Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 23:54, курсовая работа
Тема государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна в настоящее время.
Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очевидно, что прежние методы регулирования внешнеэкономической деятельности неэффективно применять в современных условиях. Выработка новых способов регулирования, наиболее эффективных для нашей экономики, до сих пор не завершена.
Введение
1 Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 Таможенно-тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.3 Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2.1 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
2.2 Институциональные структуры – участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России
2.3 Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Заключение
Список использованных источников
б) Федеральная таможенная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Главное назначение ФТС - защита экономической безопасности России;
в) Центральный банк Российской Федерации – центральный банк РФ, банк верхнего уровня двухуровневой банковской системы, в сфере внешнеэкономической деятельности представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями, проводит все виды валютных операций, разрабатывает сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирует курс национальной валюты по отношению к валютам других стран, управляет официальными золотовалютными резервами страны, выдаёт лицензий банкам на осуществление валютных операций;
д) Торгово-промышленная палата РФ - объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества. В сфере внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленная палата и входящие в её структуру объединения оказывают российским предприятиям содействие в патентовании своих изобретений за границей, организуют экспертизу экспортных товаров, занимаются рекламой российских товаров в зарубежных странах, оказывают услуги иностранным предпринимателям по установлению деловых контактов и их работе в России, изыскивают нетрадиционные товары для экспорта, организуют выставки российских товаров за рубежом и иностранных товаров в России;
е) Министерство финансов РФ - федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации. В сфере внешнеэкономической деятельности Министерство финансов РФ определяет порядок финансирования и кредитования внешнеэкономической деятельности, издаёт нормативные документы по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
Региональные органы власти включают в себя Администрации регионов и органы местного самоуправления. К их компетенции относится заключение договоров с зарубежными партнёрами на приобретение и реализацию продукции, участие в научных и культурных проектах.
Структура органов власти, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность, не является эффективной, их многочисленность часто приводит к конфликту интересов и несогласованным действиям.
2.3 Особенности и проблемы
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:
- количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;
- ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;
- в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;
- на отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;
- особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона;
- соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством.
Среди проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:
- неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. Как видно из структуры российского экспорта в таблице 1 на странице 33, удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2006 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно из таблицы 2 на странице 34, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн долларов США в 1995 г. до 21614 млн долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, за несколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов до приблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российских экспортных товаров;
- сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из таблицы 3 на странице 34) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишь на 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;
- противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран, например в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями;
- низкая конкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение с 1999 за счёт опережающем росте цен в РФ на фоне других стран при почти не меняющемся курсе рубля;
- спекулятивный характер большой части иностранных инвестиций в российские предприятий;
- малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;
- протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;
- мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;
- вступление РФ в ВТО, являющееся одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны.
На основании вышеперечисленного
можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во
внешнеэкономической деятельности РФ.
Необходимо диверсифицировать структуру
экспорта в сторону более высокотехнологичной
продукции. Определённые шаги в этом направлении
делаются: производятся попытки по поднятию
авиастроительного комплекса, создаются
государственные корпорации, целью которых
является производство именно высокотехнологичной
продукции. Однако данные меры на данный
момент являются недостаточными. Необходимо
построить более доверительные отношения
с иностранными экономическими субъектами,
сформировать образ России как привлекательного
для инвестиций и сотрудничества государства
и создать для этого необходимые условия.
Важно повысить конкурентоспособность
отечественных товаров, причём желательно
сделать это на основе повышения эффективности,
а не за счёт создания низких цен на товары
и на рабочую силу вследствие девальвации
рубля. Не существует однозначного ответа
на то, как этого достичь, для этого необходим
широкий комплекс мер. При этом экономические
интересы должны как можно в меньшей степени
ущемляться ради политических. Наконец,
тяжёлым испытанием для российской экономики,
возможно, станет мировой финансовый кризис.
В этих условиях задача улучшения роли
РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше
усложняется.
Таблица 1 - Структура экспорта РФ7 (в фактически действовавших ценах)
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||||||||
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- | |
Экспорт – всего |
78217 |
100 |
103093 |
100 |
106712 |
100 |
133656 |
100 |
181600 |
100 |
241452 |
100 |
301450 |
100 |
в том числе: |
||||||||||||||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
1378 |
1,8 |
1623 |
1,6 |
2801 |
2,6 |
3411 |
2,5 |
3292 |
1,8 |
4492 |
1,9 |
5517 |
1,8 |
минеральные продукты |
33278 |
42,5 |
55488 |
53,8 |
58897 |
55,2 |
76593 |
57,3 |
104950 |
57,8 |
156372 |
64,8 |
198597 |
65,9 |
продукция химической промышленности, каучук |
7843 |
10,0 |
7392 |
7,2 |
7394 |
6,9 |
9159 |
6,9 |
12003 |
6,6 |
14367 |
6,0 |
16673 |
5,5 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
313 |
0,4 |
270 |
0,3 |
267 |
0,3 |
332 |
0,2 |
353 |
0,2 |
330 |
0,1 |
367 |
0,1 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
4363 |
5,6 |
4460 |
4,3 |
4908 |
4,6 |
5584 |
4,2 |
7020 |
3,9 |
8305 |
3,4 |
9536 |
3,2 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
1154 |
1,5 |
817 |
0,8 |
883 |
0,8 |
947 |
0,7 |
1119 |
0,6 |
965 |
0,4 |
946 |
0,3 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
20901 |
26,7 |
22370 |
21,7 |
19923 |
18,7 |
23735 |
17,8 |
36707 |
20,2 |
40592 |
16,8 |
49234 |
16,3 |
машины, оборудование и транспортные средства |
7962 |
10,2 |
9071 |
8,8 |
10090 |
9,5 |
11994 |
9,0 |
14100 |
7,8 |
13505 |
5,6 |
17458 |
5,8 |
прочие товары |
1026 |
1,3 |
1603 |
1,5 |
1550 |
1,4 |
1900 |
1,4 |
2056 |
1,1 |
2524 |
1,0 |
3123 |
1,1 |
Таблица 2 - Структура импорта РФ8 (в фактически действовавших ценах)
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | ||||||||
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- | |
Импорт – всего |
46709 |
100 |
33880 |
100 |
46177 |
100 |
57347 |
100 |
75569 |
100 |
98708 |
100 |
137703 |
100 |
в том числе: |
||||||||||||||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
13152 |
28,1 |
7384 |
21,8 |
10380 |
22,5 |
12043 |
21,0 |
13854 |
18,3 |
17430 |
17,7 |
21614 |
15,7 |
минеральные продукты |
3001 |
6,4 |
2137 |
6,3 |
1719 |
3,7 |
2152 |
3,8 |
3035 |
4,0 |
3034 |
3,1 |
3302 |
2,4 |
продукция химической промышленности, каучук |
5088 |
10,9 |
6080 |
18,0 |
7733 |
16,7 |
9616 |
16,8 |
11955 |
15,8 |
16275 |
16,5 |
21783 |
15,8 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
167 |
0,3 |
126 |
0,4 |
208 |
0,5 |
226 |
0,4 |
246 |
0,3 |
275 |
0,3 |
435 |
0,3 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
1104 |
2,4 |
1293 |
3,8 |
1924 |
4,2 |
2406 |
4,2 |
2872 |
3,8 |
3290 |
3,3 |
3962 |
2,9 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
2644 |
5,7 |
1991 |
5,9 |
2435 |
5,3 |
2780 |
4,8 |
3265 |
4,3 |
3619 |
3,7 |
5489 |
4,0 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
3956 |
8,5 |
2824 |
8,3 |
2975 |
6,4 |
4212 |
7,3 |
6004 |
8,0 |
7652 |
7,7 |
10633 |
7,7 |
машины, оборудование и транспортные средства |
15704 |
33,6 |
10649 |
31,4 |
16755 |
36,3 |
21432 |
37,4 |
31103 |
41,2 |
43436 |
44,0 |
65623 |
47,7 |
прочие товары |
1893 |
4,1 |
1394 |
4,1 |
2048 |
4,4 |
2480 |
4,3 |
3234 |
4,3 |
3697 |
3,7 |
4863 |
3,5 |