Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования работы является неоклассическая система и её роль в государстве.
Объектом исследования являются неоклассическая система в государстве.
Цель настоящего исследования – изучение, анализ и роль неоклассической системы в государстве.
Объектом изучения данной работы является неоклассическая система. Объём работы включает: введение, три главы, заключение, библиографический список с 10 наименованиями, работа включает 35 машинописных страниц.

Содержание

Введение…………………………………………….………………………….….4
Глава 1. Изучение теоретических основ неоклассической системы.
1.1. Рассмотрение и изучение основных терминов, понятий неоклассической системы………………………………………………….
1.2. Изучение функций государства в неоклассической системе………………………..
1.3. Изучение неоклассики в истории………………………………..
Выводы
Глава 2. Анализ в применении неоклассики
2.1. Анализ характеристики неоклассической системы………………..
2.2. Анализ и отличия неоклассической системы……………………..
2.3. Анализ развития неоклассической системы………………………
Выводы
Глава 3. Неоклассическая система и её роль в развитии государства
3.1. Роль неоклассической системы в государстве…………………….
3.2. Пути развития неоклассической системы в государстве…….
3.3. Проблемы кризиса неоклассической системы в государстве……
Выводы
Заключение………..……………………………………………….………..…..21
Библиографический список……….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат государственное регулирование национальной экономики.docx

— 69.57 Кб (Скачать файл)

4) все затраты по любой сделке  должны покрываться только её  участниками и им же должны  доставаться и все выгоды от  неё;

5) государство и общественные организации  не должны вмешиваться в работу  рынка по политическим или  религиозным мотивам.

Если  условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются, то эти  механизмы неизбежно начинают работать с ошибками.

И когда возникает необходимость  во вмешательстве в экономическую  жизнь общества государства.

Как правило, в условиях смешанной экономической  системы государство берёт на себя решение нескольких задач:

1) устранение последствий, порождаемых  слабостями (несовершенством) рынка;

2) смягчение неравенства доходов  и богатства за счёт их частичного  перераспределения.

государственный экономический предпринимательский регулирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути развития неоклассической системы в государстве

 

Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы экономической науки(1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.

Неоклассическая теория господствовала до 1930-х, когда лидерство в экономической  науке перехватили последователи  английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса – представители кейнсианской экономической теории. Эту научную революцию называют поэтому кейнсианской революцией. В отличие от неоклассиков, кейнсианцы отвергли идею невмешательства государства в хозяйственную жизнь и разрабатывали теории макроэкономического регулирования.

В течение примерно 40 лет  неоклассика оставалась в оппозиции  основному течению экономической  теории, но затем идеи ограничения  государственного вмешательства снова  стали завоевывать популярность. Научную революцию 1970-х иногда называют «неоклассической контрреволюцией», поскольку она вернула неоклассике лидерство в экономической науке.

Хотя и в начале 21 в. неоклассическая теория сохраняет статус основного течения современной экономической науки, однако уже в 1990-е обозначился ее кризис. Многие экономисты считают, что «второе пришествие» неоклассики тоже приходит к концу, и современная экономическая теория стоит на пороге новой научной революции.

Суть неоклассической  системы сводится к тому, что люди, используя свой доход, полученный главным  образом от их производительной деятельности, выражают свои желания путем распределения  этого дохода между различными благами  и услугами, к которым они имеют  доступ на рынках. С точки зрения только что упомянутого маржинального анализа они стремятся таким образом распределить свой доход, чтобы удовлетворение, получаемое от последней единицы затрат на какую-нибудь цель, было равно удовлетворению от затрат на любую другую цель. В этой точке удовлетворение и даже счастье достигают максимума. Желания отдельного человека не подвергаются критике, их происхождение глубоко не изучается. Хотя, без сомнения, они формируются под влиянием данной культуры, эти желания тем. не менее являются выражением его личности и воли, где они берут свое начало. Этим дело и ограничивается.

Кроме того, в первоначальном, или  классическом, варианте, неоклассической. модели различия во власти, связанные с различиями в расходуемом доходе, имели тенденцию к саморегулированию. Поскольку на каждом рынке существовало множество производителей (исключительный случай возникновения монополии не учитывался), никто не был в силах повлиять на общую для всех цену. Если бы современный производитель зерна или мяса назначил цену, превышающую существующую рыночную цену, это привело бы к потере всех разумных покупателей. Кто же будет платить сверх рыночной цены, если существует возможность получить все, что необходимо, по этой рыночной цене? Назначать цену ниже рыночной, когда все можно продать по этой цене, было бы просто безумием. Зачем брать меньше, когда можно получить больше? Поскольку объем продукции, выпускаемой каждым производителем, был очень мал по сравнению с общим выпуском, никто не подсчитывал, какое влияние имеют на рынок его производство и продажи. Если цены и прибыли и тем самым доход были особенно высокими, то у некоторых или даже у всех производителей появлялся стимул для расширения производства. У других, как уже отмечалось, появлялся стимул заняться данным бизнесом, поскольку считалось, что фирмы невелики, а необходимый для их создания капитал вполне доступен по своим размерам.

