Государственная регистрация коммерческих банков и надзор за их деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Изменение или появление новых видов правоотношений, требующих законодательного регулирования, эволюцию прежних,продиктовано динамически изменяющимся миром вокруг нас и нашими потребностями. Огромную роль играет правовое государство, способное быстро и чутко реагировать на изменение потребностей общества реформированием экономической, политической и социальной сфер жизни российского общества, а также устранением пробелов и противоречий в правовой регламентации правоотношений.
Банковская система является объектом финансово-правового регулирования, поскольку она связана с общественными отношениями, возникающ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………..6
Законодательная и нормативная база создания банка……………………….6
Государственная регистрация реорганизуемых банковских структур…….14
Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны
Центрального банка…………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………25
Глоссарий………………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………………………….30
Приложения……………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

К Р Банковское дело.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Основные этапы и процедуры реорганизации (присоединения или слияния) банков обозначены в Положении ЦБ № 230,

Разумеется, «больные» банки в  целях выправления ситуации могут  попытаться применить слияния, присоединения и иные формы реорганизации, но при этом всегда остается вопрос, могут ли указанные меры дать хотя бы небольшой позитивный эффект. Однако отсюда не следует, будто названные формы реорганизации могут быть интересны только проблемным банкам (как, например, «больной» будет присоединяться к здоровому банку, если последний не видит в том смысла).

Как не следует и то, будто процессы реорганизации ограничиваются слиянием, присоединением и другими подобными формами.

 

2.2 Проблемы реорганизации коммерческих банков.

 

Некоторые правовые характеристики реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования) юридических лиц можно найти в Гражданском кодексе РФ (прежде всего в ст. 58). Рабочие процедуры, которых необходимо придерживаться при реорганизации банков, излагаются в следующих документах Банка России:

 

Инструкции «О порядке принятия Банком России решения о государственной  регистрации кредитных организаций  и выдаче лицензий на осуществление  банковских операций» от 16 января 2004 г. № 109-И (раздел V);

Положение «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» от 4 июня 2003 г. № 230-П.

С правовой точки зрения слияние  двух и более юридических лиц  представляет собой такой процесс, в результате которого права и  обязанности каждого из них переходят  к вновь возникшему юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической и применительно к банковскому сектору это будет означать появление нового банка вместо двух или более, ранее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новый банк должен пройти государственную регистрацию и лицензирование.

В отличие от этого присоединение  одного или нескольких юридических  лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому лицу (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения — переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; с организационно-экономической точки зрения применительно к банковскому сектору — аннулирование лицензии присоединяемого банка (банков) и его (их) ликвидацию как самостоятельного юридического лица (лиц) и одновременно сохранение присоединившего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.

С экономической (финансовой) точки зрения суть слияния банков и присоединения банка к другому банку одинакова — укрупнение банков в форме централизации банковских капиталов. К общим процедурным характеристикам процессов реорганизации банков можно отнести следующие положения.[13]

 1. При реорганизации, предполагающей создание нового банка, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ему новой лицензии. При этом он принимает во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизующиеся банки. К

новому банку обычные для вновь создаваемых банков требования к размеру УК не предъявляются.

2. Если участниками нового банка  становятся прежние участники  реорганизуемых банков и их  вклады в УК в абсолютном  выражении остаются неизменными  либо уменьшаются, то Банк России  не будет дополнительно проверять, правомерно ли были оплачены эти вклады.

3. Документы, необходимые для  регистрации нового банка, представляются  в ТУ ЦБ, как правило, в течение  одного месяца со дня принятия  решения о реорганизации банка. За регистрацию банка, созданного в результате реорганизации, взимается сбор. Если на основе реорганизующегося банка открывается филиал, то за открытие последнего также взимается сбор.

4. Перерегистрация структурных  подразделений, располагающихся  вне мест нахождения головных  контор реорганизующихся банков, в подразделения нового банка может быть проведена по его заявлениюУсловия присоединений и слияний банков в России сильно отличаются от тех, в которых находятся банки в рыночно развитом зарубежье. В то же время богатый положительный и отрицательный опыт, накопленный мировой банковской практикой, а теперь в какой-то мере и отечественными банками, позволяет сделать несколько выводов, существенных для проведения банковских реорганизаций и в нашей стране. Главными из таких выводов можно считать следующие.

Прежде всего, следует запомнить  наиболее распространенные причины  неудачных реорганизаций. Отсутствие опыта у лиц, возглавляющих или непосредственно проводящих реорганизацию, отсутствие у сторон стратегии и плана последующих действий; неверные оценки активов банков, ожидаемых и фактических результатов. Это может быть недоучет или неадекватный учет противоречивых групповых интересов собственников банков; недостаток знаний об объекте поглощения, о степени совместимости и взаимодополняемости объединяющихся банков; плохое отношение руководства присоединяемого банка к проекту; сильные различия в корпоративных культурах; отсутствие должного («плотного» и квалифицированного) управления процессом.

3 Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Центрального банка.

 

 

3.1 Двухуровневая банковская система страны.

 

Банковская система представляет собой включенную в экономическую  систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций (сделок). В результате чего, весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.[6, С. 349]

Как известно, банковская система  может быть одноуровневой и двухуровневой. Одноуровневый вариант банковской системы может быть реальным только при условии, что в стране существует только центральные банки. Но в таком  случае говорить о банковской системе еще рано. Банковская система, как элемент

рыночной экономики, может быть только двухуровневой. Первый уровень  занимает центральный банк, на втором уровне расположены коммерческие банки  и другие кредитные учреждения.

