Внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – изучить внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики факторы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть сущность и причины возникновения внешних эффектов;
 ознакомиться с основными формами их проявления;
 изучить теорему Р. Коуза;

Содержание

Введение……………………………………………………………….……....……3
1 Теоретические аспекты внешних эффектов………………………………...…...5
1.1 Сущность и причины возникновения внешних эффектов…………..……..5
1.2 Основные формы проявления………………………………………..…...…7
1.3 Теорема Рональда Коуза…………………………………………..……...….9
2 Внешние эффекты как фактор рыночной экономики………………...………..12
2.1 Влияние внешних эффектов на развитие экономики……………..……....12
2.2 Методы и инструменты регулирования……………………………..……..15
Заключение………………………………………………………...………..……..20
Список использованной литературы……………………………………….…….22

Вложенные файлы: 1 файл

Контр-я Внешние эффектыР.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….……....……3

1 Теоретические аспекты внешних эффектов………………………………...…...5

    1.1 Сущность и причины возникновения внешних эффектов…………..……..5

    1.2 Основные формы проявления………………………………………..…...…7

    1.3 Теорема Рональда Коуза…………………………………………..……...….9

2 Внешние эффекты как фактор рыночной экономики………………...………..12

    2.1 Влияние внешних эффектов на развитие экономики……………..……....12

    2.2 Методы и инструменты регулирования……………………………..……..15

Заключение………………………………………………………...………..……..20

Список использованной литературы……………………………………….…….22

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

 

Экономическая теория рассматривает  рыночный механизм как наиболее эффективный способ распределения ресурсов (с помощью сил спроса и предложения). Однако на практике, даже в условиях совершенной конкуренции, такая эффективность достигается далеко не всегда.

В силу ряда причин могут  возникать ситуации несостоятельности  рынка, в которых рынок не справляется  со своими функциями, не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Одна из причин такой несостоятельности рынка связывается с внешними эффектами.

Актуальность контрольной  работы обусловлена тем, что вопрос о внешних эффектах занимает важное место в исследовании экономических аспектов. Существование отрицательных внешних эффектов приводит к нарушению рыночного равновесия. Чтобы преодолеть подобную ситуацию, необходимо разработать эффективный механизм трансформации внешних эффектов.

Вместе с тем на сегодняшний день масштабы, направления и уровень исследований в сфере управления процессами, связанными с внешними эффектами, нельзя признать адекватными сложности современной эколого-экономической ситуации.

Цель контрольной работы – изучить внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики факторы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и причины возникновения внешних эффектов;
  • ознакомиться с основными формами их проявления;
  • изучить теорему Р. Коуза;
  • охарактеризовать влияние внешних эффектов на развитие экономики;
  • исследовать методы и инструменты регулирования.

Информационной базой  работы послужили: труды отечественных  и зарубежных ученых в области исследования внешних эффектов, информационные ресурсы, данные финансовой отчетности источников интернета, материалы практического исследования.

Практическая значимость работы заключается в том, что  полученные знания могут быть применены  при оценке эффективности развития рыночной экономики.

1 Теоретические аспекты внешних эффектов

 

1.1 Сущность и причины  возникновения внешних эффектов

 

Взаимодействие субъектов рыночной экономики порождает внешние по отношению к рынку эффекты – экстерналии. Они имеют существенные последствия для благосостояния людей, механизма функционирования рынка, оптимального размещения ресурсов, эффективности рыночного равновесия.

Понятие «внешние эффекты» введено английским экономистом  А. Маршаллом и получило развитие в книге А. Пигу «Теория благосостояния», вышедшей в 1920 году [8, С. 45]

Внешние эффекты – это не учтенные в цене блага побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц, находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных издержек производства, или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду (См. приложение 1).

Причины, по которым внешние эффекты  не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя нет стимулов для учета внешних эффектов, поскольку это может повысить цену и уменьшить объем производства и, соответственно, прибыль. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, так как уменьшает величину спроса.

Внешние эффекты представляют собой разницу между издержками по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками, которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.

Частные издержки (РС) – это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Включаются в рыночную цену блага и носят внутренний характер.

Внешние издержки (ЕС) – это затраты лиц, вызванные производством и потреблением данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.

Общественные издержки (SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц:

 

                                             SC= PC+ EC                                                        (1)

 

Графическое представление издержек изображено на рисунке 1.

 

      C                    SC             PC         



 

                                        EC


 

      0


Рисунок 1 - Внешние, частные и общественные издержки1

 

Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного увеличением производства блага, представляют собой предельные частные издержки, предельные внешние издержки и предельные общественные издержки [11].

Формально возникновение  внешних эффектов связано с различиями в уровнях частных и общественных издержек и выгод. Однако эти различия являются лишь следствием более глубоких причин.

В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно.

Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию. В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс использовался бы уже в качестве внутреннего фактора производства, что привело бы к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных издержек.

Схожая ситуация возникает  и в отношении положительных  внешних эффектов. Если бы лица, деятельность которых приносит дополнительную выгоду, обладали правами собственности на эту выгоду, они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание предельных частных и предельных общественных выгод [1, С. 102].

Таким образом, причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Другими словами, внешние эффекты обусловлены «отсутствующими рынками». Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потерям общественной полезности.

 

1.2 Основные формы проявления

 

Изначально понимание внешнего эффекта было тесно связано с провалами рынка, его несостоятельностью. Рынок принято рассматривать в неоклассической экономической теории как обеспечивающий формирование цен механизм, отвечающий за размещение ресурсов и эффективное их использование. Одновременно относительные цены являются источником информации для экономических агентов, принимающих решения. Поскольку предполагается, что внешние эффекты возникают тогда, когда не все выгоды или издержки отражены в системе цен, то это свидетельствует о нарушении принципа оптимальности размещения ресурсов, а значит, об их неэффективном использовании [3, С. 23].

Многообразие форм взаимодействия между экономическими агентами выражается в многообразии возникающих внешних эффектов. Они могут классифицироваться по целому ряду критериев:

1) «Знак» внешних эффектов. Следует выделять положительные и отрицательные внешние эффекты. Примером отрицательного внешнего эффекта может загрязнение воздуха заводом. Положительный внешний эффект – опыление пчелами, являющимися собственностью пчеловодства, деревьев соседнего хозяйства.

2) По особенностям возникновения – потребительские, технологические и денежные.

Потребительская экстерналия – это внешний эффект, возникающий на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной функциональной зависимости для другого человека. Примером потребительской экстерналии является шумовой загрязнение, возникающее, при взлете и посадке самолетов, которое негативно влияет на полезность людей, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к аэродрому.

Технологический внешний эффект – экстерналия, возникающая на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента. Примерами технологической экстерналии могут быть классические примеры с пчелами.

Денежный внешний  эффект – экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента. Пример – поведение фирмы на конкурентном рынке влияет на уровень среднего дохода и соответственно экономической прибыли другой фирмы.

3) В зависимости от отношения внешнего эффекта к сторонам, заключающим контракт по поводу обмена правами собственности на соответствующий товар, можно выделить внутреннюю и внешнюю экстерналии.

Внешние экстерналии – такие эффекты, которые являются внешними не только по отношению к данному контрактному отношению, но и по отношению к группе субъектов, участвующих в контракте.

Внутренние экстерналии – такие эффекты, которые являются внешними по отношению к данному контрактному отношению, но внутренними по отношению к группе, участвующей в контракте [2, С. 226].

Производство и потребление  множества благ сопряжено с полезным эффектом, который отвлекает только часть потребителей. Вместе с тем, возможный отрицательный (позитивный) побочный эффект может распространяться не только на потребителей данного товара но и на более широкий круг людей, не участвующих в сделках по поводу данного товара. Таким образом, если для потребителей данная экстерналия является внутренней, то для других людей – внешней.

 

1.3 Теорема Рональда  Коуза

 

К числу наиболее общих  положений новой институциональной  теории относится так называемая «теорема Коуза», основные выводы которой американский экономист Рональд Коуз изложил в статье «Проблема социальных издержек». Сам Коуз не ставил перед собой задачи сформулировать какую-то общую теорему. Выражение «теорема Коуза», равно как и первая ее формулировка, были введены в оборот Джорджем Стиглером.

Теорема посвящена проблеме внешних эффектов. Так называют побочные результаты любой деятельности, которые  касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц.

Существование экстерналий  приводит к расхождению между  частными и социальными издержками. В случае отрицательных внешних эффектов частные издержки оказываются ниже социальных, в случае положительных внешних эффектов – наоборот, социальные издержки ниже частных.

Такого рода расхождения  впервые исследовал Артур Пигу в  книге «Теория благосостояния». Он характеризовал их как «провалы рынка», так как ориентация лишь на частные выгоды и издержки приводит либо к перепроизводству благ c отрицательными экстерналиями, либо к недопроизводству благ с положительными экстерналиями.

Против позиции Пигу о необходимости государственного вмешательства и была направлена статья Коуза. Смысловым ядром, вокруг которого она строилась, являлось понятие трансакционных издержек, введенное в более ранней работе Коуза – «Природа фирмы». Под трансакционными издержками он понимал затраты и потери, неизбежно возникающие при заключении и совершении любых сделок (трансакций). Речь идет об издержках, связанных со сбором и переработкой информации, поиском партнеров, проведением переговоров и принятием решений, оформлением и юридической защитой контрактов, контролем за их исполнением [7, С. 20].

Суть коузовской аргументации состояла в том, что в условиях нулевых трансакционных издержек рынок  сам в состоянии справляться  с любыми внешними эффектами. Теорема  Коуза гласит: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности»2.

Из «теоремы Коуза» следует  несколько важных теоретических и практических выводов:

1) Она раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу, экстерналии появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Когда права определены четко, тогда все экстерналии «интернализируются». Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало.

Информация о работе Внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики