Возникновение и развитие налогообложения: общеевропейская тенденция и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы является рассмотрение вопросов возникновения и развития налогообложения, в том числе как в России, так и в зарубежных странах.
Исходя, из поставленной цели были решены и поставлены следующие задачи:
•Рассмотреть вопросы возникновения и развития налогообложения;
•Рассмотреть вопросы налоговых систем западноевропейских стран;
•Рассмотреть вопросы налоговой системы России ;
•Рассмотреть основные проблемы в системе налогообложения отечественной экономики .

Содержание

Введение………………………………………………………..………….4
Анализ состояния вопроса……………………………………………….7
1. Возникновение и развитие налогообложения………….……………9
2. Особенности налогообложения в разных странах…………………...
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран и
России…………………………………………………………………….14
2.2 Налоговые системы западноевропейских стран………………….24
2.3 Налоговая система России………………………………………….32
3. Основные проблемы в системе налогообложения отечественной
экономики………………………………………………………………...35
Заключение……………..………………………………………..……….39
Список литературы……………..………………………..……………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 91.64 Кб (Скачать файл)

В то же время в древнем  мире имелось и серьезное противодействие  прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный  гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов./14.с.2/

Многие же стороны современного государства зародились в Древнем  Риме. Первоначально все государство  состояло из города Рима и прилегающей  к нему местности. В мирное время  граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем  имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались  основы декларации о доходах. В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все  новые города-колонии. Происходили  изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности.

Римские граждане, проживавшие  за пределами Рима, платили как  государственные, так и местные  налоги.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Коммунальные же налоги с  тех, кто проживал вне Рима, взимались  постоянно. Рим превращался в  империю, в состав которой входили  провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами  гражданства. Они были обязаны платить  налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.

Основным налогом в  Древнем Риме был поземельный  и единая подушная подать для жителей  провинций. Существовали и косвенные налоги. Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения. Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. /19.с.173/

Несколько позже стала  складываться финансовая система Руси.

Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской  казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем  все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход». Этот налог взимался с каждой мужской души и со скота. Сумма «выхода» зависела от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679г., когда единицей налогообложения стал двор.

Косвенные налоги взимались  через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена  единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота. Большинство  прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним  обложением населения занимались территориальные  приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно  сложна и запутана.

Несколько упорядочена она  была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ. Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран.

Современное государство  раннего периода новой истории  появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это  государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому  периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания  и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками  налога обычно являлись люди, принадлежащие  к 3-му сословию.

Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов  стал, как правило, откупщик. Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям.

Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется  постоянной нехваткой финансовых ресурсов. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и  определена его роль.

На протяжении XIX в. главным  источником доходов оставались государственные  прямые и косвенные налоги. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали  промышленников к получению максимальной прибыли. В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма. Но развитие России было прервано: началась I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после октября 1917г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства. Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа (20-e годы XX века). Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течении 1922-1926 гг. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%. Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

В дальнейшем финансовая система  России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла  к административным методам изъятия  прибыли предприятий и перераспределения  финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце  концов, к кризису./18.с.38/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

           2. Особенности налогообложения в разных странах.

 

          2.1 Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран и России.

 

           При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимом для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования, в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств, в том числе и региональные. Путем сравнения общегосударственных налоговых систем с учетом их региональных особенностей можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой вертикали «центр - регионы» и в определенных случаях принципы и методы горизонтальных связей «регион-регион». Такая постановка задачи анализа предполагает, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким Российской Федерации по содержанию.

          Наиболее распространено объединение всего многообразия различных проявлений налоговой системы в две группы, которые выполняют две комплексные функции: фискальную и экономическую.

          Экономическая функция налоговой системы заключается в том, что эта система представляет собой механизм влияния на экономические и опосредованно на социальные процессы, происходящие в государстве, позволяющий при его правильном использовании формировать необходимые качественные и количественные характеристики этих процессов.

          Для целей сравнительного анализа  налоговой системы следует конкретизировать ее особенности в методическом отношении. Наиболее правильным является введение понятия «экономический потенциал налоговой системы», которое подразумевает возможности влияния на ход и тенденции развития национальной экономики. Следует выделить следующие составляющие экономического потенциала системы налогообложения:

           — инвестиционный потенциал;

           — региональный потенциал;

           —  отраслевой потенциал;

           — конкурентный потенциал.

         Фискальная функция налоговой системы предполагает ее использование в качестве механизма, обеспечивающего поступление в распоряжение органов государственной власти необходимых объемов финансовых ресурсов, для реализации функций государства в соответствии с его законодательно установленными правами и обязанностями. Исходя из этого, можно предложить следующие составляющие реализации фискальной функции:

           — налогообложение доходов физических лиц;

           —  налогообложение доходов юридических лиц;

           —  налогообложение собственности;

           —  акцизное налогообложение.

          Исходя из вышеизложенных положений проведем краткий сравнительный анализ систем налогообложения некоторых стран.

         Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги.

         С точки зрения использования экономического потенциала системы инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:

          — применение норм ускоренной  амортизации основных фондов  предприятий;

          —  масштабные льготы;

          —  специальные налоговые скидки  за использование альтернативных видов энергии в производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики.

          Несмотря на законодательно установленные  широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами).

         Реализацию отраслевого потенциала  рассматриваемой налоговой системы также нельзя признать существенной..

          Конкурентный потенциал системы  налогообложения США задействован в весьма значительной степени через два основных инструмента:

          — прогрессивное налогообложение  доходов корпораций;

          — использование налогов на  сверхприбыль.

          Практическая реализация фискальной  функции в налоговой системе США характеризуется тем, что в ее основе лежит налогообложение физических лиц. При этом основными видами налогов являются:

           — подоходный налог;

           — отчисления в фонды социального страхования. 

          При этом налогообложение юридических лиц в рассматриваемой системе ограничено применением таких налогов, как:

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения: общеевропейская тенденция и российская специфика