорт товаров, всего |
44,9 |
223,5 |
434 |
темп роста импорта товаров к предыдущему году в физическом выражении, процентов |
- |
126,0 |
115,7 |
доля импорта готовых изделий во внутреннем конечном спросе на товары, процентов |
32,1 |
28,6 |
29 |
Сальдо торгового баланса |
60,2 |
130,9 |
69 |
Экспорт услуг |
9,6 |
39,4 |
66 |
экспорт транспортных услуг |
3,6 |
10,3 |
13,1 |
Импорт услуг |
16,2 |
59,1 |
60 |
Прямые инвестиции российских компаний за рубежом |
3,3 |
16 |
46 |
Прямые иностранные инвестиции в Россию |
2,5 |
47,1 |
64 |
Справочно: мировая цена на нефть (Юралс), долл. США за баррель |
26,6 |
69,3 |
90 |
Однако, несмотря на ряд позитивных сдвигов, ситуация во внешнеэкономической сфере далека от благополучия. За последние годы качественные параметры ее развития ухудшаются. Во внешней торговле сохраняется модель «импорт готовых товаров в обмен на экспорт сырья и энергоносителей», что означает скрытый отток добавленной стоимости из экономики и закрепление экспортно-сырьевой модели развития страны.
Структура российского экспорта остается недиверсифицированной. Более 65% в нем составляют углеводороды и сырьевые товары, дальнейшее наращивание вывоза которых неэффективно, связано с большими затратами и ведет к повышению внешней уязвимости отечественной экономики. При сохранении такой структуры увеличение объемов экспорта перестает быть источником экономического роста и превращается в фактор его сдерживания. Уже в период с 2011 по 2012 год сальдо по текущим операциям платежного баланса может стать отрицательным. Это означает, что при сохранении сложившихся тенденций дальнейшее наращивание экспорта сырья и энергоносителей не будет покрывать импорт готовых товаров, обеспечивающих конечное потребление.
Действующая в настоящее время система внешнеэкономических институтов не обеспечивает в должной мере ни эффективной защиты внутренних рынков, ни поддержания конкурентоспособности российских товаров за рубежом. По мере укрепления рубля рост импорта готовых товаров за последние годы приобрел «взрывной» характер, начав вытеснять с внутреннего рынка отечественных производителей. В результате по некоторым видам товаров российская экономика попала в устойчивую зависимость от импорта. Так, отрицательное сальдо во внешней торговле машинно-технической продукцией возросло с 1,5 млрд. долл. в 2000 году до 82,1 млрд. долл. в 2007 году, а к 2010 году может увеличиться до 218 млрд. долл.
Сложившаяся географическая структура внешнеэкономических связей ориентирована на традиционные европейские рынки и страны СНГ. В то же время позиции российских компаний на быстрорастущих рынках государств Азии и Латинской Америки крайне незначительны. По ряду направлений здесь наметились негативные тенденции. Так, отрицательное сальдо образовалось в торговле с основным партнером России в Азии – Китаем.
Приток капитала из-за рубежа не стал двигателем инновационного обновления экономики и повышения ее конкурентоспособности. На обрабатывающие производства приходится лишь 15% прямых иностранных инвестиций, в то время как почти 80% инвестиций направляется в добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, торговлю и финансовую деятельность.
Отмеченные выше неблагоприятные тенденции являются во многом следствием нынешнего состояния всей системы внешнеэкономического регулирования, которая характеризуется отсутствием ряда институтов, обеспечивающих поддержку необходимых структурных сдвигов в экономике, повышение ее конкурентоспособности и переход на инновационный путь развития.
Таблица 2. Прогноз развития динамики экспорта и импорта Российской Федерации по основным товарным группам до 2020 года
Всего (по методологии платежного баланса) млрд. долл. США
2007 г. |
2012 г. |
2020 г. | |
Экспорт всего, |
354.4* |
529.6 |
902.8 |
317.5 |
358.9 |
476.9 | |
топливно-энергетические товары |
226.0 |
333.1 |
483.9 |
202.7 |
212.9 |
231.5 | |
машины, оборудование и транспортные средства |
19.7 |
36.0 |
121.7 |
18.9 |
32.5 |
94.4 | |
Импорт всего, |
223.5 |
536.9 |
943.2 |
207.0 |
433.5 |
702.9 | |
машины, оборудование и транспортные средства |
101.8 |
318.8 |
571.5 |
74.8 |
208.5 |
340.1 | |
продовольственные товары |
27.6 |
57.2 |
100.3 |
24.6 |
37.3 |
59.5 |
* Здесь и далее: числитель – в текущих ценах, знаменатель – в ценах 2006 года.
Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.
Достижение этой цели предполагает:
специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;
усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года