Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель и задачи работы
Цель: основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.
Задачи:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты;
Введение……………………………………………………………………….....3
I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Принципы государственной политики в области образования……………6
1.2Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения…………………………………………………..11
II. ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
2.1 Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта «Образование»………………………………………..19
2.2 Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества…………………………………………….…25
Заключение……….……………………………………………………………..29
Список литературы….…………………………………………………………30
Сопутствующие компетенции являются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.
Говоря о содержательной стороне российского образования, надо упомянуть об эволюции образовательных программ. В целом их реформы сегодня вызываются изменениями в экономике и социальной сфере.
Новые программы предусматривают:
– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;
– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;
– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.
Здесь стоит
отметить, что изменение требований
непосредственно к педагогам
привело к новому пониманию содержания
их профессиональной переподготовки.
В него входят не только профессиональные
знания и умения, но и такие важные
качества личности, как самостоятельность,
способность принимать
Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.
Государственная политика в области образования – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.
Она определяется
на высшем уровне государственной власти
и реализуется посредством соот
Задача
государства заключается в том,
чтобы обеспечить все необходимые
предпосылки для расширения участия
общества в развитии системы образования,
формирования гражданского заказа на
условия реализации образовательных
прав, осуществления контроля исполнения
законодательства об образовании, реализации
государственных
2. Пути и проблемы
реализации приоритетного
Оценивая практику реализации нацпроекта «Образование», Президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих недавних выступлений перед телевизионной общественностью отметил, что результаты проделанной на данный момент работы близки к созданию основной, базовой модели развития образования, бюджетной модели образовательных учреждений на десять-пятнадцать лет вперед.
В частности, на сегодняшний день все российские школы подключены к Интернету, заработная плата педагогов увеличилась в среднем на 30 процентов. Продолжают выплачиваться вознаграждения за классное руководство и различные премии талантливой молодежи. Совершенствуется режим общественного питания в школах.
Ожидается, что финансирование образовательной сферы будет с каждым годом увеличиваться на 20–30 процентов. При этом доля бюджетных расходов на образование будет повышаться как на федеральном, так и на региональном уровне.
Впрочем, остаются и нерешенные проблемы. Например, далеко не во всех регионах развита сеть учебных учреждений, дающих начальное и среднее профессиональное образование, необходимо дальше работать над новой схемой оплаты труда педагогов. Данные задачи представляют собой своего рода программу ближайших действий для власти различных уровней. В первую очередь – региональных…
К примеру, по ходу реализации нацпроекта отдельные субъекты РФ столкнулись с тем, что в связи с расширением перечня типов и видов образовательных учреждений, в которых будут проводиться доплаты учителям за классное руководство, понадобилось дополнительное выделение средств (сверх установленных лимитов).
Кроме того,
в проекте «Образование»
Низкая оснащенность школ компьютерами затруднила эффективное использование сети Интернет.
Данные проблемы, в частности, ярко проявились в Дальневосточном федеральном округе РФ.
Для их решения были предприняты кардинальные меры. Вопросы решались не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Так, были
разработаны и внедрены в практику
нормативные документы по порядку
использования средств, выделяемых
на государственную поддержку
В результате вышеизложенного, в ДФО успешно прошли конкурсы на лучшие образовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, и лучших учителей. Проект Дальневосточного государственного университета «Научно-образовательный и ресурсный центр технологий повышения качества жизни на российском Дальнем Востоке» был признан победителем в конкурсе среди учреждений высшего профессионального образования, куда от округа было подано 10 заявок.
357 школ
ДФО стали победителями
На начальных этапах реализации национального проекта в сфере образования у ряда педагогов вызывала опасение проблема, обратная вышеупомянутому дефициту компьютерной техники. Учителя предполагали возникновение проблемы чрезмерного удаления учащихся от традиционных форм и методов получения знаний, умений и навыков. Тем более, что нелимитированное пользование компьютером способно нанести вред детскому и подростковому организму.
