Германия в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение позиций Германии в мировом хозяйстве и выявление ее экономических взглядов на данном современном этапе.
Автор попытался собрать и систематизировать материалы, чтобы понять причину столь успешного развития страны и занятие ей лидирующих позиций во многих областях. Ведь ФРГ является самым мощным в экономическом отношении государством Зарубежной Европы

Содержание

Введение


Глава 1. Экономическая характеристика страны.

1.Особенности экономической системы Германии.
2.Темпы и факторы экономического роста.


Глава 2. Основные черты хозяйственного механизма.

2.1 Отраслевые приоритеты.

2.2 Инновационный потенциал.


Глава 3. Германская экономика в мирохозяйственных связях.

3.1 Внешнеэкономические связи.

3.2 ФРГ и ЕС.

3.3 ФРГ и РФ.

Заключение

Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Германия в мировом хозяйстве doc..doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

     Перспективы дальнейшего развития автомобильной  промышленности Германии во многом будут определяться способностью отрасли адаптироваться к условиям глобальной конкуренции, структурой ее издержек и производительностью. В некоторых сегментах немецкие производители чувствуют себя достаточно уверенно и настроены в целом весьма оптимистично. Речь идет прежде всего об автомобилях премиум-класса марок Porsche, BMW и Mercedes. Неплохо выглядят перспективы продаж автомашин с дизельными двигателями, в разработке и производстве которых немцы занимают прочные позиции. Однако в целом, как считают эксперты, в среднесрочной перспективе до 2030 г. внутреннее производство автомобилей в Германии будет расти относительно низкими темпами в среднем примерно на 1,2% в год.31

     Сегодня, однако, и этот прогноз выглядит слишком оптимистическим. Начавшееся в середине 2008 г. обвальное падение продаж автомобильной продукции на мировых рынках (в Западной Европе оно составило в IV квартале 18%, в США — 24, в Японии — 12%) оказалось чрезвычайно болезненным для экономики ФРГ. В условиях резкого сокращения портфеля заказов практически все немецкие автоконцерны вынуждены были объявить о частичном прекращении производства на ряде своих заводов в Германии и за рубежом. В наиболее сложном положении оказались малые и средние предприятия — поставщики узлов и компонентов для автогигантов. Они фактически лишились доступа к кредитным ресурсам, и многие из них балансируют сегодня на грани краха. Аналитики немецкого Союза автомобильной промышленности предсказывают, что в 2009 г. совокупное производство в автомобильной отрасли ФРГ уменьшится на 8—10%. Это, в свою очередь, приведем к спаду в ряде сопряженных отраслей и значительному ухудшении» всех макроэкономических показателей.32 

     Машиностроение. 

     Производство  машин и оборудования традиционно  является одной из важнейших отраслей германской промышленности. По количеству занятых (883 тыс. человек) она даже опережает автомобилестроение, в структуре экспорта страны занимает 3-е место (14%) и по обороту также 3-е место (165 млрд. евро). Доля ФРГ в мировом производстве машиностроительной продукции составляет около 14%, что опять же является третьим показателем в мире после США (22%) и Японии (15%). На пятки лидерам уже наступает Китай, который за короткий срок сумел довести свою долю в мировом машиностроение до 10% и прочно занял 4-е место.33

     Специфика корпоративного ландшафта машиностроительной отрасли ФРГ заключается прежде всего в том, что ее костяк составляют около 6 тыс. узкоспециализированных предприятий средней величины с количеством занятых 120—140 человек и оборотом порядка 20 млн. евро. По оценкам экспертов, около 20% из них являются абсолютными мировыми лидерами в соответствующем сегменте рынка, а половина входит в первую пятерку. Из крупных концернов наиболее известны MAN, Thyssen-Krupp, Linde, MTU.34

     В географическом плане немецкое машиностроение, особенно наиболее высокотехнологичная его часть, за последние десятилетия переместилось на юг страны. В районе Штутгарта и Боденского озера сосредоточена сегодня почти треть машиностроительного потенциала Германии.

