Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:17, курсовая работа
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение экономической сущности инвестиционной политики государства, основных направлений ее развития на перспективу и анализ инвестиционной политики государства на примере
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИИ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, ФОРМЫ
1.1.Основные понятия и классификация инвестиций 1
1.2. Сущность и классификация инвестиций на макроуровне 1
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Инвестиционная политика в России на современном этапе 1
2.2. Инвестиции и динамика ВВП 1
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РФ НА ПЕРСПЕКТИВУ
3.1. Проблемы инвестиций в современной экономике России 1
3.2. Инвестиционная политика на 2015-2016 гг 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Согласно классической теории, объем планируемых в национальной экономике инвестиций функционально связан с величиной реальной процентной ставки. Так, с понижением ставки процента в результате роста предложения денег снижаются и издержки на инвестиции, и предприятия начинают больше инвестировать, и, наоборот, повышение ставки приводит к сокращению инвестиций. Суть этой зависимости состоит в том, что фирмы постоянно планируют осуществление инвестиций как в основной капитал, так и в товарно-материальные ценности.
Источниками инвестиций могут быть как собственные средства, т.е. часть прибыли, так и заемные средства - кредиты финансовых учреждений. Но каковы бы ни были источники инвестирования, приобретение элементов капитала или товарно-материальных ценностей всегда связано с оценкой альтернативной стоимости инвестиций. Для выбора инвестиционного варианта предприятие должно сопоставить доходность инвестиций по каждому варианту с нормой банковского процента. Кроме того, альтернативная стоимость инвестиций зависит от источника получения заемных средств. В условиях получения одинакового процента вне зависимости от источника финансирования, имеет место следующая зависимость: при прочих равных условиях, чем ниже альтернативная стоимость инвестиций, тем выше планируемый уровень инвестиций предприятий.
При фиксированном предложении денег в стране на величину инвестиций будет влиять изменение уровня цен. Это происходит вследствие действия эффекта процентной ставки, описанного выше. Рост уровня цен увеличивает количество денег, которые потребители и предприниматели должны иметь на руках, что приводит к повышению процентной ставки, а в итоге - к сокращению инвестиций. И наоборот, более низкий уровень цен понижает ставку процента и тем самым увеличивает инвестиционный спрос. На рисунке 3 изображена структура ВВП по использованию в 2013 году.
Рис.3.Структура ВВП по использованию в 2013 году
Сдвиги кривой спроса на инвестиции происходят под влиянием всех факторов, которые могут так или иначе повлиять на ожидаемую прибыль. Основными из них являются следующие:
- ожидания предпринимателей - прогнозы будущей конъюнктуры рынка (объем спроса на товары, уровень цен, изменения в экономике, политике, демографии и т.п.). Оптимистические ожидания сдвигают кривую инвестиционного спроса вправо, а неблагоприятные - влево;
- уровень налогообложения, поскольку при принятии инвестиционных решений предприниматели рассчитывают ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Рост налоговых ставок, вызывая снижение доходности, уменьшит спрос на инвестиции (сдвиг кривой влево), и наоборот;
- издержки на основной капитал, его ремонт и обслуживание (включая стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, заработной платы и т.п.). Так, с возрастанием этих расходов будет снижаться ожидаемая норма чистой прибыли, а кривя спроса на инвестиции сместиться влево;
Научно-технический прогресс, а именно создание новой прогрессивной техники и технологии, новых видов товаров и услуг и т.д. Достижения в этих областях служат дополнительным стимулом для расширения инвестиций, т.к. могут увеличить норму прибыли либо за счет производительности оборудования, либо за счет высокой рентабельности товаров. Основываясь на рассмотренной выше зависимости инвестиций от ставки процента, делается вывод, что ставка ссудного процента может выполнять функцию связующего звена между сбережениями и инвестициями. Нужно заметить, что инвестиции будут приносить фирме дополнительную выручку, если с их помощью она сможет реализовать свою продукцию на большую сумму. Это означает, что очень важным фактором инвестиций является совокупный выпуск продукции (или валовой продукт) и соответственно выручка. Инвестиции, таким образом, зависят от выручки, которая в свою очередь определяется состоянием общеэкономической активности. Некоторые исследования показывают, что колебания выпуска продукции влияют на динамику инвестиций в течение деловых циклов.
3. Инвестиционная политика РФ на перспективу.
