Внешняя торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:38, реферат

Краткое описание

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Содержание

Введение……………………………………………………………2
1. Введение теории внешней торговли.
1.1 МЕРКАНТИЛИЗМ И ИДЕЯ «СВОБОДЫ ТОРГОВЛИ» СМИТА — РИКАРДО………………………………………………………3
1.2 ДОКТРИНА «СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ» Д. РИКАРДО. ПОНЯТИЕ «УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ»……………….6
1.3 ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХЕКШЕРА — ОЛИНА………………………………..11
1.4 Противоречивость и ограниченность примнения неоклассической концепции, приспособление ее к современным условиям…………………………………………………….14
1.5 Новые и новейшие теории внешней торговли……………17
2. Средства регулирования внешней торговли, теории практики применения.
Нетарифные барьеры. Стаимостные и ценовые методы регулирования таможенных пошлин……………………………….18
3. Международное регулирование внешней торговли, внешней торговой системы Украины.
3.1 Генеральное соглашение по тарифам и торговли (ГАТТ)………………………………………………………………….23
3.2 Характеристика режима наиболее благоприятствования нации (РНБ)………………………26
4.Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей страны…………………..27
Список использованной литературы……………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

 

  1. Международное регулирование внешней торговли, внешней торговой системы Украины.

3.1 Генеральное соглашение по тарифам и торговли (ГАТТ)

 

Правительства Австралийской Федерации, Королевства Бельгии, Соединенных Штатов Бразилии, Бирмы, Канады, Цейлона, Республики Чили, Китайской Республики, Республики Кубы, Чехословацкой Республики, Французской Республики, Индии, Ливана, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Новой Зеландии, Королевства Норвегии, Пакистана, Южной Родезии, Сирии, Южно-Африканского Союза, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и Соединенных Штатов Америки:

 

Признавая, что их взаимоотношения в области торговли и экономической деятельности должны осуществляться  с целью  повышения  жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и непрерывного увеличения реального дохода и эффективного спроса,  обеспечения полного использования мировых ресурсов и расширения производства и обмена товаров,

 

Желая содействовать этим целям путем заключения взаимных и взаимовыгодных  договоренностей, направленных на существенное снижение тарифов и других барьеров  торговле и на устранение дискриминационного режима в международной торговле

 

    Принципы  ГАТТ

 

Принцип наиболее благоприятствуемой нации , иначе, наибольшего благоприятствования - причем включающий (как своего рода "минимум") и принцип недискриминации, - в отношении применения и установления импортных и экспортных пошлин и иных сборов. Принцип наибольшего благоприятствования понимается в безусловной форме.

 

Поскольку принцип применяется  к торговле товарами, важно само понятие "товара" в этих целях. Товары понимаются как эквивалентные, "подобные" продукты (т.е. не обязательно  идентичные), которые определяются в качестве конкурирующих и заменяющих, что специфицируется на основе унифицированной  тарифной классификации. Страны-члены, имеющие государственные торговые предприятия, должны обеспечивать недискриминационный  подход при экспорте и импорте, осуществляемых соответствующими предприятиями.

 

Исключения из принципа наибольшего  благоприятствования были специально оговорены в ГАТТ. Вот эти принципиальные исключения:

 

- преференциальные (в широком  смысле) условия, зарегистрированные  в ГАТТ (позднее в ВТО) и существующие  для членов ГАТТ, с "замороженным  уровнем" преференциальности. Сюда могут относиться, к примеру, особые преференциальные условия между бывшими колониями и метрополиями;

 

- таможенные союзы и  зоны свободной торговли. Исключения при этом допускаются только для объединений между развивающимися странами для объединений иных стран при условии строгих критериев, а именно: пошлины и иные торговые барьеры относительно (в основном) всей торговли между странами объединения должны быть устранены, а пошлины и другие установления, влияющие на торговлю стран - членов объединения со странами, не входящими в данное объединение, не должны быть более ограничительны, нежели те, которые существовали до образования данного объединения стран;

 

- продукты, происходящие  из развивающихся стран (включая  преференциальные тарифы на основе "Общей системы преференций"; преференциальные нетарифные барьеры;  региональные глобальные договоренности  между развивающимися странами; специальные преференции для  наименее развитых стран).