     На  мировом рынке немецкое машиностроение сохраняет очень Высокий уровень конкурентоспособности. Если в США и Китае производство машиностроительной продукции ориентировано в основном на внутренний рынок, то в ФРГ экспортная квота в отрасли достигла 73%. В 18 из 31 подотрасли машиностроения немцы являются мировыми лидерами по объему международных продаж, которые за десятилетие выросли почти вдвое — с 63 млрд. евро в 1996 г. до 110 млрд. евро в 2006 г.. В стоимостном выражении Германия экспортирует сегодня машиностроительной продукции примерно столько же, сколько США и Япония вместе взятые. Основные рынки сбыта — страны ЕС, Юго-Восточная Азия и Северная Америка. По темпам роста импорта германской машиностроительной продукции страны ЦВЕ, Россия и Китай в последние годы значительно опережают традиционных партнеров ФРГ.35 

     Экспорт продукции машиностроения (2007 г.)36 

Страна Млрд. евро Доля в мировом  экспорте, %
ФРГ 110 23
Япония 58 12
США 58 12
Италия 44 9
Франция 26 6
Великобритания 24 5,4
 
 

     Наиболее сильные позиции ФРГ имеет в станкостроении, производстве оборудования для полиграфической промышленности и строительства, производстве подъемно-транспортного оборудования, авиатехники, оборудования для энергетической и пищевой промышленности. Традиционно уверенно немцы чувствуют себя в производстве медицинской техники и промышленных автоматов. Большинство прогнозов относительно будущего развития машиностроительной отрасли в Германии выдержаны в умеренно oптимистических тонах. Впервые за последние 25 лет на мировом рынке отмечается такой продолжительный — четырехлетний период устойчивого роста спроса на машины и оборудование.  Загрузка мощностей германской машиностроительной промышленности достигла в 2007 г. рекордной отметки и вплотную приблизилась к 90%. На рентабельности в отрасли негативно сказываются в последнее время динамика курсовой стоимости евро к доллару, заметный рост цен на сырье и материалы. Среднегодовые темпы роста в германском машиностроении, считают эксперты, составят в ближайшие два десятилетия около 1,7%. При этом в отдельных сегментах (производство специализированных станков и инструментов, компрессоров) они будут существенно выше. Занятость, как и в подавляющем большинстве других отраслей промышленности, будет иметь тенденцию к сокращению. Главная проблема, вызывающая особую озабоченность как в политических кругах ФРГ так и в обществе в целом — растущая зависимость отрасли от экспорта, при снижении в объемах производства удельного веса внутренних заказов, а также наметившаяся тенденция к переносу производственных мощностей в новые страны — члены ЕС.

     Мировой финансовый кризис не обошел стороной и считавшуюся весьма устойчивой машиностроительную отрасль, хотя положение здесь пока выглядит лучше, чем, например, в автомобилестроении.   По  данным   Федерального   союза   машиностроения (ФСМ), предприятия отрасли обеспечены заказами вплоть до середины 2009 г. К тому же накопленные за годы подъема финансовые резервы позволяют производителям относительно безболезненно пережить резкое ужесточение условий банковского кредитования. По итогам 2008 г. в отрасли ожидают рекордный рост объемов производства на 12%. Однако в III—IV кварталах и здесь было зафиксировано значительное сокращение новых заказом. Эксперты ФСМ прогнозируют в 2009 г. циклический спад производства в диапазоне 13—15%.37 

     Электротехника. 

     Электротехника  также является одним из «столпов»  германской промышленности и занимает второе место после автомобилестроения по обороту. В начале 2000-х гг. эта отрасль потеснила машиностроение по удельному весу в структуре экспорта ФРГ и стоит сегодня по этому показателю тоже на втором месте (16,2%). В мировой табели о рангах Германия по объему производства электротехнической продукции занимает 4-е место после США, 
Японии и Китая. Ее доля в мировом производстве отрасли составляет около 8%.38

     Самый крупный сегмент в производстве электротехнической и электронной продукции — автоматизированные системы управления (21%). Другими крупными направлениями являются электромоторы, инсталляционная техника, коммуникационная и информационная техника, электротовары бытового назначения, детали.

     Центральный союз электротехнической и электронной  промышленности Германии (ZVEI) объединяет в своих рядах более 1400 предприятий, однако почти половина оборота отрасли приходится на концерн Siemens, который в списке 500 крупнейших фирм Европы занимает 6-е место и около 80% своих операций осуществляет за рубежом.39 

     Химическая  промышленность. 

