Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 13:13, курсовая работа
Краткое описание
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс
Содержание
Ввведение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические проблемы регулирования безработицы….. 4 1.1 ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………4 1.2 ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. …………………………………………..7 1.3 МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. …………………………….9
Глава 2. Проблемы практического регулирования безработицы…………………………………………………………. 13 2.1 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ. …….13 2.2 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ……. 21
Глава 3. Пути совершенствования российской политики в области занятости………………………………………………………………… 23
Заключение. …………………………………………………… ……….28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 29
На максимальные
выплаты по безработице могут рассчитывать
граждане, которые отработали в организации
не менее 6,5 месяцев и были уволены. В регионах,
где к заработной плате начисляется районный
коэффициент, он же начисляется и к размеру
пособия по безработице.
По мнению экспертов,
такая острая, напряженная обстановка
с безработицей продлится до конца 2009
года, после чего ситуация медленно начнет
улучшаться вместе с ослаблением мирового
кризиса.
2005
2006
2007
2008
2009
Размер
пособия по безработице
2880
2880
2880
3124
4900
Размер
пособия увеличился по отношению
к предыдущему году на 1776 рублей.
Анализ причин безработицы
дают многие экономические школы. Одно
из самых ранних объяснений дано в труде
английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец
18 века ) “Опыт о законе народонаселения”.
Мальтус заметил, что безработицу вызывают
демографические причины, в результате
которых темпы роста народонаселения
превышают темпы роста производства. Недостаток
этой теории состоит в том, что она не может
объяснить возникновение безработицы
в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.
Довольно тщательно исследовал
безработицу К. Маркс в “Капитале”
(вторая половина 19 века). Он отметил, что
с техническим прогрессом растет масса
и стоимость средств производства, приходящихся
на одного работника. Это приводит к относительному
отставанию спроса на труд от темпов накопления
капитала, и в этом кроется причина безработицы.
Такая трактовка математически не вполне
корректна, т.к. если спрос на рабочую силу
растет, то безработица исчезает, или хотя
бы рассасывается, несмотря на то что рост
капитала происходит еще более высокими
темпами.
Маркс допускал и другие причины,
в частности, цикличность развития рыночного
хозяйства, что делает ее постоянным спутником
развития рыночного хозяйства.
Выведение безработицы из циклического
развития экономики стало после Маркса
устойчивой традицией в экономической
теории. Если экономика развивается циклически,
когда подъемы и спады сменяют друг друга,
следствием этого становится высвобождение
рабочей силы и свертывание производства,
увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке
теории безработицы в том, что он представил
логическую модель механизма, раскручивающего
экономическую нестабильность и ее интегральную
составляющую - безработицу. Кейнс заметил,
что по мере роста национального хозяйства
в развитом рыночном хозяйстве у большинства
населения не весь доход потребляется,
определенная его часть превращается
в сбережения. Чтобы они превратились
в инвестиции необходимо иметь определенный
уровень так называемого эффективного
спроса, потребительского и инвестиционного.
Падение потребительского спроса гасит
интерес вкладывать капитал, и, как следствие,
падает спрос на инвестиции. При падении
стимулов к инвестированию производство
не растет и даже может свертываться, что
приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы
видного английского экономиста А. Пигу, который
в своей известной книге “Теория безработицы”
(1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке
труда действует несовершенная конкуренция.
Она ведет к завышению цены труда. Поэтому
многие экономисты указывали, что предпринимателю
выгоднее заплатить высокую заработную
плату квалифицированному специалисту,
способному увеличить стоимость выпуска
продукции. За счет высокопроизводительного
труда предприниматель имеет возможность
сократить рабочий персонал (действует
принцип: лучше взять одного на работу
и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6
человек с меньшей зарплатой). В своей
книге Пигу детально и всесторонне обосновывал
мнение, что всеобщее сокращение денежной
заработной платы способно стимулировать
занятость. Но все же эта теория не может
дать полного объяснения источников безработицы.
Да и статистика не подтверждает положение
о том, что армия безработных всегда пополняется
за счет работников со сравнительно низким
уровнем заработной платы.
1.3 МЕТОДЫ
БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ.
Методы борьбы с безработицей
определяет концепция, которой руководствуется
правительство конкретной страны.
Пигу
и его последователи, считающие, что корень
зла - в высокой заработной плате, предлагают
:
содействовать снижению заработной
платы ;
разъяснять профсоюзам, что
рост заработной платы, которого они добиваются,
оборачивается ростом безработицы ;
государству трудоустраивать
работников, претендующих на невысокий
доход, в частности, поощрять развитие
социальной сферы .
рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры .
мире накоплен богатый опыт
борьбы с безработицей. Многие подходы
к решению этой проблемы использовались
на практике в конце 70-х годов, в не столь
уж отдаленном прошлом, во время нефтяных
кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд
на преодоление безработицы с точки зрения
двух школ: кейнсианской и монетаристской.
1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).
-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".
Недопотребление выражается
в том, что по мере повышения доходов у
потребителя у него в силу психологических
факторов "склонность к сбережению"
превышает "побуждение к инвестициям",
что влечет спад производства и безработицу.
образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного
экономического воздействия для достижения
полной занятости.
Прежде всего следует повысить
эффективный спрос, снижая ссудный процент
и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.
Согласно взглядам автора "Общей
теории", "подлинная" инфляция
возникает только тогда, когда экономика
страны достигает уровня полной занятости,
до этого момента рост денежной массы
влияет не на уровень цен, а на объем производства.
Небольшая ("ползучая") инфляция имеет,
с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.
60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.
Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции,
на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.
аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных
чертах теория естественной нормы безработицы
снимает с капитализма ответственность
за судьбы миллионов безработных и объявляет
нехватку вакантных рабочих мест результатом
"свободного выбора" людей, добровольно
отказывающихся участвовать в трудовом
процессе.
Монетаристские методы регулирования
занятости достаточно радикальны, но не
несут в себе в то же время адекватной
эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.
Глава 2. Проблемы
практического регулирования безработицы.
2.1 ДИНАМИКА
И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ.
Современная ситуация
на рынке труда России существенно отличается
от той, что была еще 4 года назад. За эти
годы численность занятого населения
сократилась на 9%. В настоящее время, по
данным Госкомстата, которые не отражают
реального положения дел, более 6,5 млн.
человек не имеют занятия, но активно его
ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы
в органах службы занятости в качестве
безработных.
В связи с изменением отраслевой
структуры занятости (уменьшением числа
работающих в отраслях обрабатывающей
промышленности, особенно в машиностроении
и легкой промышленности) обострились
региональные проблемы занятости. В 47
субъектах Российской Федерации безработица
превышает средний уровень по стране,
в отдельных городах наблюдается массовая
безработица.
Региональная дифференциация
остроты безработицы с первых же месяцев
регистрации оказалась весьма значительной.
Уже к концу 1991 г. самый высокий и самый
низкий региональные уровни безработицы
отличались более чем в 10 раз, но за прошедший
период указанное различие возросло еще
почти в 5 раз. В середине 1995 г. самый высокий
уровень безработицы был зарегистрирован
в Ингушетии (20,2 %), а самый низкий в Москве
(0,4%).
Аналогичная картина наблюдалась и по
напряженности на рынке труда. Самая высокая
напряженность в середине 1995 г. отмечалась
в Ингушетии (321 человек на одно вакантное
место), а самая низкая в Москве, где на
двух безработных приходилось три вакантных
рабочих места.
Самый большой прирост количества
безработных (и уровня безработицы) за
первое полугодие 1995 г. наблюдалось также
в Ингушетии - 2,5 раза. При этом в некоторых
регионах отмечено некоторое снижение
количества безработных (и уровня безработицы):
Орловская, Курская, Магаданская области,
Республика Адыгея. В Москве за первое
полугодие 1995 года численность безработицы
и уровень безработицы практически не
изменились.
Вынужденная неполная занятость
наиболее остра во Владимирской, Ульяновской,
Ивановской областях - более 15% (т.е. в два
раза больше среднероссийского показателя
по данным Госкомстата) занятых находились
в первом полугодии 1995 г. в административных
отпусках или вынужденно работали неполное
рабочее время. Минимальна вынужденная
неполная занятость в некоторых северных
ресурсодобывающих регионах: Ненецком
АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах
ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 10 раз
меньше чем в среднем по России).
Интересна также дифференциация
регионов страны по составу безработных.
Первоначально основную массу безработных
в России составляли женщины, лица с высшим
и средним специальным образованием, лица
предпенсионного возраста. Но затем в
тех регионах, где уровень безработицы
был выше среднего, стали расти доля мужчин,
доля лиц с низким уровнем образования,
доля молодежи.
Таким образом, по составу безработных
можно судить о продвинутости того или
иного региона по остроте безработицы.
В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные
женщины предпенсионного возраста”, можно
говорить лишь о начальной стадии безработицы.
Уровень безработицы и напряженность
на рынке труда в таких регионах как правило
невелики (например, в Москве), хотя расти
они могут высокими темпами (например,
в Татарии). В тех регионах, где среди безработных
преобладает молодежь, мужчины, лица с
низким уровнем образования, проблема
безработицы очень остра, но численность
безработных зачастую растет медленнее,
чем в среднем по стране
В общем случае все регионы Российской
Федерации по остроте зарегистрированной
безработицы можно разделить на несколько
групп.