Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:54, реферат
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.
Основная цель внешнеэкономической политики в регионе – выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники.
Основные направления
Африка, являясь быстроразвивающимся регионом, представляет стратегический интерес для российской экономики, в том числе как источник природных ресурсов, рынок для реализации инвестиционных проектов и рынок сбыта продукции машинно-технического экспорта. Спецификой Африки является также наличие большого числа беднейших стран, нуждающихся в оказании помощи развитию, в том числе в рамках глобальных инициатив («Группа восьми» и др.).
Приоритетами
Как для регионов Ближнего и Среднего Востока, так и для Африки актуальна задача участия российских компаний в приватизации промышленных активов, в том числе созданных с технической помощью бывшего СССР (Иран, Турция, Марокко, Нигерия, Гвинея, Ангола).
Таблица 5. Прогнозные оценки динамики экспорта и импорта Российской Федерации по основным товарным группам со странами дальнего зарубежья до 2020 года
млрд. долл. США
2007 г. |
2012 г. |
2020 г. | |
Экспорт всего, |
299.9 |
435.0 |
729.4 |
267.4 |
294.1 |
390.5 | |
топливно-энергетические товары |
203.4 |
294.5 |
433.5 |
182.5 |
192.3 |
211.4 | |
машины, оборудование и транспортные средства |
10.1 |
19.3 |
71.7 |
9.7 |
17.4 |
55.6 | |
Импорт всего, |
169.9 |
445.4 |
755.4 |
133.4 |
297.3 |
459.5 | |
машины, оборудование и транспортные средства |
92.3 |
294.4 |
511.0 |
67.8 |
192.6 |
304.1 | |
продовольственные товары |
23.3 |
47.3 |
76.4 |
20.8 |
30.8 |
45.3 |
Особенностью современной
Такая система институтов включает три следующих крупных блока: комплексную поддержку экспорта и прямых инвестиций за рубежом, регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на российские рынки и поддержку управления во внешнеэкономической сфере.
С целью поощрения экспорта товаров и услуг будет создана система снижения рисков соответствующих операций. Экспортное кредитование превратится в массовый продукт и будет осуществляться на условиях, обеспечивающих конкурентоспособность поставок. Будут законодательно закреплены условия предоставления экспортных кредитов Внешэкономбанком и другими российскими банками, создано специализированное агентство по страхованию экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков, а также страхованию инвестиций.
Государственные институты развития будут оказывать кредитную и финансовую поддержку экспортно-ориентированным производствам по всему циклу, включая приобретение иностранных технологий и лицензий. Получит развитие целевая поддержка экспортно-ориентированных производств в особых экономических зонах, перспективных НИОКР, международной сертификации российской машиностроительной продукции. Будут созданы специальные инструменты для стимулирования внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.
Будет сформирована система кредитования иностранных государств под поставку российских товаров (связанное кредитование). Получат дополнительную поддержку прямые инвестиции российских компаний за рубежом, в том числе с целью формирования интегрированных в российские отрасли центров компетенции за рубежом.
Получит развитие система выявления и устранения торговых барьеров в зарубежных странах. В качестве основного операционного инструмента будет создан реестр торговых и инвестиционных барьеров в отношении российских товаров, услуг и инвестиций. Деятельность торгпредств будет рационально встроена в общую систему выявления и устранения таких барьеров.
С целью формирования позитивного имиджа России, российских компаний и регионов за рубежом активизируется содействие продвижению российских брендов, будет расширена практика проведения ежегодных экономических форумов на основе частно-государственного партнерства.
Тарифно-таможенная политика является одним из основных инструментов решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.
Основными задачами таможенно-тарифной политики являются:
1. Содействие перевооружению
и технологической
Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции.
2. Стимулирование развития
производственно-
Стимулирование
развития производственно-
Применение таможенных
режимов переработки на таможенной
территории и переработки для
внутреннего потребления
Будет осуществлен постепенный переход от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров, к использованию, при необходимости, нетарифных мер ограничения экспорта.
Будет продолжена работа по эскалации Таможенного тарифа (дифференциация ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров и предназначения товаров).
Будут внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.
3. Повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.
В рамках данной задачи будет обеспечена сбалансированность и рациональная защита внутренних рынков за счет гибкого реагирования на запросы производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Будет осуществлен переход к постепенному отказу от необоснованного завышения пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного и социального назначения, не производимые в России.
Будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами, в части уточнения принципов формирования списка стран – бенефициаров, перечня товаров и правил определения их происхождения.
Будут сокращаться тарифные льготы, искажающие регулятивную функцию таможенного тарифа (товары, ввозимые в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал, оптимизация применения режима свободной таможенной зоны и т.д.)
Модернизация таможенного
Система регулирования иностранных инвестиций на территории России будет развиваться путем имплементации международных правил движения капитала. Будут созданы системы федеральных и региональных институтов привлечения инвестиций, функционирующих по принципу «одного окна», а также институт «омбудсмена» по иностранным инвестициям.
Расширится участие
Сформируется система
Механизм принятия решений во внешнеэкономической сфере будет постоянно совершенствоваться. Улучшится координация между ветвями власти по выработке стратегических решений (включая вопросы совершенствования законодательства и повышения эффективности правоприменительной практики) и тактики их реализации, изменится роль российских частей межправительственных комиссий, будет создана система управления экономическими и политическими рисками на глобальных рынках.
Меры в области укрепления кадрового потенциала будут включать, в частности, совершенствование образовательных программ, расширение изучения языков, подготовку и переподготовку госслужащих в сфере внешнеэкономической деятельности.
Изменение модели государственного регулирования
внешнеэкономической
Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года