     Химическая  промышленность является одной из базовых  отраслей германской экономки и по своему потенциалу уступает лишь СШA и Японии. В списке 50 крупнейших мировых производителей химикатов пять немецких концернов: BASF, Bayer, Degussa, Linde и Lanxess. При этом BASF наряду с америнканской компанией DowChemical и британской Shell входит в тройку мировых лидеров отрасли. На долю немецких малых и средних предприятий, количество которых составляет 91% общей численности предприятий в отрасли (1740), приходится примерно треть всего оборота химической промышленности.40 

       «Большая семерка» мировых производителей химической продукции.41 

  Оборот, млрд. евро Доля на мировом  рынке, %
США 457,2 23,4
Япония 201,3 10,4
Германия 162,1 8,0
Китай 154,6 7,7
Латинская Америка 110,8 5,7
Франция 100,4 5,3
Италия 77,3 4,0
 

       По числу занятых химическая промышленность заметно уступает машиностроению, электротехнической отрасли и автомобилестроению — 436 тыс. работающих в 2006 г. В структуре экспорта доля химической продукции в течение последних лет остается практически неизменной и составляет сегодня 13,2%. Таким образом, по основным показателям химическая отрасль является четвертой по значимости в германской промышленности. Исключение составляет уровень расходов на НИОКР, который здесь отстает только от автомобилестроения и колеблется примерно на уровне 20% от всего объема средств, выделяемых на эти цели в обрабатывающей промышленности Германии.

     Несмотря  на высокую наукоемкость и жесткую линию на рационализацию производства, химическая отрасль ФРГ в последние 10 лет развивалась очень неровно. Многолетняя стагнация в строительной промышленности Германии, являющейся наряду с автомобилестроением одним из главных потребителей продукции химической отрасли, рост цен на нефть и другие виды сырья, сильная зависимость от экспорта в условиях колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры (экспортная квота в химической промышленности ФРГ составляет сегодня почти 60%) — все эти и многие другие факторы явились причиной постоянных перепадов в динамике темпов роста немецкой химической промышленности.

     Основные  продукты, которые немецкая химическая промышленность производит и поставляет на мировой рынок, включают в себя базовые и спецхимикаты (красители и пигменты, лакокрасочные материалы, типографская краска, фотохимикаты), полимеры (искусственные материалы, синтетический каучук, химические волокна» фармацевтическая продукция, продукция нефтихимии, промышленные газы, агрохимикаты, косметические и моющие средства.42

     По  экспертным оценкам, среднегодовые темпы роста в химической промышленности ФРГ составят около 2% вплоть до 2030 г.. При этом занятость будет продолжать сокращаться до 170 тыс. человек. В целом отрасль ожидает радикальная реструктуризация в условиях резкого обострения международной конкуренции. Дело в том, что мировая химическая промышленность все еще остается в значительной мере фрагментированной. На долю двух ведущих концернов BASF и Dow Chemical приходится менее 3% мирового химического рынка, а на долю 50 крупнейших — около одной трети. В этих условиях выход на сцену, например, нефтехимическом продукции новых современных предприятий из арабских стран, имеющих собственные источники дешевого  исходного сырья обеспечивает им высокую конкурентоспособность по сравнению не только с немецкими компаниями, но и с крупными американскими и британскими нефтяными концернами, поставляющими на рынок пока львиную долю базовых нефтехимикатов. 43

     Западные, в том числе и немецкие производители  спецхимикатов, которые свои растущие затраты на приобретение базовых компонентов далеко не всегда могут переложить на собственных клиентов, в полной мере стали ощущать конкуренцию и с другой стороны — новых поставщиков из азиатских стран, имеющие иную структуру издержек, в первую очередь более низкие трудовые затраты. Выход из сложившейся ситуации просматривается достаточно очевидный: во-первых, усиление уже идущего процесса перебазирования производства за рубеж в целях приближения к источникам сырья и снижения трудовых затрат, а, во-вторых, концентрация  усилий   на  укреплении  своих  позиций  в  наиболее высокотехнологичных и перспективных нишах мирового рынка химической продукции. 

  Фармацевтическая  промышленность. 

     Одно из таких перспективных направлений — фармацевтика, в которой Германия за послевоенные годы утратила свои лидирующие позиции и только в последние годы начала их постепенно восстанавливать. Сегодня на долю ФРГ приходится 7% мирового рынка лекарственных препаратов, и она заметно отстает в этой области е только от США (29%) и Японии (17%), но и от своих ближайших европейских конкурентов — Франции (11%) и Великобритании (9%). В то же время фармацевтическая продукция уже составляет почти четверть как в обороте, так и в структуре экспорта химической отрасли страны. По статистике каждый десятый новый лекарственный препарат, поступающий на мировой фармацевтический рынок, разработан и произведен в Германии.44 

     Биотехнологии.  

Информация о работе Германия в мировом хозяйстве