Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:48, контрольная работа
Гос. Регулирование экономики представляет собой целенаправленное воздействие государства, направленное на обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
В период спада стимулирующая
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
В общей фискальной политике есть вторая составляющая – политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
К основным встроенным стабилизаторам относятся, во первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности.
К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующими резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
15. Налоговое регулирование
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и использование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных операций (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на .операции с ценными бумагами др.)
Функция налога:
Основные налоговые теории
Эволюция различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли.
С усложнением
экономических отношений в
Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условие для обеспечения реализации производственной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой. Одним из важных условий теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов. Кейнсианская система была подорвана по следующим причинам:
Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер.
Во –вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Поэтому на смену пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».
Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Согласно этому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы. В неоклассической теории широкое развитие получили два направления:
Основная
идея неоклассических теорий заключается
в поисках методов снижения инфляции
и предоставлении большого количества
налоговых льгот корпорациям
и той части населения, которая
формирует потребительский
16. Бюджетное регулирование
Государственный бюджет – это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период.
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный (возникает в результате превышение бюджетных расходов) и пассивный (возникает в связи со снижением налоговых и прочих поступлений) дефициты. Причин бюджетного дефицита может быть много:
- спад общественного производства;
- рост предельных издержек общественного производства;
- массовый выпуск "пустых" денег;
- неоправданно "раздутые" социальные программы;
- возросшие затраты на финансирование ВПК;
- крупномасштабный оборот "теневого" капитала;
-огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета:
Концепции бюджетной политики:
Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых , определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга.
Последствия роста гос долга:
17.
Кредитно-денежная политика
Большинство
современных экономистов
1. операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг ( настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг, центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает или скупает государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке).
2. политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка (учетная ставка -это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетную ставку устанавливает центральный банк. Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на отрытом рынке и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке).
3. изменение норматива обязательных резервов (если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения; а при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег).
Центральный
банк
- основной проводник денежного кредитного
регулирования экономики, являющегося
составной частью экономической политики
правительства, главными целями которой
служат достижение стабильного экономического
роста, снижение безработицы и инфляции,
выравнивание платежного баланса. Через
Центральный банк гос-во способно воздействовать
на масштабы и характер операций коммерческих
банков. Методы этого воздействия: