Государственная политика в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи работы
Цель: основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.
Задачи:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Принципы государственной политики в области образования……………6
1.2Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения…………………………………………………..11
II. ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
2.1 Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта «Образование»………………………………………..19
2.2 Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества…………………………………………….…25
Заключение……….……………………………………………………………..29
Список литературы….…………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.92 Кб (Скачать файл)

Сопутствующие компетенции являются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.

Говоря  о содержательной стороне российского  образования, надо упомянуть об эволюции образовательных программ. В целом  их реформы сегодня вызываются изменениями  в экономике и социальной сфере.

Новые программы  предусматривают:

– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;

– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Здесь стоит  отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам  привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные  решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность… Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.

Развитие  науки и связанных с ней  технологий производства потребовало  реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений  данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.

Государственная политика в области образования  – это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.

Задача  государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые  предпосылки для расширения участия  общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных  прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных  стандартов, распределения ответственности  за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.

 

2. Пути и проблемы  реализации приоритетного национального  проекта «Образование»

 

    1. Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного национального проекта «Образование»

 

Оценивая  практику реализации нацпроекта «Образование», Президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих недавних выступлений перед телевизионной общественностью отметил, что результаты проделанной на данный момент работы близки к созданию основной, базовой модели развития образования, бюджетной модели образовательных учреждений на десять-пятнадцать лет вперед.

В частности, на сегодняшний день все российские школы подключены к Интернету, заработная плата педагогов увеличилась  в среднем на 30 процентов. Продолжают выплачиваться вознаграждения за классное руководство и различные премии талантливой молодежи. Совершенствуется режим общественного питания  в школах.

Ожидается, что финансирование образовательной  сферы будет с каждым годом  увеличиваться на 20–30 процентов. При этом доля бюджетных расходов на образование будет повышаться как на федеральном, так и на региональном уровне.

Впрочем, остаются и нерешенные проблемы. Например, далеко не во всех регионах развита  сеть учебных учреждений, дающих начальное  и среднее профессиональное образование, необходимо дальше работать над новой  схемой оплаты труда педагогов. Данные задачи представляют собой своего рода программу ближайших действий для  власти различных уровней. В первую очередь – региональных…

К примеру, по ходу реализации нацпроекта отдельные  субъекты РФ столкнулись с тем, что  в связи с расширением перечня  типов и видов образовательных  учреждений, в которых будут проводиться  доплаты учителям за классное руководство, понадобилось дополнительное выделение  средств (сверх установленных лимитов).

Кроме того, в проекте «Образование» предусмотрено  стимулирование общеобразовательных  учреждений, применяющих инновационные  методы обучения. Однако многие школы  не смогли принять участие в конкурсе по внедрению инновационных образовательных  программ из-за несоответствия его  требованиям устаревшей учебной  и материально-технической базы. Остро встал вопрос создания программы  развития «слабых» школ, чтобы все  дети имели равные возможности получения  качественного образования.

Низкая  оснащенность школ компьютерами затруднила эффективное использование сети Интернет.

Данные  проблемы, в частности, ярко проявились в Дальневосточном федеральном округе РФ.

Для их решения  были предприняты кардинальные меры. Вопросы решались не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Так, были разработаны и внедрены в практику нормативные документы по порядку  использования средств, выделяемых на государственную поддержку общеобразовательных  учреждений – победителей конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и формы отчетности об использовании данных средств. На новом уровне продолжена реализация федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды. Правительство РФ взяло под контроль процесс оснащения школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием, подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет.

В результате вышеизложенного, в ДФО успешно  прошли конкурсы на лучшие образовательные  учреждения, активно внедряющие инновационные  образовательные программы, и лучших учителей. Проект Дальневосточного государственного университета «Научно-образовательный и ресурсный центр технологий повышения качества жизни на российском Дальнем Востоке» был признан победителем в конкурсе среди учреждений высшего профессионального образования, куда от округа было подано 10 заявок.

357 школ  ДФО стали победителями конкурса  общеобразовательных учреждений, активно  внедряющих инновационные образовательные  программы. Все они получили  по миллиону рублей.

На начальных  этапах реализации национального проекта  в сфере образования у ряда педагогов вызывала опасение проблема, обратная вышеупомянутому дефициту компьютерной техники. Учителя предполагали возникновение проблемы чрезмерного удаления учащихся от традиционных форм и методов получения знаний, умений и навыков. Тем более, что нелимитированное пользование компьютером способно нанести вред детскому и подростковому организму.

Тем не менее, на примере Тюменской области (как и ряда других регионов) удалось продемонстрировать действенные методы решения данной проблемы, неизбежной при столь масштабных начинаниях. Там, параллельно с распространением реализации проекта на систему начального и среднего образования, был налажен строгий и действенный контроль за использованием Интернета и современных информационных технологий исключительно в образовательных целях.

Решением  проблемы того, что в условиях конкурса образовательных учреждений, проводимого  в рамках нацпроекта «Образование», изначально не оговаривалась возможность  участия классных руководителей  общеобразовательных школ вечернего  профиля и учебных заведений  начального профессионального образования, вплотную занялись в Брянской области.8

Депутаты  местной Государственной Думы рекомендовали  администрации области совместно  с департаментом образования  обратиться в Правительство РФ с  инициативой о необходимости  расширения масштаба национального  проекта, включив в него коррекционные, вечерние, кадетские и иные образовательные  учреждения. Парламентарии также  подняли вопрос о развитии и совершенствовании  системы дополнительного образования.

Приобретение  школьных автобусов, учебного оборудования и учебно-наглядных пособий там  предусматривается за счет средств  региона.

Однозначна  в своей ясности та проблема, что  нынешнее образование нуждается  в притоке кадров. Помимо прочего, она имеет и экономическую  составляющую.

Конструктивные  предложения по решению данного  вопроса звучали в Законодательном  Собрании Карелии.

Там встретили  поддержку такие инициативы, как  придание директорам муниципальных  школ статуса государственных служащих и введение в образовательных  учреждениях системы общественно-государственного управления, а также введение «грантовой» системы, по которой выпускник педагогического вуза, отправляющийся работать на село, получает значительную денежную выплату.

Согласно  плану модернизации образования, в  системе начисления педагогам заработной платы произведен отказ от единой тарифной сетки. Инициирована реформа  учебных планов, направленная на приобщение учащихся к информационному пространству республики с одновременным развитием  новых педагогических технологий.

Новаторская экономическая политика в сфере  образования активно внедряется и в Бурятии. В первую очередь, это выразилось в переходе на нормативно-подушевое финансирование и введении новой системы оплаты труда педагогических работников.

Нововведение  призвано решить одну из наиболее болезненных  проблем современной школы: позволить  уйти от уравнительных подходов и  обеспечить реальное повышение доходов  педагогов.

Кстати, в Бурятии, в отличие от многих других регионов, введение данной системы  оплаты труда учителей прошло без  ярко выраженных проблем. Это явилось  результатом планомерной подготовки, ставшей реальной благодаря участию  республики в соответствующем эксперименте. Отмечу, что уже в течение первого  года реализации приоритетного национального  проекта «Образование» зарплата бурятских учителей повысилась в  среднем на 1,5 процента.

Кроме того, в рамках активной поддержки школ, внедряющих инновационные программы, государственные средства направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической  и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников общеобразовательных  учреждений. Из 1400 закупленных для  школ компьютеров 400 приобретены за счет средств из бюджета республики, 1000 – за федеральные деньги. Профинансировано приобретение, соответственно, 15 и 26 школьных автобусов. Кроме того, впервые за многие годы благодаря нацпроекту в республике пополнен книжный фонд школьных библиотек (на 23,4 млн. рублей).9

Одной из самых актуальных проблем, решаемых в ходе реализации приоритетного  национального проекта «Образование», является задача повышения общественного престижа преподавателей. Пути достижения данного результата ищут практически во всех регионах РФ.

В Ставропольском крае, к примеру, премиями по 100000 рублей из федерального бюджета уже поощрены 868 лучших учителей. Ежемесячно и в полном объеме производятся выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство свыше 21000 учителей.

Здесь возможность  привлечения в образовательные  учреждения квалифицированных педагогических кадров напрямую связывают с уровнем  зарплаты педагогического состава.

Так, проведенный  анализ среднемесячной заработной платы  работников образовательных учреждений показывает устойчивый рост данного  показателя, в том числе основного  дохода учителей общеобразовательных  школ – с 5744 рублей в 2006–2007 учебном году до 9490 рублей в 2009–2010 учебном году. К этому добавляются уже упомянутые выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство в рамках нацпроекта «Образование».

В свете  активного внедрения новых экономических механизмов во всех краевых и муниципальных образовательных учреждениях и для всех категорий работников введена отраслевая система оплаты труда, которая устанавливает непосредственную связь между результатами работы педагогических работников и уровнем их зарплат, призвана стимулировать улучшение работы по повышению качества образовательной деятельности.

С той  же целью повышения престижа преподавателей, для сохранения и развития системы  педагогического образования министерством  образования Ростовской области совместно с пединститутом ЮФО и образовательными учреждениями среднего профессионального образования педагогического профиля разработана и успешно реализуется программа развития педагогического образования области на 2008–2012 годы.

Принцип уравнительной финансовой политики, многие годы царивший в системе российского  образования, становился преградой  для выявления, поощрения талантливых, нестандартно одаренных специалистов.

Деятельные  пути решения данной проблемы разрабатываются, например, в Республике Коми. Там целенаправленно повышают уровень зарплаты педагогов, которые активно внедряют новые образовательные технологии, обладают соответствующим опытом, талантом, работают «на результат». Значительно расширен перечень компенсационных выплат (за заведование музеями, тренажерными залами, учебными кабинетами и т.д.). Внесены изменения в структуру стимулирующего фонда (введены надбавки за выслугу лет, за отраслевые награды), уточнения по дифференциации окладов работников образования (в зависимости от квалификационного уровня).

Информация о работе Государственная политика в области образования