Государственное регулирование особых экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 04:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта - анализ государственного регулирования особых экономических зон и определение перспектив их развития в РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
. Раскрыть понятие и сущность особых экономических зон;
. Изучить классификацию особых экономических зон и особенности их функционирования;
. Проанализировать деятельность органов государственного регулирования особых экономических зон;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы особых экономических зон
1.1 Сущность ОЭЗ
1.2 История ОЭЗ в РФ
1.3 Условия создания ОЭЗ, требования по размещению и их основные черты
1.4 Классификация ОЭЗ и особенности их функционирования
Глава 2. Особенности государственного регулирования особых экономических зон РФ
2.1 Правовое регулирование деятельности ОЭЗ
2.2 Органы государственного регулирования ОЭЗ
2.3 Государственный контроль ОЭЗ
Глава 3. Особые экономические зоны в РФ
3.1 Характеристика ОЭЗ в регионах РФ
3.2 Проблемы и перспективы развития ОЭЗ в РФ
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика.Попов О.Ю.Курсовой проект..docx

— 60.10 Кб (Скачать файл)

Первый - Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Текст данного Закона был разработан группой специалистов Минэкономразвития РФ и Администрации Президента РФ; он включил новейшие положения мировой практики в данной сфере и теоретические разработки отечественных специалистов. ФЗ №116-ФЗ регулирует вопросы создания и прекращения действия особых экономических зон, правового положения инвесторов (резидентов) особой экономической зоны, государственного регулирования и контроля на территории особой экономической зоны; государственных гарантий резидентам особых экономических зон.

С момента введения в действие данного закона все ранее созданные особые экономические зоны прекратили свое существование. Исключение составили лишь две особые зоны: в Калининградской и Магаданской областях. Они действуют на основании отдельных федеральных законов.

Второй документ - Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее ФЗ №117-ФЗ).

Данный закон, вступив в силу 1 января 2006, внес ряд значительных коррективов в прочие законодательные акты, касающихся особого режима предпринимательства на территории особой экономической зоны. В частности:

) в Налоговый кодекс - в части  налоговых льгот и порядка  налогообложения резидентов особой  экономической зоны;

) в Таможенный кодекс - в отношении  особенностей режима свободной  таможенной зоны;

) в Земельный кодекс - в части  прав арендатора земельного участка  на территории особой экономической  зоны;

) в Градостроительный кодекс - о  порядке согласования и выделения  земельных участков на территории  особой экономической зоны.

Кроме данных базовых законов, нормативно-правовую основу создания и функционирования особых экономических зон в РФ составляют подзаконные акты. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны» от 13 сентября 2005 года №564 (в ред. от 31.01.2008 N 36) определяет порядок оформления и подачи заявок на создание ОЭЗ. Установлено, что они подаются в Минэкономразвития РФ претендентами на участие в конкурсе по отбору заявок - высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований.

Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон» от 13 сентября 2005 года №563 (в ред. от 31.01.2008 N 36), организатором конкурса выступает Минэкономразвития РФ, которое принимает решение о проведении конкурса, утверждает его результаты и конкурсную документацию. Минэкономразвития в установленном порядке отбирает заявки на создание зон одного типа. Оценивают поданные заявки и определяют победителей конкурса комиссии по отбору заявок. Утверждение результатов конкурса и принятие решения о создании особой экономической зоны на конкретной территории - прерогатива Правительства РФ [9]. В настоящее время правовое регулирование деятельности ОЭЗ включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов.

По мнению С.А. Рыбакова [9], при всей позитивной роли нового федерального законодательства его нормы имеют существенные недоработки и пробелы, касающиеся гарантий прав инвесторов, административного режима, порядка заключения и расторжения соглашений о деятельности резидента на территории ОЭЗ, которые должны быть восполнены правоприменительной и судебной практикой. Кроме правового регулирования деятельности ОЭЗ создана и система управления данным процессом, речь о которой пойдет дальше.

 

2.2 Органы государственного регулирования ОЭЗ в РФ

 

Как уже отмечалось, ОЭЗ представляет собой специфическую форму государственно-частного партнерства. Для него характерно встречная направленность предпринимательской инициативы и государственной поддержки.

До 5 октября 2009 года органами государственного регулирования ОЭЗ являлись Министерство Экономического развития и торговли РФ и Федеральное Агентство по управлению особыми экономическими зонами. В соответствии с Указом Президента РФ от 5 октября 2009 года №1107 Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было упразднено.

Полномочия по нормативно-правовому регулированию, созданию и управлению особыми экономическими зонами на территории Российской Федерации переданы Министерству экономического развития Российской Федерации, в структуре которого создан Департамент особых экономических зон и проектного финансирования.

В обеспечении деятельности особых экономических зон задействованы:

. Министерство экономического  развития Российской Федерации (Департамент  особых экономических зон и  проектного финансирования);

ОАО «Особые экономические зоны»;

. Субъекты Российской Федерации (в зависимости от расположения  особой экономической зоны);

. Взаимодействие с инвесторами  и вопросы международного сотрудничества  в части Департамента особых  экономических зон и проектного  финансирования [22].

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ №116-ФЗ Минэкономразвития РФ является федеральным органом в сфере создания, функционирования и управления ОЭЗ. Минэкономразвития осуществляет регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны; осуществляет ведение реестра резидентов особой экономической зоны; выдает по требованиям резидентов особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов особой экономической зоны; ежегодно оценивает эффективность функционирования особых экономических зон в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; осуществляет контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; выполняет функции государственного заказчика по подготовке документации по планировке территории в границах особой экономической зоны и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и др [2].

Функциями Департамента особых экономических зон и проектного финансирования являются:

. Разработка единой государственной  политики в сфере создания, функционирования  и управления особыми экономическими  зонами, в том числе подготовка  предложений, разработка, согласование  и внесение в установленном  порядке проектов федеральных  законов, нормативных правовых актов  по вопросам создания и функционирования  особых экономических зон на  территории Российской Федерации;

. Управление особыми экономическими  зонами в порядке и пределах, установленных законодательством  Российской Федерации;

. Заключение инвестиционных соглашений, направленных на создание производств в рамках «промышленной сборки», и мониторинг исполнения обязательств по заключенным инвестиционным соглашениям;

. Обеспечение деятельности Министерства  экономического развития Российской  Федерации по реализации от  имени Правительства Российской  Федерации прав акционера открытого  акционерного общества «Особые  экономические зоны»;

. Координация работы по подготовке  и реализации проектов, осуществляемых  с участием международных финансовых  организаций, в увязке с федеральными  целевыми программами и федеральной  адресной инвестиционной программой (в соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации  от 28 января 2009 г. № 43 «О порядке работы  с проектами, реализуемыми Российской  Федерацией при участии международных  финансовых организаций» и постановлением  Правительства Российской Федерации  от 30 ноября 2009 г. № 971 «О совершенствовании порядка работы с проектами, реализуемыми в Российской Федерации при участии международных финансовых организаций»);

. Взаимодействие с инвесторами  и вопросы международного сотрудничества  в части Департамента особых  экономических зон и проектного  финансирования [20].

Помимо органов государственного управления и контроля, на территориях ОЭЗ осуществляют свою деятельность наблюдательные советы, которые осуществляют свою деятельность в сфере координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, осуществления контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны, содействия в реализации проектов резидентов особой экономической зоны, проектов иных инвесторов, а также в целях рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны, осуществления контроля за реализацией этих планов.

В состав наблюдательного совета особой экономической зоны, как правило, входят представители уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, представители исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или представители исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, представители управляющей компании, представители резидентов особой экономической зоны и представители иных организаций, в том числе представители образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих деятельность в границах муниципального образования или границах муниципальных образований, на территориях которых расположена особая экономическая зона.

Согласно пункту 3 статьи 8 ФЗ №116-ФЗ Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе привлекать управляющую компанию к осуществлению функций по приему и выдаче документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также по представлению необходимых сведений в государственные органы и органы местного самоуправления в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Управляющая компания осуществляет следующие функции:

. Обеспечивает создание объектов  инфраструктуры особой экономической  зоны и иных объектов, предназначенных  для обеспечения функционирования  особой экономической зоны, в  соответствии с соглашением о  создании особой экономической  зоны;

. Обеспечивает функционирование  объектов инфраструктуры особой  экономической зоны и иных  объектов, предназначенных для обеспечения  функционирования особой экономической  зоны;

. Привлекает резидентов и иных  инвесторов в особую экономическую  зону, в том числе для осуществления  деятельности по созданию объектов  инфраструктуры особой экономической  зоны;

. Разрабатывает проект планировки  особой экономической зоны и  представляет его на утверждение  в уполномоченный орган в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

. Осуществляет иные предусмотренные  настоящим Федеральным законом  и соглашением об управлении  особой экономической зоной функции [2].

В 2006 году было создано ОАО «Особые экономические зоны» - ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ.

ОАО «Особые экономические зоны» - управляющая компания, в ведении которой находятся 17 действующих и вновь создаваемых особых экономических зон России. Из 17 действующих зон 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 7 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 2 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

Единственным акционером ОАО «ОЭЗ» является государство. Генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Костин Олег Николаевич. С момента принятия Федерального закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере.

С 2006 года по 2012 год в особые экономические зоны России пришло более 300 инвесторов из 20 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic, NSN, Arkray и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций - более 360 миллиардов рублей, или порядка $ 12 миллиардов.

ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами [27].

Важными являются поправки в закон «Об особых экономических зонах», принятые Государственной Думой в конце декабря 2009 года. Их введения РосОЭЗ добивалось несколько лет. Условно их можно разделить на две группы. Первая снижает минимальный объем инвестиций, необходимых для получения статуса резидента ОЭЗ. Вторая же группа поправок расширяет перечень разрешенных резидентам ОЭЗ видов деятельности. В портовых зонах теперь можно заниматься сборкой судов (ранее - только их сервисным обслуживанием), в технико-внедренческих - не только разработкой инновационных технологий, но и производством продукции на их основе.

 

2.3 Государственный контроль ОЭЗ в РФ

 

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти вправе проводить мероприятия по контролю в отношении резидентов ОЭЗ согласно законодательству РФ, но с учетом требований, предусмотренных ФЗ №116-ФЗ. Государственный контроль - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, установленных федеральными законами к товарам, работам или услугам.

Полномочия госорганов, которые вправе и обязаны осуществлять государственный контроль, прямо закреплены в законодательном порядке. Федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны осуществляют соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления [2].

Информация о работе Государственное регулирование особых экономических зон