Расширение производства понижает рыночную цену, которую никто не контролирует, а тем самым получаемую прибыль и доход. Это в свою очередь уменьшает власть, т. е. покупательную  силу, которой производитель располагает, выступая в качестве потребителя. Таким  образом, не только контроль принадлежал в конечном счете отдельной личности, но, кроме того, в систему была встроена мощная сила конкуренции, которая действовала в сторону ограничения или выравнивания доходов и, следовательно, в сторону демократизации этого контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Проблемы кризиса неоклассической системы в государстве

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие  налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование  заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его  дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом  станет сокращение государственных  расходов, отказ от использования  бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести  и политику приватизации государственной  собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. [3, с.58].

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  её постоянном стимулировании эффективности  производства - экономика производит то, что требуют потребители, путём  применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует  и корректируется автоматически  в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений  правительства.

Против  рыночной системы выдвигается несколько  критических аргументов:

а) её контрольный механизм и конкуренция  с течением времени ослабевают;

б) свойственные рыночной системе неравенство  доходов, неспособность учитывать  коллективные потребности и наличие  внешних выгод и издержек, препятствуют производству такого набора товаров  и услуг, какой прежде всего необходим обществу;

в) конкурентная рыночная система не гарантирует  полной занятости и стабильного уровня цен.

Рыночная система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит решения относительно того как распределять свои ресурсы и  производимую из них продукцию, но именно с её помощью эти решения осуществляются на деле. Экономические системы, базирующиеся на идеологиях социализма и коммунизма, зависят от рыночных систем, но не в  такой степени и не через такой  механизм, как чистый капитализм. Социалистические хозяйства используют рынки и  цены главным образом для осуществления  решений, полностью или частично принимаемых центральным плановым органом. При капитализме рыночная система функционирует одновременно как механизм учёта бесчисленных решений свободных индивидов  и предприятий и как механизм для практического выполнения этих решений.

Когда стало развиваться крупное  машинное производство и сложился национальный рынок, на смену средневековой цеховой  монополии ремесленников с её жёсткой регламентацией производства и сбыта товаров пришла свободная  конкуренция, которую вели раздробленные  и сравнительно небольшие предприятия, производившие продукты для сбыта  на неизвестный рынок.

Капиталистические монополии начали разрушать такой рынок: они производили  учёт рынков средств производства и сбыта продуктов, воздействовали на спрос и предложение товаров, их цены в корыстных интересах. Государственное вмешательство в экономику привело к созданию особого - нерыночного - сектора хозяйства, где монополии работают по государственным заказам, заранее установленным ценам и при гарантированном сбыте продукции.

Рынок по-прежнему служит непременным  элементом нормально действующей  экономики. Ни один общественный строй  не может обходиться без рыночной системы, которая неизменно демонстрирует  уникальные и ничем незаменимые  возможности: без всякого насильственного  вмешательства обеспечивать сбалансированность платёжеспособного спроса и предложения, быстро реагировать на изменения  хозяйственной конъюнктуры, стимулировать предприимчивость и, делая выгодным высокоэффективное производство, экономическими методами изживать убыточные хозяйства.

Но было бы ошибкой не замечать слабые стороны и отрицательные  последствия развития рыночных связей. Они оказываются бессильными, когда  требуется быстро провести глубокие структурные изменения во всём народном хозяйстве, вызванные научно-технической  революцией. В таком случае объективно необходим плановый регулятор экономики.

Итоги долгого развития экономической  теории можно свести к двум простым  утверждениям:

1) рынок способен решать главные  экономические проблемы;

2) рынок не способен решать ряд  задач, важных для общества.

Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы  утверждали, что:

1) после создания крупного масштабного  производства рынок исчерпал  свои возможности рационального  решения главных экономических  задач;

2) дальнейший экономический прогресс  человечества будет возможен  только тогда, когда люди научатся  решать эти главные задачи  без помощи рынка - на основе  составляемых государством централизованных  планов.

Однако исследования учёных, практика рыночного хозяйствования в капиталистических  странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы  в России, показали, что:

Механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития и его функционирование можно улучшить;

Централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.

Иными словами, рынок вовсе не стоит  списывать в архив экономической  истории. Его можно и далее  успешно использовать на благо человечества. Надо лишь научиться компенсировать слабости (несовершенства) рынка и  смягчать последствия порождаемыми этими слабостями ошибок.

Слабость (несовершенство) рынка - неспособность  рыночных механизмов решать некоторые  экономические задачи вообще, или  наилучшим образом. Причины слабости рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удаётся соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.

Назовём наиболее важные из них:

1) никто из продавцов или покупателей  не должен иметь возможности  влиять на формирование цен  в большей мере, чем остальные  участники рынка;

2) среди продавцов с одной стороны,  или покупателей, с другой, не  должно существовать сговоров  с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок;

3) всем участникам рынка должна  быть доступна полная информация  о положении дел на нём (кто,  что, где, когда и по какой  цене продаёт);

4) все затраты по любой сделке  должны покрываться только её  участниками и им же должны  доставаться и все выгоды от  неё;

5) государство и общественные организации  не должны вмешиваться в работу  рынка по политическим или  религиозным мотивам.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики