Возникновение и развитие налогообложения: общеевропейская тенденция и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы является рассмотрение вопросов возникновения и развития налогообложения, в том числе как в России, так и в зарубежных странах.
Исходя, из поставленной цели были решены и поставлены следующие задачи:
•Рассмотреть вопросы возникновения и развития налогообложения;
•Рассмотреть вопросы налоговых систем западноевропейских стран;
•Рассмотреть вопросы налоговой системы России ;
•Рассмотреть основные проблемы в системе налогообложения отечественной экономики .

Содержание

Введение………………………………………………………..………….4
Анализ состояния вопроса……………………………………………….7
1. Возникновение и развитие налогообложения………….……………9
2. Особенности налогообложения в разных странах…………………...
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран и
России…………………………………………………………………….14
2.2 Налоговые системы западноевропейских стран………………….24
2.3 Налоговая система России………………………………………….32
3. Основные проблемы в системе налогообложения отечественной
экономики………………………………………………………………...35
Заключение……………..………………………………………..……….39
Список литературы……………..………………………..……………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 91.64 Кб (Скачать файл)

          — налог на прибыль корпораций; 

          — налог на доходы от продаж  и капитальных активов;

          — налог штатов на деловую  активность, определяемую размерами капитала и оборотом.

         Налогообложение собственности в рассматриваемой системе носит в основном региональный характер. Федеральный налог применяется только в отношении имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

          Важной характерной чертой системы  налогообложения США является незначительная роль, которую играют в ней акцизы.

         Система налогообложения Канады в целом похожа на систему США в силу сходного государственного устройства, включающего федеральный уровень, провинции и местный уровень, и схожих экономических принципов.

          Так же как и в США, инвестиционный  потенциал данной налоговой системы ориентирован на использование норм ускорений амортизации основных средств и на льготное налогообложение научных и конструкторских разработок.

          Степень использования регионального потенциала налоговой системы Канады более высока, чем в США, поскольку территории обладают большими не только политическими, но и экономическими правами.

           Реализация отраслевого потенциала  ограничена общей ориентацией  на формирование эффективной  отраслевой структуры за счет действия общих рыночных механизмов.

          Конкурентный потенциал налоговой системы Канады задействован значительно слабее, чем в США, и ограничен в основном сферой малого бизнеса.

          Фискальная функция системы налогообложения  Канады, имеющая в основном ту  же ориентацию, что и в США,  предполагает использование в  качестве основного источника  налоговых доходов государства  подоходный налог с физических лиц.

          Налогообложение доходов хозяйствующих субъектов в данном случае еще более либерально, чем в США, и налог на прибыль корпораций формирует около 7 % доходов федерального бюджета и менее 4 % — провинциальных.

          Примерно аналогичная ситуация  встречается и в области налогообложения собственности, где юридические лица уплачивают незначительный налог, базой для исчисления которого являются земля и здания.

         Акцизное налогообложение играет  в налоговой системе Канады  более заметную по сравнению  с США роль, поскольку акцизы  применяются к большинству товаров и услуг и включают:

         — федеральный налог с продаж  в размере до 12 % цены, взимаемый  по конечным и промежуточным  товарам и услугам;

         — провинциальный налог с розничных  продаж, составляющий в среднем  по стране около 7 % цены.

         Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное регулирование и затрагивают практически все выделяемые для анализа характеристики.

         Экономическая функция данной системы налогообложения проявляется следующим образом.

          Инвестиционный потенциал системы налогообложения Германии предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли хозяйствующих субъектов, которая выделяется на формирование резервов.

          Региональный потенциал данной налоговой системы также проявляется более значимо, чем в США и Канаде, так как включает следующие механизмы:

          — избирательное региональное  налоговое стимулирование инвестиций;

         — субсидии в виде общих федеральных налоговых льгот;

          — горизонтальное выравнивание бюджетных доходов.

          Отраслевой потенциал анализируемой  системы налогообложения используется  примерно также, как по соответствующим системам Канады и США, и ограничивается льготным налогообложением и предоставлением субсидий и дотаций предприятиям в основном сельского и лесного хозяйства.

          Конкурентный потенциал налоговой системы Германии следует оценить как более высокий, чем североамериканский, поскольку он включает такие принципиальные составляющие, как:

          — прогрессивное налогообложение доходов хозяйствующих субъектов;

          — жесткую систему налогообложения  сверхприбылей;

          — систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию.

           Реализация фискальной функции налоговой системы Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица.

          Подоходный налог с физических лиц, обеспечивая около 30 % налоговых доходов федерального бюджета, имеет прогрессивный характер. Его максимальная ставка составляет более 50 % доходов физических лиц.

          Налогообложение доходов юридических  лиц включает следующие основные  виды налогов:

          — налог на прибыль; 

          — социальные выплаты, которые наниматель производит работающим гражданам;

          — промысловый налог.

          Налогообложение собственности в Германии характеризуется тем, что оно относительно невелико в отношении населения и весьма существенно для хозяйствующих субъектов.

          В отличие от США и Канады  значительную роль в налоговой  системе Германии играет акцизное налогообложение, где ведущее место занимает НДС.

         Налоговая система Франции является объектом анализа в силу того обстоятельства, что она имеет много общего с российской несмотря на то, что это государство не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях. Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

          Инвестиционный потенциал системы налогообложения Франции предусматривает возможность использования таких рычагов стимулирования инвестиций, как ускоренную амортизацию и вычеты из налогооблагаемой прибыли.

         Отраслевой потенциал анализируемой  системы также весьма невелик,  поскольку ею предусмотрены только  льготы по НДС.

          Региональный потенциал французской  системы налогообложения также  невысок в силу, во-первых, отмеченных  выше особенностей государственного  устройства этой страны и, во-вторых, потому, что соответствующие регуляторы регионального развития в ней фактически не представлены.

          Конкурентный потенциал данной системы в целом аналогичен тому, который зафиксирован для системы налогообложения Германии.

          Система налогообложения Франции отдает очевидное предпочтение фискальной функции, что находит свое отражение во всех анализируемых характеристиках.

          Подоходный налог с физических  лиц во Франции обеспечивает  около 18 % доходов государственного  бюджета.

          Существенно более весомым является налогообложение доходов юридических лиц, которые помимо прогрессивного налога на прибыль уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда, что в целом обеспечивает около 30 % доходов государственного бюджета.

          Налогообложение собственности во Франции также ориентировано, главным образом, на юридических лиц и включает налог на имущество хозяйствующих субъектов, налог на земельный участок, а также налог на автотранспорт и налог на жилье.

          Главным источником государственных  доходов во Франции являются акцизы и НДС, который обеспечивает более 40 % налоговых бюджетных поступлений. Весьма сложное нормативное обеспечение этого налога включает четырехступенчатую шкалу налоговых ставок. Кроме того, во французской системе налогообложения применяются акцизы на отдельные товары и услуги.

         Налоговая система Испании представляет определенный интерес по двум причинам. Во-первых, из-за схожести государственного устройства с Россией (федеральный уровень — автономные территории и провинции — местный уровень). Во-вторых, в силу сопоставимости макроэкономических условий ее функционирования с российскими.

         С точки зрения реализации экономической функции, рассматриваемая налоговая система характеризуется следующими существенными особенностями.

         Инвестиционный потенциал системы налогообложения Испании определяется предусмотренными в ней льготами за создание новых рабочих мест.

         Региональный потенциал налоговой системы Испании следует признать достаточно высоким, поскольку она адекватно учитывает отмеченную выше специфику государственного устройства страны и обеспечивает возможность применения различных налоговых режимов для конкретных автономных территорий.

          Отраслевой потенциал данной налоговой системы не представляется существенным, поскольку он ограничен отдельными льготами и санкциями в части налога на прибыль.

         Конкурентный потенциал системы налогообложения Испании практически не представлен сколько-нибудь существенными элементами.

Реализация фискальной функции налоговой системы Испании сосредоточена в основном на двух направлениях: налогообложение доходов физических лиц и акцизные налоги.

         Население Испании обеспечивает около 40 % государственных доходов через подоходный налог.

         Налогообложение доходов юридических лиц в рамках данной системы позволяет сформировать около 8 % государственных доходов за счет налога на прибыль.

         Налоги на собственность в рассматриваемой системе в целом находятся на среднем уровне, а их особенностью является применение налога на передачу имущества.

         Высокое значение для формирования государственных бюджетных доходов в системе налогообложения Испании имеют акцизные налоги.

          Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. В этой ситуации следует точно определить, что должно являться объектом анализа: реальное положение дел или формальная сторона функционирования налоговой системы. По мнению специалистов, именно первый объект позволяет наиболее адекватно оценить действующую налоговую систему как важнейший элемент национальной экономики.

         Экономическая функция налоговой системы России в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого, несомненно, имеются.

          Инвестиционный потенциал налоговой  системы России включает такие  элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, и возможность получения инвестиционного налогового кредита.

          Региональный потенциал системы  налогообложения России следует оценивать с двух точек зрения: во-первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной региональной налоговой политики, а во-вторых, отдельные автономные территории получают значительные налоговые льготы.

          Отраслевой потенциал как элемент  российской системы налогообложения  представлен фактически только  практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том,  что предоставление отраслевых налоговых льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла, что позволяет предположить их лоббистский характер.

          Конкурентный потенциал данной системы следует признать весьма низким, о чем свидетельствует чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

          Фискальная функция системы налогообложения  России представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью налогов, положение нельзя признать благополучным.

          Доходы физических лиц, в отличие  от других стран (кроме Франции), не являются в России первым  и даже вторым по значению  источником налоговых поступлений.

         Для получения реальных денежных доходов государства большое значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов.

          Налогообложение собственности, которое в условиях тотальной приватизации могло бы быть полноценной формой мобилизации финансовых ресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной стоимости имущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельных участков.

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения: общеевропейская тенденция и российская специфика