 

Льготный режим для  развивающихся стран первоначально  в рамках ГАТТ породил проблему так  называемых "free riders" ("бесплатных пассажиров"). Развивающиеся страны пользуются всеми преимуществами, предоставляемыми в ГАТТ, не будучи формально его участницами и не принимая на себя всех обязательств в рамках ГАТТ. Согласно правилам ВТО для развивающихся стран могут устанавливаться переходные периоды для принятия этими странами новых обязательств, но в конечном итоге имеется в виду выполнение ими тех же обязательств, которые несут и развитые страны. Льготы могут сохраняться, особенно для наименее развитых стран, но при одобрении большинством голосов стран-членов ВТО и на ограниченные сроки.

 

Следует отметить, кроме  того, что условия Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) не вполне укладываются в режим наибольшего  благоприятствования, изначально рассчитанный на действие лишь в торговле товарами.

 

 Принцип национального  режима применительно к импортированным  товарам в отношении национального  регулирования, включая налоги, сборы,  имущественные условия для товаров  и транспортных средств, которые  не должны подвергаться худшим  условиям, нежели национальные. На  иностранный товар после его  таможенной очистки полностью  должно распространяться законодательство  страны импорта, без особых  более строгих условий для  импортного товара.

 

 Принцип исключительности  тарифных средств защиты национального  производства. Для такой защиты  могут в принципе использоваться  лишь таможенные тарифы и рыночные  механизмы. Любые сборы, кроме  тарифных, должны ограничиваться  примерной стоимостью соответствующих  предоставляемых услуг. Требования  к обозначениям происхождения  товара не должны быть дискриминационными. "Избавительная оговорка" (escape clause) в ГАТТ, позволяющая установление тарифных и нетарифных барьеров, ограничивает такое установление непредвиденным развитием импорта в настолько возросших объемах и условиях, которые причиняют угрожают серьезным ущербом. Установление барьеров должно быть ограничено размером и временем, которые необходимы для предотвращения компенсации ущерба. Исключения также допускаются из соображений национальной безопасности, публичного порядка, дефицита снабжения национальной стабзации цен, угрозы здоровью и тому подобные действительные основания внутренней социальной политики.

 

 Принцип последовательности тарифных уступок. Страна, вступающая в ГАТТ, должна представить перечень тарифных уступок, а также не соответствующих условиям ГАТТ нетарифных ограничений. Эти уступки и снятие ограничений должны быть согласованы на коллективной основе. Всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из стран-участниц другой стране-участнице (обычно в результате длительных тарифных переговоров в ходе многосторонних конференций - "раундов"), автоматически, немедленно и безусловно в силу принципа наибольшего благоприятствования распространяется на все страны-участницы ГАТТ. Соответствующие договоренности в рамках ГАТТ о взаимных таможенно-тарифных уступках оформляются в договорном порядке и юридически обязательны для государств-участников.

 

 Принцип связанности. Предоставляемые каждой страной уступки и принятые в рамках ГАТТ/ВТО обязательства представляют собой своего рода "ватерлинию", ниже которой не должны опускаться эти уступки и которая сохраняется для страны, пока она участвует в ГАТТ/ВТО, а соответствующие условия становятся "связанными". В дальнейшем тарифные уступки и нетарифные барьеры могут в одностороннем порядке на основе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ ("раундов") понижаться, но не повышаться.

 

 Принцип "прозрачности" (транспарентности). Любые национальные законодательные и административные правила внешнеэкономического регулирования должны согласно условиям ВТО публиковаться, быть доступными, в том числе и для иностранных заинтересованных лиц и организаций.

 

 

Характеристика  режима наиболее благоприятствования  нации (РНБ) 

 

Режим наибольшего благоприятствования  в торговле — экономический и  юридический термин, означающий установление в международных договорах и  соглашениях положений, при которых  каждая из договаривающихся сторон обязуется  предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам не менее  благоприятные условия в области  экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или  предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим или юридическим лицам.[1]

Режим наибольшего благоприятствования  предусматривает представление  таможенных льгот, а также преимуществ  в отношении внутренних налогов  и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых  товаров, и.т.д.