Тем не менее, на примере Тюменской области (как и ряда других регионов) удалось продемонстрировать действенные методы решения данной проблемы, неизбежной при столь масштабных начинаниях. Там, параллельно с распространением реализации проекта на систему начального и среднего образования, был налажен строгий и действенный контроль за использованием Интернета и современных информационных технологий исключительно в образовательных целях.
Решением проблемы того, что в условиях конкурса образовательных учреждений, проводимого в рамках нацпроекта «Образование», изначально не оговаривалась возможность участия классных руководителей общеобразовательных школ вечернего профиля и учебных заведений начального профессионального образования, вплотную занялись в Брянской области.8
Депутаты
местной Государственной Думы рекомендовали
администрации области
Приобретение
школьных автобусов, учебного оборудования
и учебно-наглядных пособий
Однозначна в своей ясности та проблема, что нынешнее образование нуждается в притоке кадров. Помимо прочего, она имеет и экономическую составляющую.
Конструктивные
предложения по решению данного
вопроса звучали в
Там встретили
поддержку такие инициативы, как
придание директорам муниципальных
школ статуса государственных
Согласно плану модернизации образования, в системе начисления педагогам заработной платы произведен отказ от единой тарифной сетки. Инициирована реформа учебных планов, направленная на приобщение учащихся к информационному пространству республики с одновременным развитием новых педагогических технологий.
Новаторская экономическая политика в сфере образования активно внедряется и в Бурятии. В первую очередь, это выразилось в переходе на нормативно-подушевое финансирование и введении новой системы оплаты труда педагогических работников.
Нововведение призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной школы: позволить уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов педагогов.
Кстати,
в Бурятии, в отличие от многих
других регионов, введение данной системы
оплаты труда учителей прошло без
ярко выраженных проблем. Это явилось
результатом планомерной
Кроме того, в рамках активной поддержки школ, внедряющих инновационные программы, государственные средства направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников общеобразовательных учреждений. Из 1400 закупленных для школ компьютеров 400 приобретены за счет средств из бюджета республики, 1000 – за федеральные деньги. Профинансировано приобретение, соответственно, 15 и 26 школьных автобусов. Кроме того, впервые за многие годы благодаря нацпроекту в республике пополнен книжный фонд школьных библиотек (на 23,4 млн. рублей).9
Одной из
самых актуальных проблем, решаемых
в ходе реализации приоритетного
национального проекта «
В Ставропольском крае, к примеру, премиями по 100000 рублей из федерального бюджета уже поощрены 868 лучших учителей. Ежемесячно и в полном объеме производятся выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство свыше 21000 учителей.
Здесь возможность
привлечения в образовательные
учреждения квалифицированных
Так, проведенный анализ среднемесячной заработной платы работников образовательных учреждений показывает устойчивый рост данного показателя, в том числе основного дохода учителей общеобразовательных школ – с 5744 рублей в 2006–2007 учебном году до 9490 рублей в 2009–2010 учебном году. К этому добавляются уже упомянутые выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство в рамках нацпроекта «Образование».
В свете
активного внедрения новых
С той
же целью повышения престижа преподавателей,
для сохранения и развития системы
педагогического образования
Принцип уравнительной финансовой политики, многие годы царивший в системе российского образования, становился преградой для выявления, поощрения талантливых, нестандартно одаренных специалистов.
Деятельные пути решения данной проблемы разрабатываются, например, в Республике Коми. Там целенаправленно повышают уровень зарплаты педагогов, которые активно внедряют новые образовательные технологии, обладают соответствующим опытом, талантом, работают «на результат». Значительно расширен перечень компенсационных выплат (за заведование музеями, тренажерными залами, учебными кабинетами и т.д.). Внесены изменения в структуру стимулирующего фонда (введены надбавки за выслугу лет, за отраслевые награды), уточнения по дифференциации окладов работников образования (в зависимости от квалификационного уровня).
Информация о работе Государственная политика в области образования