Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:54, реферат
Целью выполнения данной работы является изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности.
При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
- исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
- изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- сравнить государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных странах;
- выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;
- предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Введение
3
1 Понятие и виды инвестиций. Инвестиции как объект государственного регулирования
4
1.1 Понятие инвестиции и инвестиционной деятельности
4
1.2 Виды инвестиций
5
2 Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности
9
2.1 Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов
9
2.2 Необходимость государственного управления инвестициями
11
2.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
13
3 Методические аспекты государственного регулирования инвестиционных процессов
18
3.1 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
18
3.2 Функции государственного регулирования инвестиционных процессов
23
3.3 Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах
24
4 Проблемы и пути повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности
28
4.1 Проблемы законодательного регулирования инвестиционной деятельности
28
4.2 Пути совершенствования законодательного регулирования инвестиционной деятельности
31
Заключение
36
Список литературы
2 Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Ключевая проблема российской экономики по оценке большинства отечественных и зарубежных экономистов – инвестиции. Само будущее России во многом зависит от того, насколько успешно удастся сегодня увеличить ее конкурентные преимущества за счет эффективного использования всех без исключения инвестиционных возможностей. Только через внедрение современных форм управления и международных стандартов ведения бизнеса в каждой отрасли можно обеспечить формирования благоприятного инвестиционного климата и деловой среды в целом по стране, создать условия для использования передовых технологий производства на благо всех социальных групп и слоев населения.
2.1 Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов
Государственное регулирование инвестиционного процесса – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов РФ, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.
На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.
Исходя из мировой практики организации привлечения инвестиций в национальную экономику, государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.
инвестиционная информация |
инвестиционная активность |
источники инвестиций | |||||
инвесторы |
Инвестиционный проект |
объекты инвестиций | |||||
инвестиционная территория |
инвестиционная культура |
инвестиционные ресурсы | |||||
Рис.1. Компоненты инвестиционной деятельности
Так, функции государственной
легализации и регистрации
Функции общеэкономического
и внешнеторгового
Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и контроля в рассматриваемой сфере выполняют Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного контроля.
Функции фискально-налогового государственного регулирования и контроля в отношении субъектов инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции и Государственного таможенного комитета и органов валютного контроля.
Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных отношений, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а также Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Российский фонд федерального имуществ.
2.2 Необходимость государственного управления инвестициями
Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.
Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.
Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.
Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности – одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сфер.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Реализация инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом и позволяет добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.
Государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на российский и мировой рынок.
Если проанализировать этапы экономического подъема таких промышленно развитых стран, как США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания и другие, нетрудно заметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах соответствовали (естественно, с определенным лагом) периоды самых высоких темпов подъема экономики.
С повышенной инвестиционной активностью связан, например, и известный экономический феномен последнего периода - появление «новых индустриальных стран» Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. В том же контексте сейчас можно говорить уже и о Таиланде. В этих странах в относительно короткий срок созданы стабильные экономические структуры с достаточно крупным и динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка.
2.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в РФ составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться.
По форме и юридической силе выделяют:
- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы РФ, федеральные законы);
- акты ратификации международных соглашений и договоров РФ;
- правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).
По характеру правового регулирования – вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:
- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории РФ функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;
Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам, объему и методам регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы: основные и общие. К основным законодательным актам федерального уровня относятся три группы документов.
1 Законы РФ:
- «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (№ 1488-1 от 26.06.1991 г., в ред. федеральных законов № 89-ФЗ от 19.06.1995 г., № 15-ФЗ от 10.01.2003 г.);
- «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (№ 39-ФЗ от 25.02.1999г.);
- «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (№ 160-ФЗ от 9.07.1999 г.);
- «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (№ 46-ФЗ от 5.03.1999 г.).
2 Указы Президента Российской Федерации:
- «О защите прав инвесторов» (№ 1233 от 11.06.1994 г.);
- «О частных инвестициях в Российской Федерации» (№ 1928 от 17.09.1994 г.);
- «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации» (№ 765 от 26.09.1995 г.).
3 Постановления Правительства РФ:
- «О привлечении внебюджетных инвестиций» (№ 507 от 23.05.1994 г.);
- «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» (№ 1108 от 29.09.1994 г.);
- «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» (№ 744 от 22.06.1994 г.);
- «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (№ 633 от 29.06.1995 г.);
- «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» (№ 534 от 1.05.1996 г.);
«О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации» (№ 1605 от 19.12.1997 г.).
Общими законодательными актами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются Гражданский, Налоговый, Земельный, Водный, Градостроительный, Жилищный и другие кодексы, законы РФ «О недрах», «Об охране окружающей природной среды» и др.
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
- Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Настоящий ФЗ определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности