Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: теоретические аспекты и современная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Тема государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна в настоящее время.
Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очевидно, что прежние методы регулирования внешнеэкономической деятельности неэффективно применять в современных условиях. Выработка новых способов регулирования, наиболее эффективных для нашей экономики, до сих пор не завершена.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 Таможенно-тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.3 Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2.1 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
2.2 Институциональные структуры – участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России
2.3 Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

б) Федеральная таможенная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Главное назначение ФТС - защита экономической безопасности России;

в) Центральный банк Российской Федерации – центральный банк РФ, банк верхнего уровня двухуровневой банковской системы, в сфере внешнеэкономической деятельности представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями, проводит все виды валютных операций, разрабатывает сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, регулирует курс национальной валюты по отношению к валютам других стран, управляет официальными золотовалютными резервами страны, выдаёт лицензий банкам на осуществление валютных операций;

д) Торгово-промышленная палата РФ - объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества. В сфере внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленная палата и входящие в её структуру объединения оказывают российским предприятиям содействие в патентовании своих изобретений за границей, организуют экспертизу экспортных товаров, занимаются рекламой российских товаров в зарубежных странах, оказывают услуги иностранным предпринимателям по установлению деловых контактов и их работе в России, изыскивают нетрадиционные товары для экспорта, организуют выставки российских товаров за рубежом и иностранных товаров в России;

е) Министерство финансов РФ - федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации. В сфере внешнеэкономической деятельности Министерство финансов РФ определяет порядок финансирования и кредитования внешнеэкономической деятельности, издаёт нормативные документы по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

Региональные органы власти включают в себя Администрации регионов и органы местного самоуправления. К их компетенции относится заключение договоров с зарубежными партнёрами на приобретение и реализацию продукции, участие в научных и культурных проектах.

Структура органов власти, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность, не является эффективной, их многочисленность часто приводит к конфликту интересов и несогласованным действиям.

 

2.3 Особенности и проблемы государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности в России

 

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

-  количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

-  ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

-  в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

-  на отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;

-  особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона;

-  соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством.

Среди проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:

-  неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. Как видно из структуры российского экспорта в таблице 1 на странице 33, удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2006 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно из таблицы 2 на странице 34, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн долларов США в 1995 г. до 21614 млн долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, за несколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов до приблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российских экспортных товаров;

- сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из таблицы 3 на странице 34) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишь на 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;

-  противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран, например в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями;

-  низкая конкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение с 1999 за счёт опережающем росте цен в РФ на фоне других стран при почти не меняющемся курсе рубля;

-  спекулятивный характер большой части иностранных инвестиций в российские предприятий;

-  малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;

-  протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;

-  мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;

-  вступление РФ в ВТО, являющееся одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны.

На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля. Не существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических. Наконец, тяжёлым испытанием для российской экономики, возможно, станет мировой финансовый кризис. В этих условиях задача улучшения роли РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше усложняется. 

 

Таблица 1 - Структура экспорта РФ7 (в фактически действовавших ценах)

 

1995

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Экспорт – всего

78217

100

103093

100

106712

100

133656

100

181600

100

241452

100

301450

100

 в том числе:

                           

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

1378

1,8

1623

1,6

2801

2,6

3411

2,5

3292

1,8

4492

1,9

5517

1,8

минеральные продукты

33278

42,5

55488

53,8

58897

55,2

76593

57,3

104950

57,8

156372

64,8

198597

65,9

продукция химической промышленности, каучук

7843

10,0

7392

7,2

7394

6,9

9159

6,9

12003

6,6

14367

6,0

16673

5,5

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

313

0,4

270

0,3

267

0,3

332

0,2

353

0,2

330

0,1

367

0,1

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

4363

5,6

4460

4,3

4908

4,6

5584

4,2

7020

3,9

8305

3,4

9536

3,2

текстиль, текстильные изделия и обувь

1154

1,5

817

0,8

883

0,8

947

0,7

1119

0,6

965

0,4

946

0,3

металлы, драгоценные камни и изделия из них

20901

26,7

22370

21,7

19923

18,7

23735

17,8

36707

20,2

40592

16,8

49234

16,3

машины, оборудование и транспортные средства

7962

10,2

9071

8,8

10090

9,5

11994

9,0

14100

7,8

13505

5,6

17458

5,8

прочие товары

1026

1,3

1603

1,5

1550

1,4

1900

1,4

2056

1,1

2524

1,0

3123

1,1


 

Таблица 2 - Структура импорта РФ8 (в фактически действовавших ценах)

 

1995

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Импорт – всего

46709

100

33880

100

46177

100

57347

100

75569

100

98708

100

137703

100

 в том числе:

                           

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

13152

28,1

7384

21,8

10380

22,5

12043

21,0

13854

18,3

17430

17,7

21614

15,7

минеральные продукты

3001

6,4

2137

6,3

1719

3,7

2152

3,8

3035

4,0

3034

3,1

3302

2,4

продукция химической промышленности, каучук

5088

10,9

6080

18,0

7733

16,7

9616

16,8

11955

15,8

16275

16,5

21783

15,8

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

167

0,3

126

0,4

208

0,5

226

0,4

246

0,3

275

0,3

435

0,3

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

1104

2,4

1293

3,8

1924

4,2

2406

4,2

2872

3,8

3290

3,3

3962

2,9

текстиль, текстильные изделия и обувь

2644

5,7

1991

5,9

2435

5,3

2780

4,8

3265

4,3

3619

3,7

5489

4,0

металлы, драгоценные камни и изделия из них

3956

8,5

2824

8,3

2975

6,4

4212

7,3

6004

8,0

7652

7,7

10633

7,7

машины, оборудование и транспортные средства

15704

33,6

10649

31,4

16755

36,3

21432

37,4

31103

41,2

43436

44,0

65623

47,7

прочие товары

1893

4,1

1394

4,1

2048

4,4

2480

4,3

3234

4,3

3697

3,7

4863

3,5

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: теоретические аспекты и современная практика