Государственная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:09, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения

Содержание

Введение
Глава I. Государственная региональная политика в российской федерации
1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты
1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации
Глава II
2.1 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат региональная экономика.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат

Учебная дисциплина - «региональная  экономика»

Тема: Государственная политика РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: Национальная экономика

Специализация: Экономика и право

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Актуальность темы предпринятого  исследования объясняется необходимостью осмысления современного положения  в сфере взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических  интересов государства, как основа региональной политики был забыт  при распаде СССР. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически  не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами.

В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий, политика бюджетного выравнивания, более 10 лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признана и на государственном, и на региональном уровне. Проблемы государственного регулирования регионального развития постепенно занимают одно из ведущих мест в современной политической науке. По данным проблемам ведутся горячие дискуссии в научных, политических и экономических кругах.

В условиях современной социально-экономической  и политической ситуации в России государственная региональная политика должна представлять собой систему  мер государственного воздействия  на субъекты Российской Федерации, совместно  осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом.

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение государственной  региональной политике, озвучить ее аспекты;

озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;

рассмотреть эффективность государственной  региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.

 

Глава I. Государственная региональная политика в российской федерации

1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты

 

Государство - центральная  часть политики. А словосочетание "государственная политика" имеет  более узкое значение. Для того, чтобы наиболее полно дать определение, необходимо взглянуть на множество мнений по этому поводу. Нужно из основных концепций выделить свойства, те самые, которые и образуют определение.

Можно выделить следующие  особенности государственной политики:

реагирование на реальные потребности или проблемы общества в целом или его групп;

направленность на достижение цели;

выработанный курс действий;

решение о "действии" или о "не действии";

объяснение причин, обоснование  действий, лежащих в основе госполитики;

принятие решений, а  не намерение.

Таким образом, государственная  политика - это полномочное действие органа власти.

Государственная политика в определенной сфере - система взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта  и принципов деятельности. Государственную  политику необходимо рассматривать как один из видов государственно-управленческой деятельности. Государственная политика получает идеологическое обоснование независимо от наличия в обществе или отсутствия обязательной государственной идеологии. Если государство не сообщает о нравственных и эстетических взглядах, то идеологию массам могут навязать СМИ или чиновники. Отказ от идеологии - тоже идеология, только такая идеология лишает государственную политику содержания.

Государственная политика базируется также на твердом фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права.

Государственная политика, как наука, включает в себя большой  комплекс междисциплинарных исследований. С одной стороны, они являются проекцией политологии на региональный и федеральный уровни, т.е. представляют собой особое направление политической науки, изучающее аспекты политических институтов, процессов, партий, элит и пр. в рамках некоего государства. Ученые-политологи привлекают обширный материал по экономике, правоведению, этнологии, культурологии, используя наработки других гуманитарных дисциплин.

Государственная политика как процесс - целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению  общественных проблем, достижению социально  значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер.

В современной России утверждается понимание трех уровней  государственной политики: местный (город, район и ниже), региональный (область, край, республика) и уровень  федеральный. Естественно, что важны  все эти уровни, но для исследования особый интерес представляет региональный, и чтобы объяснить этот интерес, следует поподробнее рассмотреть понятие региона.

Регион (от лат. Regio (regionis) - область) - как обширный территориальный массив, большой район, охватывающий в России несколько областей, в других странах соответствующие единицы. Может включать и группу стран. Регион выделяется по сходным экономическим, социально-политическим и иным особенностям. 1

Также можно сказать, что регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. 2

Перейдем к одной  из ветвей государственной политики - к государственной региональной политике. Это самостоятельное направление  государственной политики по регулированию  регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами. 3

По сути, государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. 4

Главный объект исследования государственной  региональной политики - отношения  между центром (государством в целом) и регионами (территориями).

Государственная региональная политика имеет своей целью:

реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и  неразрывности России как демократического федеративного правового государства  с республиканской формой правления.

К задачам государственной  региональной политики относятся:

формирование единого  экономического, социального и правового  пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и  приоритетов регионального развития;

создание условий для  обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;

создание условий для  обеспечения равного качества жизни  в различных регионах Российской Федерации. 5

В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.

Участниками разработки и реализации государственной региональной политики являются:

Президент Российской Федерации  и его полномочные представители  в федеральных округах;

Органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации;

Органы местного самоуправления;

Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

Федеральные фонды регионального  развития.

Реализация государственной региональной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.

Также, важной характеристикой  государственной региональной политики считается ее централизм. Всегда существует некий штабной центр, в котором принимаются основные решения и который обеспечивает координацию различных институтов, вовлеченных в процесс реализации политики.

Реализация государственной  региональной политики начинается после  принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:

1) Конституция, где  определены принципы построения  системы власти и принципы  формирования государственной политики;

2) федеральные конституционные  законы, правовые акты Президента  РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;

3) видовые федеральные  законы, постановления Правительства  РФ о целевых программах;

4) подзаконные акты, нормативные  документы федеральных органов  исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;

5) государственные контракты,  заключенные на предмет разработки  и реализации государственных  программ, в которых отражены  требования к качеству исполнения  и результатам деятельности;

6) распоряжения органов  государственного управления (административного  и оперативного характера), судебные  решения. 6

Важными элементами политического  цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной  политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.

Федеральный центр диктует  условия федерального бюджетирования, налогообложения и регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и пр. 7

В государственной региональной политике можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной властной вертикали  и системы разделения полномочий между центром и регионами.

Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование  финансовых потоков между территориями и центром.

Сюда можно отнести федеральные целевые программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионе, такие, как: программа развития Калининградской области на период до 2014 года, программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", программа "Юг России (2008-2012 годы) ". Суть их в повышении уровня жизни в регионах за счет финансирования здравоохранения, промышленности и пр.

Как правило, работают две модели экономического аспекта государственной политики для регионов - перераспределительная (распределение средств госбюджета по схеме "регион - центр - регион" через систему трансфертов, дотаций, субвенций, грантов) и структурная (целевое финансирование территорий и создание благоприятного инвестиционного климата). 8 Государство по установленным критериям выделяет районы развития и ареалы помощи, обеспечивая привлечение в них дополнительных средств; составляет региональные хозяйственные программы; создает корпорации развития территорий обеспечивает введение в регионах особого экономического (обычно льготного) налогового или таможенного режима по типу зон свободной торговли, свободных экономических и даже внутренних оффшорных зон.

Анализ ситуации в современной  России показывает, что в ней в  принципе реализуется как перераспределительная, так и структурная модели экономического аспекта государственной региональной политики, хотя с явным упором на трансфертное перераспределение.

Информация о работе Государственная политика РФ