3.1. Проблемы инвестиций в современной экономике России
Немаловажная роль в повышении инвестиционной активности отводится иностранным капиталовложениям. На них возлагаются большие надежды. Хотя, по мнению некоторых специалистов, экономические реалии заставляют отказаться от иностранных капвложений в такой стране, как Россия. По размеру ВВП в долларовом выражении Россия и Китай весьма близки (ВВП в 2012 составлял около 500 млрд. долл. в Китае и около 450 млрд. - в России). Таким образом, для того чтобы иностранные инвестиции сыграли в России столь же существенную роль, как и в Китае, приток иностранного капитала должен составлять не менее 20-30 млрд. долл. в год, то есть не менее 10% всего мирового потока вывоза капитала. По существу это означало бы настоящую революцию в географическом распределении инвестиций и в предпочтениях инвесторов. Как показывает исторический опыт, такие события не происходят в одночасье. Да и сама роль иностранного капитала в Китае хоть и была ключевой в технологическом плане, была далека от решающей в плане обеспечения необходимого уровня инвестиций. Напомним, что уровень внутренних сбережений в Китае в последние десятилетия составлял от 30 до 40%. Подобная ситуация объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране. За все года проводимых экономических реформ в Россию поступило иностранного капитала на сумму, едва превышающую 13 млрд. дол.
На 1 июля 2010 г. уровень накопленных в России иностранных инвестиций достиг 6 млрд. долл. (сумма в масштабах России ничтожная), тогда как в Венгрии этот показатель составил свыше 11 млрд. долл., а в Китае - более 37 млрд.
Из этой суммы на прямые иностранные инвестиции приходится около 30%. В 2010г. их объем составили чуть больше 2 млрд. долл. (уровень, близкий к 2009 г.).
Прямые инвестиции в российскую экономику в настоящее время осуществляют стратегические инвесторы - то есть те, кого привлекает не окупаемость вложений, а желание закрепиться на потенциально перспективном рынке. Именно поэтому вложения оказываются небольшими, не несут собой новых технологий, и ограничиваются часто сферой сбыта и обслуживания. Основная форма ввоза капитала в страну - банковские кредиты, в том числе межправительственные (на них пришлось 3,5% млрд. долл. в 2010г.). За последнее время ощутимых размеров достигли и инвестиции в государственные ценные бумаги (ГКО). На портфельные инвестиции приходилось ничтожно мало - около 45 млн. долл., причем 40% всех инвестиций приходится на Москву.
Иностранные инвестиции, несмотря на их незначительные размеры, однако, уже играют положительную роль в экономике России. На них приходится около 0,5 % созданных в России новых рабочих мест, они дают 2,5% валового продукта страны,1% всего объема экспорта и 1,3 % импорта. В настоящее время на иностранные инвестиции приходится не более 3,5 % ежегодного объема капитальных вложений.
Примерами иностранных инвестиций могут служить строительство в Санкт Петербурге заводов всеми известных фирм «Gillette», «Wrigley». Самым ярким примером, пожалуй, являются закусочные McDonalds, которые вот уже на протяжении десяти лет пользуются большой популярностью в России. Сейчас уже заканчиваются переговоры с представителями фирмы «General Motors» об осуществлении инвестиционных вложений в Волжский Автозавод. Компания «Flop Daniel», занимающаяся нефтепродуктами, вот уже несколько лет функционирует на российском рынке.
И, несмотря на все эти примеры, наблюдается явная концентрация иностранного капитала отдельными единичными инвесторами в той же топливной промышленности. Дисбаланс вложений иностранных инвестиций наблюдается и в региональном аспекте, когда среди регионов России бессменным лидером по привлечению зарубежных финансовых средств остается Москва, на долю которой приходится более 30% от всех накопленных инвестиций.
Иными словами, картина иностранных инвестиций выглядит следующим образом: мизерные объемы накопленных инвестиций; наличие на российском рынке массы действующих на свой страх и риск (часто в нарушение правовых и этических норм и в ущерб интересам российских партнеров) мелких зарубежных предпринимателей с суммарным объемом вложенных капиталов порядка 10-15% от общего объема иностранных инвестиций; на другом полюсе - десяток-другой транснациональных корпораций и крупных финансовых и промышленных компаний, вкладывающих значительные средства (составляющие до 80-90% от общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику) в отдельные проекты и программы развития преимущественно сырьевых отраслей и минимизирующих свои риски правительственными гарантиями и межгосударственными соглашениями.
