Государственная регистрация коммерческих банков и надзор за их деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Изменение или появление новых видов правоотношений, требующих законодательного регулирования, эволюцию прежних,продиктовано динамически изменяющимся миром вокруг нас и нашими потребностями. Огромную роль играет правовое государство, способное быстро и чутко реагировать на изменение потребностей общества реформированием экономической, политической и социальной сфер жизни российского общества, а также устранением пробелов и противоречий в правовой регламентации правоотношений.
Банковская система является объектом финансово-правового регулирования, поскольку она связана с общественными отношениями, возникающ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………..6
Законодательная и нормативная база создания банка……………………….6
Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур…….14
Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны
Центрального банка…………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………25
Глоссарий………………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

К Р Банковское дело.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Уставный капитал является экономической платформой, обязательным условием образования банка как юридического лица. Первоначальная величина уставного капитала регламентируется законодательными актами ЦБ РФ.

 В соответствии с ФЗ № 395-1, минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей.

 

 

 

1.2 Выбор организационно-правовой формы банка.

 

Согласно действующему в РФ законодательству банки могут создаваться на основе любой формы собственности в форме хозяйственного общества. По принадлежности капитала все действующие в РФ банки можно классифицировать следующим образом: банки, основанные на частной собственности, т. е. их собственниками являются негосударственные предприятия, организации и частные лица; банки с государственным участием; банки с участием иностранного капитала.

Банк в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) - это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен согласно учредительным документам на доли определенных размеров. Участники такого банка не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Члены, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам банка в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создаваемый в форме ООО, может   иметь единственного учредителя, но им не имеет право быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более 50. Таким образом,  если оно превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке.[13]

Банки, созданные в форме акционерных  обществ, создают и увеличивают  уставный капитал за счет выпуска  акций одинаковой номинальной стоимости. Акции размещаются среди юридических  и физических лиц. Акционеры несут ответственность по обязательствам банка в пределах их суммы акций, т.е. вклада в уставный капитал. Акционеры не вправе требовать от банка возврата своего вклада (выкупа акций). В некоторых случаях, исходя из тактических и стратегических задач, банк покупает собственные акции на вторичном фондовом рынке. Банки эмитируют акции двух видов: обыкновенные и привилегированные.

Если сравнивать банками, созданные в форме общества с ограниченной ответственностью с акционерной формой организации банковской деятельности, то здесь существует целый ряд преимуществ. Возможность расширения уставного капитала и собственных ресурсов у ОАО выше, чем у общества с ограниченной ответственностью. Например, прибыль банка (ОАО), а тем самым и активные операции, можно увеличить путем открытой подписки на акции.

Банки, создаваемые в форме обществ  с ограниченной ответственностью и  дополнительной ответственностью, не могут выпускать свои акции. Их уставный капитал формируется одним или  несколькими лицами путем внесения вкладов (паев) в денежной или натуральной форме (в виде зданий, помещений и т.п.). Доля каждого лица в уставном капитале определена учредительными документами. Ответственность лиц, внесших вклад в уставный капитал банка, образованного в форме ООО, по его обязательствам ограничивается стоимостью внесенных вкладов. Ответственность лиц, осуществивших вклад в уставный капитал банка, образованного в форме ОДО, по его обязательствам несколько выше. Они несут ответственность не только стоимостью своих вкладов, но и своим имуществом в одинаковом для всех вкладчиков кратном размере к стоимости своих вкладов. Организационно-правовая форма ОДО больше подходит таким кредитным организациям, как кредитные союзы, общества взаимного кредитования и т.п.

При формировании уставного капитала банка, который создается в любой организационно-правовой форме, использование средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и средств, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, допускается только на основании специальных законодательных актов.[11]

Общее собрание учредителей  банка принимает решение об учреждении банка, избирает совет директоров (наблюдательный совет), утверждает кандидатуры на должности  руководителей исполнительных органов банка и главного бухгалтера, а также бизнес-план и план доходов и расходов сроком на 3-5 лет и принимает основной учредительный документ банка - устав. Уставом определяется организационно - правовая форма создаваемого банка, его официальное наименование и местонахождение, порядок формирования УК и порядок управления деятельностью банка, перечень операций, которые банк предполагает осуществлять, порядок его ликвидации и реорганизации. Если банк создается в форме ОАО и ЗАО, то, помимо устава, принимают решение о выпуске его акций (порядок регистрации выпуска акций кредитных организаций установлен Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в редакции изменений) и нормативными актами Центрального банка РФ).

Если же банк создается в форме ООО или ОДО, то, помимо устава, принимают учредительский договор, которым определяется состав учредителей, размер УК, долю каждого учредителя в УК, порядок и сроки внесения вкладов в УК, порядок распределения прибыли между учредителями и прочими участниками, порядок их выхода из кредитной организации. После проведения общего собрания учредители направляют в Центральный банк РФ заявление с ходатайством.

Однако, не стоит серьезно рассматривать возможность создания банка в форме ОДО, по крайней мере, в условиях современной российской деловой среды. В соответствии с ГК РФ (ст. 95) участники ОДО должны будут придерживаться достаточно необычного условия — солидарно нести субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого общества в кратном размере к стоимости их вкладов, причем своим имуществом (не только тем, которое они внесли в капитал общества). Более того, «при банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок... не предусмотрен в учредительных документах общества». Очевидно, что у данной формы банков нет практически никаких перспектив. Скорее всего такой банк не рискнет учредить даже одно лицо (в указанной статье ГК допускается и такой вариант возникновения ОДО).

 Таким образом, выбор следует делать между формами ООО, ЗАО и ОАО. В любом случае выбору должен предшествовать тщательный анализ объективных характеристик, а также преимуществ и недостатков каждой из указанных форм, при этом преимущества и недостатки целесообразно выявить и проанализировать с точки зрения: преимуществ для банка; преимуществ для учредителей (участников); недостатков для банка; недостатков для учредителей (участников).

Конечно, сложно найти идеальную организационно-правовую форму, лишенную недостатков и отвечающую всем возможным требованиям, как учредителей (участников), так и надзорных органов. Вместе с тем практика показывает, что отечественным банкирам целесообразнее выбирать закрытые формы (ООО и ЗАО). Поскольку они менее рискованны и более надежны, стабильны, лучше приспособлены к специфическим условиям российской деловой среды.

 

2 Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур

 

2.1 Понятие реорганизации банка. 

 

Деятельность кредитных организаций в условиях рыночной экономики связана с высоким уровнем риска, что в совокупности с постоянными колебаниями рыночной конъюнктуры и ослаблением позиций банковского сектора на рынке финансовых услуг и снижающейся доходностью банковских операций требует от менеджмента высокого профессионализма, уточнения стратегии и тактики, изменения организационного поведения[4,С.117]. Даже при относительно стабильной экономике, некоторые банки не способны продолжать свой бизнес и нуждаются в проведении специальных мероприятий по финансовому оздоровлению или реорганизации.

В действительности существуют и другие причины, дающие  основательный толчок к процессам реорганизации коммерческих банков. К числу таких причин следует отнести глобализацию экономики, ужесточение требований органов надзора к капитальной базе кредитных институтов и оценке ее достаточности, амбициозности намерений собственников, побуждающих менеджмент проводить агрессивную политику, направленную на завоевание конкурентных преимуществ.

В банковской системе реорганизация − это изменение организационной структуры и юридического статуса коммерческого банка при условии сохранения выполняемых им функций и операций.[1, С. 239] В России реорганизация проходит, как правило, в форме присоединения, хотя законодательством предусмотрены и другие формы. Реорганизация банков в РФ происходит по той же самой системе, как и процедура реорганизации юридических лиц. В нашей стране реорганизация кредитных  учреждений осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской

деятельности». А также Инструкцией Банка России «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности.

  Однако не стоит забывать тот  факт что, банки отвечают не только за свои интересы, но и за интересы своих вкладчиков. Таким образом, банк должен сообщить своим кредиторам не менее чем за 30 дней, до проведения реорганизации. Сейчас банк обязан поместить эту информацию на личном сайте, если же такого нет, он в обязательном порядке сообщает это в СМИ. Только не в одно издание, а сразу в два: одно юридическое, другое государственное. А также каждый клиент банка должен получать персональное письмо, в котором будет вся информация о процессе реорганизации. Также в  письме должна быть указана причина, по которой будет проведена реорганизация, также должны быть сведенья о новом банке, в которой нужно будет обращаться потом. Банк, который берет на себя права и обязательства должен в письменной форме подтвердить прием прав.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Существуют  следующие критерии, на основании  которых ЦБ РФ может потребовать  провести реорганизацию банка

1) банк не удовлетворяет денежные  требования кредиторов (кредитора)  и/или не выполняет обязательные  платежи в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или выполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;

2) допустил снижение собственного  капитала по сравнению с его  максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушил хотя бы один из обязательных нормативов;

3) нарушает норматив текущей ликвидности  в течение последнего месяца  более чем на 20%. Разница с основаниями,  которые приводятся в ст. 4, очевидна.[15]

  В процессе написания данной работы выяснилось, что реорганизация банков трактуется неоднозначно. С одной стороны реорганизация является инструментом наказания, а с другой – мера, призванная помочь коммерческим банкам решить свои проблемы.

Хотя реорганизация формально рассматривается как некий самостоятельный процесс, на самом деле она фигурирует в законах как одна из мер финансового оздоровления более или неблагополучных банков. При этом, в данной характеристике реорганизации присутствуют мотивы, как предупреждения    финансовой несостоятельности, так и восстановления платежеспособности банков.

В свете вышесказанного возникает  вопрос, каким коммерческим банкам нужна реорганизация. Только ли тем, у которых возникли проблемы? Или реорганизацию, необходимо расценивать, как мероприятие необходимо и любому нормально функционирующему банку. И не в качестве «спасательных» мер, а как элемент стратегии его стабильного развития.

По мнению некоторых экономистов, в частности  А.М.Тавасиева, А.Н. Буренина нормативных документах сложилась непродуктивная традиция ограниченного и потому недостаточного для реальной банковской практики понимания предназначения и существа реорганизационных процессов.

Что же касается форм реорганизации банков, то можно перечислить несколько, в частности слияние, присоединение.

 Слияние представляет собой такой процесс, в результате которого права и обязанности двух и более юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической и применительно к банковскому сектору это означает появление нового банка вместо двух или трех ранее зарегистрированных и лицензированных банков.[2, С.307]

Присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому юридическому лицу означает: с правовой точки зрения — переход прав и обязанностей первого к этому другому юридическому лицу. С организационно-экономической точки зрения применительно к банковскому сектору — аннулирование лицензии присоединяемого банка и его ликвидацию как самостоятельного юридического лица, и одновременно сохранение присоединившего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.

Информация о работе Государственная регистрация коммерческих банков и надзор за их деятельностью