Воздействие бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 07:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение воздействия бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
2)Выяснить влияние фискальной политики на объем национального производства в Республике Беларусь.
3)Показать воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

1. Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономического предложения. Кривая Лаффера. Влияние бюджетно-налоговой политики на объем национального производства
1.1 Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономического предложения…………………………………………… ….6
1.2 Кривая Лаффера………………………………………………………….10 1.3 Влияние бюджетно-налоговой политики на объем национального производства………………………………………………………………… 15 2. Воздействие бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь……………………………………...
2.1 Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.19
2.2 Анализ влияния инструментов фискальной политики на совокупное
предложение в Республике Беларусь………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………30

Список литературы……………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 3.08 Мб (Скачать файл)

Согласно  Проекту основных положений Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы определены:     

Основные  цели бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.      

Основные  задачи включают:      

совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение  по их составу и периодичности  уплаты к налоговым системам развитых стран;     

радикальное упрощение процедур налогового администрирования  и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;      

оптимизацию бюджетных расходов и повышение  эффективности использования бюджетных средств;     

концентрацию  бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;     

повышение эффективности управления государственным  долгом.     

Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:      

снижение  налоговой нагрузки на прибыль и  фонд заработной платы организаций;      

упрощение порядка исчисления и переход  к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;     

повышение эффективности управления государственными финансами;     

диверсификация  финансовых инструментов заимствований  и повышение эффективности использования государственных займов;     

совершенствование системы управления долгом в органах  местного управления и самоуправления.     

Реализация  указанных направлений бюджетно–налоговой политики позволит довести долю налоговых  доходов консолидированного бюджета  в ВВП до 25,4 процента, уменьшить  дефицит консолидированного бюджета  до 1,5 процента от ВВП.[12] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.2 Анализ влияния инструментов фискальной политики      

на  совокупное предложение  в Республике Беларусь  
      

В 2012 году, по предварительной информации Министерства финансов, в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 158 трлн. рублей доходов, что в 1,8 раза больше, чем за 2011 год (или 30 процентов к ВВП против 28,8 процента в 2011 году), таблица 2.1. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) они увеличились на 11,6 процента.

Следует отметить, что динамика наполнения доходной части консолидированного

бюджета страны в 2012 году была выше динамики номинального роста ВВП в отличие

от 2011 года.

 

Таблица 2.1 ИСПОЛНЕНИЕ консолидированного бюджета Республики Беларусь

                                                                                                                                  млрд. рублей

 

 

 

Динамика доходов, расходов и сальдо консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011 - 2012 годы нарастающим итогом с начала года представлены на рисунке 2.1.

Доходная часть консолидированного бюджета сформирована, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают налог на добавленную стоимость, налоговые доходы от нешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц. Удельный вес этих налоговых поступлений в общих доходах консолидированного бюджета в 2012 году составил 69,5 процента, в 2011 году - 69,7 процента. В 2012 году доля налоговых поступлений в ВВП составила 26,2 процента, а в 2011 году - 24,7 процента. Рост доли

налоговых поступлений к ВВП произошел, несмотря на значительное снижение ставки налога на прибыль - с 24 процентов до 18 процентов с 2012 года. Кроме того, с 1 января 2012 г. расширены налоговые льготы по налогу на прибыль в отношении производства инновационных и высокотехнологичных товаров (прибыль от производства и реализации инновационных товаров полностью освобождается от налогообложения, а в отношении прибыли от реализации высокотехнологичных товаров

ставка налога составляет 10 процентов).

Радикальных изменений налогообложения в 2013 году не предусматривается, но намечено его упрощение для большего круга субъектов хозяйствования. В 2013 году платить налог по упрощённой схеме смогут организации, в которых работает до 50 сотрудников. Прежде по упрощённой схеме отчитывались лишь те, чей штат не превышал 15 человек. Почти вдвое (до 8 млрд. рублей) увеличен и критерий выручки, позволяющий использовать упрощённый механизм уплаты, при этом на 2 процента снизятся ставки налогообложения по упрощённой системе. Налоговые льготы получат и акционерные общества, они коснутся налога на прибыль от корпоративных ценных бумаг и эмиссионного дохода (разница между ценой продажи и

номинальной стоимостью акции). Как результат обеспечится снижение налоговой нагрузки на экономику до 27,6 процента к ВВП в 2013 (по оценкам Минфина). По оценке, в 2012 году эта нагрузка составит 27,8 процента (по оценкам Минфина).

