Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 07:51, курсовая работа
Целью работы является изучение воздействия бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
2)Выяснить влияние фискальной политики на объем национального производства в Республике Беларусь.
3)Показать воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………….4
1. Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономического предложения. Кривая Лаффера. Влияние бюджетно-налоговой политики на объем национального производства
1.1 Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономического предложения…………………………………………… ….6
1.2 Кривая Лаффера………………………………………………………….10 1.3 Влияние бюджетно-налоговой политики на объем национального производства………………………………………………………………… 15 2. Воздействие бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь……………………………………...
2.1 Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.19
2.2 Анализ влияния инструментов фискальной политики на совокупное
предложение в Республике Беларусь………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………32
Согласно Проекту основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы определены:
Основные цели бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
Основные задачи включают:
совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
повышение эффективности управления государственным долгом.
Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:
снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
повышение эффективности управления государственными финансами;
диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.
Реализация указанных направлений
2.2 Анализ влияния инструментов фискальной политики
на совокупное предложение в Республике
Беларусь
В 2012 году, по предварительной информации Министерства финансов, в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 158 трлн. рублей доходов, что в 1,8 раза больше, чем за 2011 год (или 30 процентов к ВВП против 28,8 процента в 2011 году), таблица 2.1. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) они увеличились на 11,6 процента.
Следует отметить, что динамика наполнения доходной части консолидированного
бюджета страны в 2012 году была выше динамики номинального роста ВВП в отличие
от 2011 года.
Таблица 2.1 ИСПОЛНЕНИЕ консолидированного бюджета Республики Беларусь
Динамика доходов, расходов и сальдо консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011 - 2012 годы нарастающим итогом с начала года представлены на рисунке 2.1.
Доходная часть консолидированного бюджета сформирована, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают налог на добавленную стоимость, налоговые доходы от нешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц. Удельный вес этих налоговых поступлений в общих доходах консолидированного бюджета в 2012 году составил 69,5 процента, в 2011 году - 69,7 процента. В 2012 году доля налоговых поступлений в ВВП составила 26,2 процента, а в 2011 году - 24,7 процента. Рост доли
налоговых поступлений к ВВП произошел, несмотря на значительное снижение ставки налога на прибыль - с 24 процентов до 18 процентов с 2012 года. Кроме того, с 1 января 2012 г. расширены налоговые льготы по налогу на прибыль в отношении производства инновационных и высокотехнологичных товаров (прибыль от производства и реализации инновационных товаров полностью освобождается от налогообложения, а в отношении прибыли от реализации высокотехнологичных товаров
ставка налога составляет 10 процентов).
Радикальных изменений налогообложения в 2013 году не предусматривается, но намечено его упрощение для большего круга субъектов хозяйствования. В 2013 году платить налог по упрощённой схеме смогут организации, в которых работает до 50 сотрудников. Прежде по упрощённой схеме отчитывались лишь те, чей штат не превышал 15 человек. Почти вдвое (до 8 млрд. рублей) увеличен и критерий выручки, позволяющий использовать упрощённый механизм уплаты, при этом на 2 процента снизятся ставки налогообложения по упрощённой системе. Налоговые льготы получат и акционерные общества, они коснутся налога на прибыль от корпоративных ценных бумаг и эмиссионного дохода (разница между ценой продажи и
номинальной стоимостью акции). Как результат обеспечится снижение налоговой нагрузки на экономику до 27,6 процента к ВВП в 2013 (по оценкам Минфина). По оценке, в 2012 году эта нагрузка составит 27,8 процента (по оценкам Минфина).
Налоговые доходы в 2012 году составили 87,4 процента всех поступлений в консолидированный бюджет (в 2011 году - 85,8 процента), неналоговые доходы - 12,4 процента (в 2011 году - 14 процентов), таблица 2.2. В структуре доходов консолидированного бюджета в 2012 году наибольший удельный вес приходится на налоги на товары (работы, услуги).
Рис. 2.1 ДИНАМИКА ИСПОЛНЕНИЯ консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2011-2012 годах, трлн. Рублей
Доходная часть консолидированного бюджета сформирована, главным обра-
зом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают налог на добавленную стоимость, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц. Удельный вес этих налоговых поступлений ставил 69,5 процента, в 2011 году - 69,7 процента. В 2012 году доля налоговых поступлений в ВВП составила 26,2 процента, а в 2011 году - 24,7 процента. Рост доли налоговых поступлений к ВВП произошел, несмотря на значительное снижение
ставки налога на прибыль - с 24 процентов до 18 процентов с 2012 года. Кроме того, с 1 января 2012 г. расширены налоговые льготы по налогу на прибыль в отношении производства инновационных и высокотехнологичных товаров (прибыль от производства и реализации инновационных товаров полностью освобождается от налогообложения, а в отношении прибыли от реализации высокотехнологичных товаров ставка налога составляет 10 процентов).
Радикальных изменений налогообложения в 2013 году не предусматривается, но намечено его упрощение для большего круга субъектов хозяйствования. В 2013 году платить налог по упрощённой схеме смогут организации, в которых работает до 50 сотрудников. Прежде по упрощённой схеме отчитывались лишь те, чей штат не превышал 15 человек. Почти вдвое (до 8 млрд. рублей) увеличен и критерий выручки, позволяющий использовать упрощённый механизм уплаты, при этом на 2 процента снизятся ставки налогообложения по упрощённой системе. Налоговые льготы получат и акционерные общества, они коснутся налога на прибыль от корпоративных ценных бумаг и эмиссионного дохода (разница между ценой продажи и
номинальной стоимостью акции). Как результат обеспечится снижение налоговой нагрузки на экономику до 27,6 процента к ВВП в 2013 (по оценкам Минфина). По оценке, в 2012 году эта нагрузка составит 27,8 процента (по оценкам Минфина).
Налоговые доходы в 2012 году составили 87,4 процента всех поступлений в консолидированный бюджет (в 2011 году - 85,8 процента), неналоговые доходы - 12,4 процента (в 2011 году - 14 процентов), таблица 2.2. В структуре доходов консолидированного бюджета в 2012 году наибольший удельный вес приходится на налоги на товары (работы, услуги).
Таблица 2.2 СТРУКТУРА ДОХОДОВ консолидированного бюджета Республики Беларусь в процентах к итогу
За январь-декабрь 2012 года поступление НДС составило 45,5 трлн. рублей, или 99,6 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 19,5 трлн. рублей, или 101,2 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 11,2 трлн. рублей, или 101,6 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 25,5 трлн. рублей, или 98,6 процента уточненного годового плана.
Инвестиции в основной капитал. Тенденция сокращения объема
капиталовложений, наблюдавшаяся в течение 2012 года, сохранилась и в январе 2013 г. В основной капитал было инвестировано 7,7 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 9,7 процента меньше чем в январе 2012 г. (таблица 2.3).
Таблица 2.3 ОБЪЕМЫ И ТЕМПЫ РОСТА
инвестиций в основной капитал в январе 2013 г.
Снижение общего объема инвестиций связано с сокращением на 27,5 процента капитальных расходов организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления. По предприятиям, подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам, объем капиталовложений в сопоставимых ценах увеличился на 8,8 процента (на фоне сокращения на 25,2 процента в январе 2012 г.). В организациях без ведомственной подчиненности он вырос на 9,4 процента (при увели-
чении на 7,7 процента в январе 2012 г.).
С учетом замедления темпа роста ВВП и темпа снижения капиталовложений по сравнению с показателями января 2012 г. доля инвестиций в основной капитал в объеме ВВП в январе 2013 г. повысилась до 18,5 процента при 17,6 процента годом ранее (рисунок 2.2).
Рис. 2.2 ТЕМПЫ РОСТА ВВП и инвестиций в основной капитал в 2012-2013 гг.
(к соответствующему периоду предыдущего года) процентов
В технологической структуре инвестиций в основной капитал преобладали
расходы на строительно-монтажные работы (50,6 процента), на инвестиции в активную часть (машины, оборудование и транспортные средства) приходилось 40,7 процента общего объема капиталовложений.
По сравнению с январем 2012 г. объем строительно-монтажных работ умень-
шился на 5,4 процента в сопоставимых ценах, в то время как капиталовложения в машины, оборудование и транспортные средства уменьшились значительнее на 16,7 процента (рисунок 2.2).
Рис. 2.3 ТЕМПЫ РОСТА строительно-монтажных работ и инвестиций в активную часть
основных средств в 2012-2013 гг. (в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года) процентов
В сфере инвестиций рост цен по сравнению с январем 2012 г. опережал
рост цен в экономике. Так, дефлятор инвестиций в основной капитал составил 140,2 процента, дефлятор инвестиций в жилищном строительстве - 130,2 процента, дефляторВВП - 116,5 процента (рисунок 2.4).
Рис. 2.4 ДИНАМИКА ЦЕН в инвестиционной сфере в 2012-2013 гг.
(к соответствующему периоду предыдущего года)
процентов
Относительно декабря 2012 г. цены в строительстве в январе 2013 г. увеличились на 2,2 процента. По элементам технологической структуры индекс цен на строительномонтажные работысоставил 101,9 процента к декабрю 2012 г., по расходам на машины и оборудование - 101,7 процента, по прочимработам и затратам - 105,5 процента.
В жилищном строительстве в январе 2013 г. освоено около 1,5 трлн. рублей капитальных вложений, или 4 процента от объема, запланированного на 2013 год. На долю отрасли пришлось 19,2 процента всех инвестиций в основной капитал (в январе годом ранее - 16,1 процента), таблица 2.4.
Таблица 2.4 ИНВЕСТИЦИИ В ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО и выполнение прогнозных показателей по вводу в эксплуатацию общей площадижилых домов в январе 2013 г.
По сравнению с январем 2012 г. реальный объем капитальных вложений, ос-
военных в жилищном строительстве, увеличился на 16,2 процента (на фоне его сокращения на 33,9 процента в январе 2012 г.).
По данным банковской статистики, за первый месяц 2013 г. объем кре-
дитных ресурсов, поступивших в экономику, составил 21,9 трлн. рублей, что на 25,6 процента больше, чем в январе 2012 г. (в сопоставимых ценах2
объем выданных кредитов увеличился на 8 процентов).
Объем выданных долгосрочных кредитов увеличился на 26,1 процента
в сопоставимых ценах по сравнению с объемом кредитов, выданных в январе 2012 г. Высокий темп роста определен низкой базой сравнения в результате значительных ограничений в отношении прироста требований банков к экономике, действовавших в 2012 году. В процентах к ВВП доля долгосрочных кредитов повысилась на 4,3 процентного пункта до 13,6 процента.
По постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2012 № 1023 ”О мерах по выполнению заданий на 2013 год по строительству жилых домов“.
Корректировка по дефлятору ВВП (116,5 процента).
Корректировка по дефлятору инвестиций в основной капитал (140,2 процента).
На строительство (приобретение) жилья было направлено 852,4 млрд. рублей
кредитных ресурсов, или в 2,4 раза в сопоставимых ценах больше, чем в январе 2012 г. На долю кредитных ресурсов, выданных по льготным процентным ставкам двумя банками ОАО “АСБ Беларусбанк” и ОАО “Белагропромбанк”, приходилось 81,4 процента всех кредитов в жилищное строительство (таблица 2.5).
Таблица 2.5 КРЕДИТНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
банков в 2012-2013 гг.
Без учета кредитов физическим лицам в экономику поступило 4 трлн. рублей долгосрочных кредитов, в процентах к ВВП их доля составила 9,7 процента (в январе 2012 г. - 7,7 процента).