Инвестиционный климат в любой стране, в том числе и в России, зависит от факторов, характеризующих политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, уровень законодательного и организационно - инфраструктурного обеспечения, а также от наличия или отсутствия обусловленных этими факторами рисков. При сохраняющейся все последние годы гипотетической привлекательности для иностранных инвесторов российского рынка в силу его масштабов и слабой освоенности, а также значительных сырьевых возможностей следует однозначно признать, что до сих пор эта привлекательность российской экономики явно уступает сумме имеющихся негативных факторов, сдерживающих и тормозящих приток иностранных капиталов в Россию. Более того, сохраняющаяся социально-экономическая и политическая нестабильность, масштабы российских политических рисков вызывают значительную утечку капитала из России, которая существенно превышает приток иностранных инвестиций в Россию.
Поскольку большая часть таких операций является незаконной и не контролируется властями, существующие оценки неточны. Но даже официальная макроэкономическая статистика позволяет определить масштаб этой утечки, оцениваемой в 9,5 млрд. долл. в год. Специалисты склоняются к тому, что большая часть этой суммы представляет собой помещенный за границу российский капитал. Помимо этого немалая часть экспортной выручки остается на счетах оффшорных компаний. Только по отраженным в платежном балансе операциям утечка капитала составляет почти 14 млрд. - в 7 раз больше, чем прямые иностранные инвестиции. Оценки на 2010 аналогичны и составляют порядка 3% ВВП. К факторам, затрудняющим осуществление иностранных инвестиций в Россию, можно отнести также следующие:
· неразвитость системы страхования иностранных инвестиций как от коммерческих, так от политических рисков;
· существующую в России систему налогов и тарифов, саму концепцию налогообложения, односторонне сориентированную лишь на накопление правительством бюджетных средств. В России 35%-ная ставка налога на прибыль на 15 процентных пунктов ниже, чем в Германии, но, рассчитанная по западной бухгалтерии, она составляет уже от 60 до 150 %. В результате «законопослушные» западные инвесторы иногда вынуждены выплачивать по налогу на прибыль суммы, превышающие то, что в их представлении является прибылью.
· приватизацию предприятий, расцениваемую иностранными инвесторами и многими экспертами скорее, как возможность передачи прав на их владение администрации предприятий и в меньшей мере их работникам, но вовсе не как средство привлечения иностранного капитала;
· отсутствие необходимой для нормальной организации бизнеса инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.);
· низкую культуру ведения бизнеса со стороны российских партнеров;
· коррумпированность в системе государственного управления;
· организованную преступность и т.д.
Важным моментом является сопоставимость российских законодательных актов с условиями, предлагаемыми другими пост социалистическими государствами Восточной Европы и странами СНГ. Весьма существенным юридическим аспектом является тот факт, что изменения в условия инвестиционной деятельности могут вводиться не только путем принятия законов, но и указами Президента. Очевидно, такой подход не сообразуется с нормальным правовым режимом и вызывает негативную реакцию иностранных инвесторов. Однако нельзя не принимать во внимание наличие законодательного вакуума, который диктует необходимость принятия нормативных актов в пожарном порядке.
Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере.
Целесообразно обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции, а для совместных предприятий, кроме того, - величины и удельного веса иностранного капитала в уставном фонде. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.
Что касается протекционистских мер, в частности, высоких импортных тарифов, то они оправданы в случае защиты новых для российской экономики производств или защиты стратегически важных для нее отраслей и производств, которые в силу возникших финансовых трудностей и необходимости технической модернизации не смогут какое-то время успешно конкурировать с импортной продукцией.
Но одновременно с импортными тарифами не должны вводиться ограничения на иностранные инвестиции. Напротив, тарифы призваны способствовать привлечению инвесторов с их капиталом и управленческим опытом вместо импортных товаров. Кроме того, тарифы не должны защищать производства и предприятия, не способные адаптироваться к рыночным условиям из-за своей слабой технической базы, низкого уровня внешнеторговой и инвестиционной политики.
Принципиально новой формой привлечения иностранных инвестиций в экономику России может стать лизинг, который достаточно широко используется на Западе (до 25-30% всех капвложений). В широком понимании он представляет собой особую форму долгосрочной аренды. Получатели используют основные фонды, а компания остается их собственником - в этом и заключается базовый принцип лизинга. Задача получателя - эффективное использование взятых в аренду фондов. Лизинг представляет огромный интерес для подавляющего большинства мелких и средних российских предприятий, у которых не хватает средств для приобретения современных технологий и оборудования. Главными его преимуществами являются: размер платежей, который фиксируются на длительный срок; возможность полного финансирования производственных программ; ликвидность капитальных вложений и быстрое создание рабочих мест.
Информация о работе Государственная инвестиционная политика РФ