Налоговые доходы в 2012 году составили 87,4 процента всех поступлений в консолидированный бюджет (в 2011 году - 85,8 процента), неналоговые доходы - 12,4 процента (в 2011 году - 14 процентов), таблица 2.2. В структуре доходов консолидированного бюджета в 2012 году наибольший удельный вес приходится на налоги на товары (работы, услуги).

 

 

 

Рис. 2.1  ДИНАМИКА ИСПОЛНЕНИЯ консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2011-2012 годах, трлн. Рублей

 

Доходная часть консолидированного бюджета сформирована, главным обра-

зом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают налог на добавленную стоимость, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц. Удельный вес этих налоговых поступлений ставил 69,5 процента, в 2011 году - 69,7 процента. В 2012 году доля налоговых поступлений в ВВП составила 26,2 процента, а в 2011 году - 24,7 процента. Рост доли налоговых поступлений к ВВП произошел, несмотря на значительное снижение

ставки налога на прибыль - с 24 процентов до 18 процентов с 2012 года. Кроме того, с 1 января 2012 г. расширены налоговые льготы по налогу на прибыль в отношении производства инновационных и высокотехнологичных товаров (прибыль от производства и реализации инновационных товаров полностью освобождается от налогообложения, а в отношении прибыли от реализации высокотехнологичных товаров ставка налога составляет 10 процентов).

Радикальных изменений налогообложения в 2013 году не предусматривается, но намечено его упрощение для большего круга субъектов хозяйствования. В 2013 году платить налог по упрощённой схеме смогут организации, в которых работает до 50 сотрудников. Прежде по упрощённой схеме отчитывались лишь те, чей штат не превышал 15 человек. Почти вдвое (до 8 млрд. рублей) увеличен и критерий выручки, позволяющий использовать упрощённый механизм уплаты, при этом на 2 процента снизятся ставки налогообложения по упрощённой системе. Налоговые льготы получат и акционерные общества, они коснутся налога на прибыль от корпоративных ценных бумаг и эмиссионного дохода (разница между ценой продажи и

номинальной стоимостью акции). Как результат обеспечится снижение налоговой нагрузки на экономику до 27,6 процента к ВВП в 2013 (по оценкам Минфина). По оценке, в 2012 году эта нагрузка составит 27,8 процента (по оценкам Минфина).

Налоговые доходы в 2012 году составили 87,4 процента всех поступлений в консолидированный бюджет (в 2011 году - 85,8 процента), неналоговые доходы - 12,4 процента (в 2011 году - 14 процентов), таблица 2.2. В структуре доходов консолидированного бюджета в 2012 году наибольший удельный вес приходится на налоги на товары (работы, услуги).

 

Таблица 2.2 СТРУКТУРА ДОХОДОВ консолидированного бюджета Республики Беларусь в процентах к итогу

 

 

За январь-декабрь 2012 года поступление НДС составило 45,5 трлн. рублей, или 99,6 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 19,5 трлн. рублей, или 101,2 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 11,2 трлн. рублей, или 101,6 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 25,5 трлн. рублей, или 98,6 процента уточненного годового плана.

  Инвестиции в основной капитал. Тенденция сокращения объема

капиталовложений, наблюдавшаяся в течение 2012 года, сохранилась и в январе 2013 г. В основной капитал было инвестировано 7,7 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 9,7 процента меньше чем в январе 2012 г. (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 ОБЪЕМЫ И ТЕМПЫ РОСТА

инвестиций в основной капитал в январе 2013 г.

 

 

Снижение общего объема инвестиций связано с сокращением на 27,5 процента капитальных расходов организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления. По предприятиям, подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам, объем капиталовложений в сопоставимых ценах увеличился на 8,8 процента (на фоне сокращения на 25,2 процента в январе 2012 г.). В организациях без ведомственной подчиненности он вырос на 9,4 процента (при увели-

чении на 7,7 процента в январе 2012 г.).

С учетом замедления темпа роста ВВП и темпа снижения капиталовложений по сравнению с показателями января 2012 г. доля инвестиций в основной капитал в объеме ВВП в январе 2013 г. повысилась до 18,5 процента при 17,6 процента годом ранее (рисунок 2.2).

                                                                                                                                        

Рис. 2.2 ТЕМПЫ РОСТА ВВП и инвестиций в основной капитал в 2012-2013 гг.

(к соответствующему  периоду предыдущего года) процентов

 

 

В технологической структуре инвестиций в основной капитал преобладали

расходы на строительно-монтажные работы (50,6 процента), на инвестиции в активную часть (машины, оборудование и транспортные средства) приходилось 40,7 процента общего объема капиталовложений.

По сравнению с январем 2012 г. объем строительно-монтажных работ умень-

шился на 5,4 процента в сопоставимых ценах, в то время как капиталовложения в машины, оборудование и транспортные средства уменьшились значительнее на 16,7 процента (рисунок 2.2).


Рис. 2.3 ТЕМПЫ РОСТА строительно-монтажных работ и инвестиций в активную часть

основных средств в 2012-2013 гг. (в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года) процентов

 

В сфере инвестиций рост цен по сравнению с январем 2012 г. опережал

рост цен в экономике. Так, дефлятор инвестиций в основной капитал составил 140,2 процента, дефлятор инвестиций в жилищном строительстве - 130,2 процента, дефляторВВП - 116,5 процента (рисунок 2.4).

 

 

 

Рис. 2.4 ДИНАМИКА ЦЕН в инвестиционной сфере в 2012-2013 гг.

(к соответствующему  периоду предыдущего года)

процентов

 

Относительно декабря 2012 г. цены в строительстве в январе 2013 г. увеличились на 2,2 процента. По элементам технологической структуры индекс цен на строительномонтажные работысоставил 101,9 процента к декабрю 2012 г., по расходам на машины и оборудование - 101,7 процента, по прочимработам и затратам - 105,5 процента.

В жилищном строительстве в январе 2013 г. освоено около 1,5 трлн. рублей капитальных вложений, или 4 процента от объема, запланированного на 2013 год. На долю отрасли пришлось 19,2 процента всех инвестиций в основной капитал (в январе годом ранее - 16,1 процента), таблица 2.4.

 

Таблица 2.4 ИНВЕСТИЦИИ В ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО и выполнение прогнозных показателей по вводу в эксплуатацию общей площадижилых домов в январе 2013 г.

По сравнению с январем 2012 г. реальный объем капитальных вложений, ос-

военных в жилищном строительстве, увеличился на 16,2 процента (на фоне его сокращения на 33,9 процента в январе 2012 г.).

По данным банковской статистики, за первый месяц 2013 г. объем кре-

дитных ресурсов, поступивших в экономику, составил 21,9 трлн. рублей, что на 25,6 процента больше, чем в январе 2012 г. (в сопоставимых ценах2

объем выданных кредитов увеличился на 8 процентов).

Объем выданных долгосрочных кредитов увеличился на 26,1 процента

в сопоставимых ценах по сравнению с объемом кредитов, выданных в январе 2012 г. Высокий темп роста определен низкой базой сравнения в результате значительных ограничений в отношении прироста требований банков к экономике, действовавших в 2012 году. В процентах к ВВП доля долгосрочных кредитов повысилась на 4,3 процентного пункта до 13,6 процента.

По постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2012 № 1023 ”О мерах по выполнению заданий на 2013 год по строительству жилых домов“.

Корректировка по дефлятору ВВП (116,5 процента).

Корректировка по дефлятору инвестиций в основной капитал (140,2 процента).

На строительство (приобретение) жилья было направлено 852,4 млрд. рублей

кредитных ресурсов, или в 2,4 раза в сопоставимых ценах больше, чем в январе 2012 г. На долю кредитных ресурсов, выданных по льготным процентным ставкам двумя банками ОАО “АСБ Беларусбанк” и ОАО “Белагропромбанк”, приходилось 81,4 процента всех кредитов в жилищное строительство (таблица 2.5).

 

 

Таблица 2.5 КРЕДИТНО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

банков в 2012-2013 гг.

 

Без учета кредитов физическим лицам в экономику поступило 4 трлн. рублей долгосрочных кредитов, в процентах к ВВП их доля составила 9,7 процента (в январе 2012 г. - 7,7 процента).

Информация о работе Воздействие бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение в Республике Беларусь