При этом следует учитывать,
что все эти права и обязанности имеют
только пайщики.
Для того, чтобы стать пайщиков
потребительского общества необходимо
пройти следующую процедуру:
- подать заявление на
вступление в потребительское
общество. Это заявление будет
рассматриваться в течение 30 дней
Советом потребительского общества.
- при положительном решении,
человек становится полноценным
пайщиком потребительского общества
после уплаты вступительного
взноса, а также паевого взноса
или его части, установленной
уставом потребительского общества.
- последний этап включает
в себя получение документов,
подтверждающих членство.
Прекращение членства в потребительском
обществе означает для пайщика окончание
всех паевых отношений. Выход из потребительского
общества может быть добровольным, что
закреплено в правах пайщика Законом,
а также принудительным в случае исключения
пайщика из общества. При этом решение
об исключении пайщика принимается Советом
потребительского общества, которое состоит
также из пайщиков этого общества.
В случае прекращения членства
в потребительском обществе Закон предусматривает
возвращение пайщику его паевого взноса
и кооперативных выплат в оговоренные
Уставом сроки. При этом также делается
оговорка, что паевой взнос может быть
возвращен в натуральном виде в случае,
если он изначально был внесен именно
в этом виде.
Из вышесказанного следует,
что основой потребительских организаций
(обществ и союзов) являются пайщики, которые
создают эти общества, а впоследствии
и союзы. Современная ситуация в потребительской
кооперации складывается таким образом,
что большинство участников потребительской
кооперации – жители сельских районной,
в которых остро ощущается нехватка социальных
организаций. Люди объединяются в потребительские
общества с целью решения своих проблем.В
настоящее время в Международный Кооперативный
Альянс, который является мировым лидером
кооперативного движения, входят кооперативные
объединения почти 100 стран. Членами МКА
являются более 250 кооперативных объединений
(национальных союзов), объединяющих более
800 млн. человек. По оценкам ООН, почти 3
млрд. человек, или половина населения
земного шара, обеспечивает себе средства
к существованию благодаря кооперативным
предприятиям. Мировая практика выработала
эффективный механизм хозяйствования
- потребкооперация. В 2002 году была принята
Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН
«Кооперативы в процессе социального
развития» и рекомендации МОТ «О содействии
развитию кооперативов», которые направлены
на мобилизацию огромного потенциала
кооперативов по созданию рабочих мест,
уменьшению бедности, борьбе с социальным
неравенством для дальнейшего устойчивого
развития через кооперативное предпринимательство.
В Европейском Союзе по меньшей
мере 300 000 кооперативов, которые предоставляют
более 2,3 миллиона рабочих мест, более
140 миллионов жителей, которые являются
членами кооперативов. Кооперативы рассматриваются
как часть «социальной экономики». Принимая
управленческие решения для удовлетворения
экономических и социальных нужд, в особенности,
где отсутствует общественная и индивидуальная
инициатива кооперативы могут создавать
рабочие места и обеспечивать существенный
и основанный на солидарности рост, не
добиваясь чистой прибыли, которая должна
быть распределена между членами (социальной
экономики). Таким образом, они обеспечивают
гибкость рынка труда. Общественные организации
ЕС определяют «социально-экономическую»
форму кооператива как эффективный способ
продвижения сбалансированного и основанного
на солидарности роста[5, c. 69-75].
Кооперативы — это средство
предоставления высококачественных услуг.
Услугами представлено 70% рынка и 69% рабочих
мест в Евросоюзе. Более 75%всех новых обществ,
созданных в Европе, находятся в секторе
социальных услуг.
Таблица 1. Доля организаций
потребительской кооперации в различных
секторах экономики стран Европы[10, c. 3].
Страна |
Сектор
экономики |
Доля
производства, приходящаяся на организации
потребительской кооперации |
Дания |
Производство
сельхозпродукции |
83% |
Франция |
Производство
сельхозпродукции |
50% |
Кипр |
Банковские
услуги |
37% |
Испания |
Здравоохранение |
21% |
Швеция |
Лесные
ресурсы |
60% |
Финляндия |
Торговля |
35% |
Таким образом, потребительская
кооперация в мировом масштабе посредством
объединения пайщиков реализует многие
социальные программы и поднимает такие
секторы экономики, как производство сельхозпродукции,
здравоохранение, банковские услуги, лесные
ресурсы, торговлю. Гибкость управления
потребительскими организациями, которое
полностью лежит на плечах самих пайщиков,
позволяет этим предприятиям успешно
реализовывать свою деятельность во многих
странах мира (см. таблицу 1).
В настоящее время Россия является страной
с развивающейся многоукладной экономикой:
сформирован частный сектор экономики,
растет доля лиц, занятых на предприятиях
негосударственных форм собственности.
Негосударственный сектор пополняется
кооперативами: потребительскими, сельскохозяйственными,
в сферах производства и услуг, кредитными,
жилищными. В российской экономике функционирует
старейшая кооперативная система - потребительская
кооперация как система специфических
потребительских кооперативов: потребительских
обществ, объединяющихся в потребительские
союзы[4, c. 95-97].
Развивающаяся рыночная экономика России
характеризуется обострением социальных
отношений. В этих условиях должна получить
развитие кооперация разных видов, особенно
система потребительской кооперации,
являющаяся социально ориентированной
системой рыночной экономики.
В условиях общественных преобразований,
начавшихся в 90-е годы XX века кризис приобрел
затяжной характер, что затрудняет решение
социальных проблем. Усложняется использование
прогрессивных элементов рынка для экономического
подъема и улучшения жизни людей.
Использование «шоковых» методов рыночных
преобразований обнажило острейшие проблемы
не только в экономике, но и в социальной
сфере, условиях жизнедеятельности всего
населения. Это вызвало необходимость
усиления социальной ориентации реформ,
определения социальных приоритетов,
социальной «цены» перехода к рыночной
экономике и уточнения самого понятия
ее социальной ориентации.
В последние годы развития рыночных реформ
Правительством Российской Федерации
принимаются значительные меры по преодолению
кризиса и обеспечению роста экономики.
Одна из главных задач состоит в увеличении
объемов капитальных вложений за счет
внутрихозяйственных накоплений, кредитов
банков и зарубежных инвестиций, прежде
всего, в приоритетные для народного хозяйства
отрасли. Решение этой задачи будет зависеть
от подходов к использованию факторов
роста производства и повышения его эффективности,
организационной перестройки хозяйственных
структур и усиления государственного
регулирования экономического и социального
развития[5, c. 43-45].
В начале реформ слабо учитывался опыт
стран, которые усилили государственное
регулирование производства, преобразовали
деятельность банков, налоговую политику
и денежное обращение. Рекомендации Международного
Валютного Фонда не считались с особенностями
и историческими ценностями России, что
привело в итоге к длительному экономическому
спаду и росту цен.
Роль государства в социально-экономических
процессах в настоящее время неоправданно
ослаблена, а местное самоуправление находится
в стадии формирования. Для регулирования
роста производства и уровня жизни людей
недостаточно рыночного механизма и конкуренции,
необходимо оптимальное соотношение между
экономическим механизмом рынка и системой
государственного правового и административного
регулирования. В решении данной проблемы
может помочь развитие потребительской
кооперации.
Деятельность потребительской
кооперации направлена в первую очередь
на удовлетворение нужд самих пайщиков,
которые вступают в потребительские организации.
Однако эта деятельность строится на некоторых
базовых принципах, которые едины для
всех кооперативных организаций России.
Таблица 2. Базовые принципы
потребительской кооперации в России[10,
c.5].
В результате реализации данных
базовых принципов создается новая социально-экономическая
система: законная, эффективная, прозрачная,
подконтрольная и саморегулируемая (см
рис. 1). Появляется возможность корректирования
социальной политики в регионах с учетом
современных требований законодательства
и ситуации в стране при условии строго
выдержанного курса на повышение показателей
качества жизни, создания социального
пакета работников предприятий, формирования
среднего класса, накопления социального
капитала и вовлечения широких масс населения
в процессы самоуправления в социально-экономической
сфере развития территорий.
Рисунок 1. Структура потребительской
кооперации, основанная на реализации
базовых принципов[10, c. 6].
Кооперативное движение есть целенаправленная
общественная, правовая, хозяйственная,
просветительская, образовательная деятельность.
Потребительские кооперативы представляют
собой первичные общества, созданные людьми,
являющимися участниками кооперативного
движения. Социального движения без участия
людей не бывает. Суть любого социального
движения это общественная деятельность,
преследующая определенные цели.
Создание потребительских кооперативов,
развитие системы потребкооперации –
вот непосредственная цель и прямой результат
кооперативного движения. При поддержке
кооперативного движения начинается кооперативное
строительство как сознательный
процесс подготовки необходимых предпосылок
для организации кооперативов и их нормального
функционирования в масштабе страны, на
государственном уровне. Успех кооперативного
строительства во многом предопределяется
кооперативной политикой. Осуществляя
определенную кооперативную политику,
государство использует кооперацию как
инструмент своей социальной и экономической
политики. Россия провозглашена социальным
государством. Сегодня на повестке дня
стоят важные задачи социально-экономического
развития территорий, увеличение среднего
класса, улучшение уровня качества жизни
населения[3, c. 25-28].
В преамбуле закона о потребкооперации
указанно; настоящий закон гарантирует
потребительским обществам и их союзам
с учетом их социальной значимости, а так
же гражданам и юридическим лицам, создающим
эти потребительские общества государственную
поддержку.
Организационное развитие потребкооперации
предполагается путем запуска кооперативного
движения в России, отвечающего интересам
населения, государства и предпринимательского
сообщества, направленное на создание
потребительских кооперативов нового
поколения по месту жительства и месту
работы с социальной ориентированностью.
Создание самоорганизационной, самоуправляемой,
саморегулируемой кооперативной системы
социально-экономической взаимопомощи
(далее – система РОСЭВ), объединяющей
на добровольной основе потребительские
общества социальной сферы муниципальных
образований и предприятий разных форм
собственности.
Союзы потребительских обществ (кооперативные
союзы) представляют собой тесное единение,
добровольное соглашение, устойчивую
связь кооперативных обществ между собой
для достижения общих для них целей путем
взаимного сотрудничества, скоординированных
действий, кроме того расширяется масштаб
деятельности путем соглашений о взаимовыгодном
сотрудничестве с другими кооперативными
союзами. Объединение в союзы дает возможность
сотрудничества в системе, внутри кооперативного
движения для наиболее полного осуществления
возможностей, которые заложены в кооперативах,
а также в кооперативных формах собственности,
объединения и хозяйствования. Фактически
Союз становится национальным кооперативным
центром и инфраструктурой поддержки
малого и среднего частного предпринимательства.
Для этого национальный кооперативный
центр (союз) развивает современную инфраструктуру
кооперативной системы с привлечением
малого и среднего частного предпринимательства.
Он существуют для местных кооперативов
и союзов, малых и средних предпринимателей
и обслуживают их, а не наоборот[10,
c. 6].
Инфраструктурная поддержка
потребительских обществ – Социальное
проектирование, консалтинг, аутсорсинг,
аудит, координация Правовая, юридическая
и административная поддержка Содействие
взаимодействию кооперативов города и
села Внешнеэкономическая деятельность
в системе международного кооперативного
альянса Кооперативные финансовые инструменты
внебанковское некоммерческое привлечение
средств пайщиков Система кооперативного
образования на основе этических принципов.
Для полноценного
развития потребительских обществ, вся
деятельность которых основана на участии
их пайщиков, необходимо стимулирование
пайщиков за экономическое участие.
В потребительском
обществе осуществляется стимулирование
пайщиков за следующие виды участия[8,
c. 145-146]:
—экономическое
участие;
—участие в органах
управления и контроля;
— эффективное трудовое
участие.
Стимулирование
пайщиков за активное экономическое участие
в деятельности потребительского общества
направлено на реализацию принципа Международного
кооперативного альянса об экономическом
участии членов.
В Законе «О потребительской
кооперации...» с целью стимулирования
экономического участия пайщиков в деятельности
потребительского общества предусмотрены
кооперативные выплаты.
Кооперативные выплаты
— это часть доходов потребительского
общества, распределяемая между пайщиками
пропорционально их участию в хозяйственной
деятельности потребительского общества,
если иное не предусмотрено уставом потребительского
общества.
Кооперативные выплаты
— это прямые денежные доходы пайщиков
(выдача пайщикам денег) за экономическое
участие в деятельности потребительского
общества.