Противоречивый характер современных рыночных отношений обуславливает

необходимость создания двухуровневой  банковской системы. С одной стороны  они требуют свободы предпринимательства  и распоряжения частными финансовыми  средствами, и обеспечить это могут  коммерческие банки, т.е. элементы второго уровня. С другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование и целенаправленное действие, а также контроль. Что может быть обеспечено созданием особого института, а именно центрального банка.

Центральный банк является главным  звеном банковской системы любого государства. Он является посредником между государством и экономикой. И как

следствие выше сказанного, центральный  банк, как правило, является собственностью государства.

Традиционно центральный банк выполняет  четыре основных функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот; является банком банков, банкиром правительства; проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств.

Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Главная задача денежно-кредитной  политики – регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки.

В то же время эмиссионная монополия  превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме, как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Центральный банк не имеет дела непосредственно  с предпринимателями и

населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называют

обязательными банковскими резервами.

 

 

 

3.2 Денежно-кредитная политика. Управление нормой резервирования со стороны ЦБ.

 

Особое внимание, учитывая тему курсовой работы, необходимо уделить теме банковского  надзора и денежно-кредитного регулирования. Неотъемлемой частью денежно-кредитного регулирования, одним из инструментов в «руках» центральных банков являются минимальные резервные требования к коммерческим банкам.

Денежно-кредитная политика центрального банка всегда соответствует экономической политике государства. Ее наиболее общими целями в странах с развитой рыночной экономикой обычно являются обеспечение экономического роста, снижение инфляции и ограничение безработицы. Центральный банк может участвовать в реализации этих целей путем обеспечения экономики необходимой и достаточной денежной массой и регулирования доступности кредита, которые часто рассматриваются как промежуточные цели денежно-кредитной политики.[13] Обе они находятся в состоянии внутреннего противоречия друг с другом. Для их достижения используется однотипный набор инструментов, с помощью которых можно регулировать денежное предложение, поэтому корреляция между ними высока и, следовательно, во многих случаях одновременно достичь их нельзя.

Объектом воздействия инструментов денежно-кредитной политики является денежное предложение и денежный мультипликатор. Предложение денег исходит от центрального банка, его основными источниками являются кредиты, предоставляемые правительству и национальной банковской системе, покупка иностранной валюты за национальную, а также ценных бумаг на открытом рынке.[1, С.274]. Основным методом денежно-кредитного регулирования, воздействующим на объем денежного предложения, является политика рефинансирования, которая предполагает использование различных инструментов. Воздействие на денежный мультипликатор обеспечивается в основном путем регулирования норм обязательных резервов. Наряду с этими основными экономическими методами в некоторых странах центральные банки используют и административные методы денежно-кредитного регулирования.

 Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос

банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторые свойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданиях как их функции: страховка ликвидности кредитных организаций, гарантия по вкладам клиентов.

Повсеместно распространенным методом  денежного регулирования является регулирование норм обязательных резервов, т. е. уровня резервов, которые коммерческие банки в обязательном порядке  должны держать на резервном счете  в центральном банке.

Распространено мнение, что впервые нормы резервов были введены в США в 1913 г. при создании Федеральной резервной системы. Однако еще в 1874 г. в США была введена норма резервирования в размере 5 % на такой вид пассива, как эмитированные банкноты.

Позднее сложилась многоступенчатая система резервного обеспечения обязательств по депозитам, при которой провинциальные банки хранили резервы на счетах в городских банках, а те в свою очередь - в банках основных финансовых центров. Эта система требовала нормативного резервного покрытия банковских депозитов. С образованием ФРС функция хранения резервов перешла к региональным федеральным банкам. Таким образом, исторически резервирование банками определенной части средств было обусловлено необходимостью иметь ликвидные резервы для бесперебойного осуществления платежей.

В настоящее время нормы обязательных резервов, прежде всего, применяются  для регулирования денежной массы  в обращении. В соответствии с  теорией о мультипликационном расширении банковских депозитов, появившейся  в начале XX в., депозитно-ссудные операции коммерческих банков оказывают эффект мультипликации, вызывающий рост денежной массы. Так, влияя на динамику депозитов банков, центральный банк управляет их ссудными операциями.

Минимальные резервные требования применяются также как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций (статья 38 закона «О Центральном Банке России»).

Обязательные резервы, создаваемые  каждой кредитной организацией в Банке России, исходя из суммы привлеченных ресурсов и установленного норматива обязательного резервирования, создает специальный ресурс Банка России, который может использоваться для поддержания ликвидности отдельных банков.

В Современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Обязательные резервы - мощный регулирующий инструмент монетарной политики, позволяющий оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране.[17]

Однако стоит отметить, что, по мнению некоторых современных экономистов, регулирующим органам необходимо учитывать значительные недостатки этого инструмента: удорожающее воздействие на банковские ресурсы, (фактор, провоцирующий инфляцию); налоговый характер обязательных резервов, а также дестабилизирующее банковскую систему воздействие при малейшем изменении существующего порядка и нормы резервирования.

Информация о работе Государственная регистрация коммерческих банков и надзор за их деятельностью