Оговорки о режиме наибольшего  благоприятствования, то есть положения  о его взаимном представлении, обычно включаются в тексты межгосударственных торгово-экономических договоров. Любые  изъятия из режима наибольшего благоприятствования, так же как и сам режим, устанавливаются  в договорном порядке. Наиболее типичное изъятие того рода — положение, предусматривающее  особый порядок регулирования приграничной торговли (смотрите национальный режим).

В 1964 на I сессии Конференции ООН по торговле и развитию в Женеве был одобрен принцип, согласно которому «международная торговля должна быть взаимовыгодной и проводиться на основе режима наибольшего благоприятствования…». Значение режима наибольшего благоприятствования было подчеркнуто и в Заключительном акте Совещания в Европе. В рамках ООН уделяется большое внимание кодификации норм, относящихся к режиму наибольшего благоприятствования. Так, Комиссией международного права разработан проект статей по режиму наибольшего благоприятствования.

4.Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей страны

Существуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом.

В основе данной методики лежит отражение  объективной реальности — необходимости  выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что  фиксируется в платёжном балансе  со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «−»). Суммирование двух учётных записей  должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются  валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным  займам, которые не опосредованы экспортом  товаров и услуг (но которые в  дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед  иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «−»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций (current account bal­ance) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.

Хотя на практике используются различные  схемы представления платёжного баланса, составляемого по методике МВФ, в основном и главном они  совпадают.

Виды представления и сальдо платёжного баланса[править | править исходный текст]

При публикации платёжный баланс может  быть представлен в «нейтральной»  или в «аналитической» форме. В «нейтральной» форме товары, услуги и текущие трансферты объединяются в счёте текущих операций, а  капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, финансовые производные, прочие инвестиции и резервные  активы — в счёте операций с  капиталом и финансовыми инструментами. Для обеспечения равенства между  счетами, добавляется балансирующая  статья «Чистые ошибки и пропуски»  и выводится общее нулевое  сальдо.

«Нейтральная» форма представления  обладает рядом недостатков, в частности  в нём исчезает совокупный результат  экономического и иного общения  резидентов страны с внешним миром, кроме этого невозможно определить, имеют ли приводимые показатели самостоятельное  значение, или же они являются производными проводками, включёнными туда ради соблюдения принципа двойной записи.

В связи с этим наряду с «нейтральным представлением» МВФ рекомендует  составлять альтернативную версию платёжного баланса, суть которой заключается  в переклассификации и перегруппировке имеющихся сведений таким образом, чтобы по возможности отделить первичные, автономные операции от вторичных, уравновешивающих записей. Этот вариант («аналитическое представление») уже предполагает выведение активного или пассивного сальдо платёжного баланса, которое должно определяться как суммарный результат независимых, автономных операций текущего и капитального характера, самостоятельно осуществляемых резидентами и нерезидентами в их взаимоотношениях друг с другом, и, таким образом, показывать направленность внешнеэкономической деятельности страны. Все прочие операции, в особенности по линии официальных властей, рассматриваются как балансирующие операции по финансированию или использованию сальдо, свидетельствующие о способах и источниках его урегулирования.

Строгого понятия «сальдо платёжного баланса» не существует, поскольку, согласно определению, сальдо статей платёжного баланса (нейтральное представление) равно нулю. Однако достаточно часто  под эти понятием понимают сальдо текущего счёта, которое в качестве слагаемого «чистого экспорта» входит в состав ВВП. При оценке сальдо текущего счёта можно говорить о его дефиците (сальдо отрицательное) или о профиците (сальдо положительное).

Исторически существовало несколько  подходов к тому, какие именно операции выделять как «уравновешивающие». Согласно рекомендации МВФ, к балансирующим  статьям относят: операции официальных  валютных органов с валютными  резервами (золото, иностранная валюта, резервная позиция в МВФ и  активы в СДР); изменения обязательств официальных валютных органов перед  иностранными официальными учреждениями, включая международные организации, распределение СДР.

Информация о работе Внешняя торговля