Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 04:53, курсовая работа
Цель курсового проекта - анализ государственного регулирования особых экономических зон и определение перспектив их развития в РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
. Раскрыть понятие и сущность особых экономических зон;
. Изучить классификацию особых экономических зон и особенности их функционирования;
. Проанализировать деятельность органов государственного регулирования особых экономических зон;
Введение
Глава 1. Теоретические основы особых экономических зон
1.1 Сущность ОЭЗ
1.2 История ОЭЗ в РФ
1.3 Условия создания ОЭЗ, требования по размещению и их основные черты
1.4 Классификация ОЭЗ и особенности их функционирования
Глава 2. Особенности государственного регулирования особых экономических зон РФ
2.1 Правовое регулирование деятельности ОЭЗ
2.2 Органы государственного регулирования ОЭЗ
2.3 Государственный контроль ОЭЗ
Глава 3. Особые экономические зоны в РФ
3.1 Характеристика ОЭЗ в регионах РФ
3.2 Проблемы и перспективы развития ОЭЗ в РФ
Заключение
Библиографический список
Мероприятия по контролю, за исключением налогового и таможенного, по общему правилу проводятся в виде плановой комплексной проверки на основании распоряжения (приказа) руководителя соответствующего органа. Отдельно стоит обратить внимание на то, что мероприятия по контролю могут проводиться только тем должностным лицом, которое казано в распоряжении о проведении таких мероприятий.
Принципиально важно также то, плановые проверки, за исключением плановых проверок при осуществлении налогового контроля и таможенного контроля, проводятся органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в виде совместных проверок [2].
Срок проведения плановой комплексной проверки резидента ОЭЗ не может превышать 2 недели. По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в которых указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лиц или индивидуального предпринимателя.
К этому документу прилагаются акты об отборе образцов продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы, связанные с результатами проверки, или их копии [9].
Если в ходе плановой комплексной проверки выявлены нарушения законодательства РФ, должностные лица контрольно-надзорных органов выдают резиденту ОЭЗ предписание об устранении нарушений. Копия предписания не позднее 3 дней с момента составления акта о результатах проведения плановой комплексной проверки вручается резиденту либо его представителю под расписку или передается иным способом.
Органы государственного контроля вправе провести внеочередную (внеплановую) проверку резидента ОЭЗ по прошествии 2 месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений. Если он не исполнит это предписание до проведения внеочередной проверки, то может быть лишен статуса резидента в судебном порядке по заявлению территориальных органов управления ОЭЗ.
Внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней.
Внеплановые проверки могут проводиться органами государственного контроля в случаях: получения информации от юридических лиц, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями или бездействиями иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований и др.
Отдельно стоит остановиться на правах резидента при проведении мероприятий государственного контроля. Резидент особой экономической зоны при проведении органом государственного контроля, органом муниципального контроля проверки имеет право:
. Присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
. Получать информацию, предоставление
которой предусмотрено
. Знакомиться с результатами
мероприятий по контролю и
указывать в актах о своем
ознакомлении, согласии или несогласии
с ними, а также с отдельными
действиями должностных лиц
. Обжаловать действия (бездействие)
должностных лиц органов
Кроме того, следует учитывать, что одним из базовых принципов государственного контроля является презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя в отношении которого проходит проверка, согласно третьей статье ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей про проведении государственного контроля (надзора)» Данный принцип означает, что все сомнения должны толковаться в пользу резидента ОЭЗ.
Кроме государственного контроля роль играют налоговый и таможенный контроль. При двух и более существенных нарушениях соответствующих законодательств резидент ОЭЗ может быть лишен своего статуса. Так как закон не раскрывает содержание понятия «существенные нарушения» и оно является оценочным, то степень значимости допущенных нарушений должна оцениваться каждый раз судом при рассмотрении конкретного дела.
Глава 3. Особые экономические зоны в РФ
3.1 Характеристика ОЭЗ в регионах РФ
На основании ФЗ №116-ФЗ в нашей стране действуют 25 ОЭЗ следующих типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие (инновационные), туристско-рекреационные, портовые (Приложение 1). В настоящее время в Российской Федерации действуют:
. 4 ОЭЗ промышленно-
) «Алабуга» Республика Татарстан;
) «Липецк» Липецкая область;
) «Тольятти» Самарская область;
) «Титановая долина»
. 4 ОЭЗ инновационного типа:
) «Дубна» Московская область;
) «Томск» Томская область;
) «Зеленоград» Зеленоградский
Административный округ г.
) «Санкт-Петербург» Санкт-
. 14 ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
) «Бирюзовая Катунь» Алтайский край;
) «Байкальская гавань»
) «Ворота Байкала» Иркутская область;
) «Алтайская долина» Республика Алтай;
) «Гранд Спа Юца» Ставропольский край;
) «Куршская коса»
) «Остров Русский» Приморский край.
Северо-кавказский туристический кластер из 7 особых экономических зон созданный на территории:
) Зеленчукского района Карачаево-Черкесии;
) Апшеронского района
) Майкопского района Адыгеи;
) Черкесского, Чегенского, Эльбрусского районов Кабардино-Балкарии;
) Алагирского и Ирафского районов Северной Осетии;
) Хунзахского района Дагестана;
) Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия;
. 3 ОЭЗ портового типа:
) «Ульяновск-Восточный»
) «Советская гавань»
) «Мурманск» Мурманская область [25].
Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 833 создан туристический кластер в Северо-Кавказском Федеральном Округе, состоящий из:
) территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики;
) территории Апшеронского
) территории Майкопского района Республики Адыгея;
) территорий Черекского, Чегемского, Эльбрусского районов Кабардино-Балкарской Республики;
) территорий Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания;
) территории Хунзахского района Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1195 создана особая экономическая зона на территориях Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия, которая также включена в состав данного кластера [30].
июля 2012 года председателем Правительства РФ Медведевым Д.А. было подписано Постановление о создании на территории Псковской области ОЭЗ промышленно-производственного типа (ППТ) «Моглино» (пятая ОЭЗ ППТ) [22]. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. №1131 создана ОЭЗ технико-внедренческого типа (ТВТ) на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан (пятая ОЭЗ ТВТ) [30]. Реализация этих проектов проекта позволит создать современную инвестиционную, промышленную и инновационную инфраструктуру на Северо-Западе России и Поволжском Федеральном Округе. В настоящее время ведутся разработки по этим проектам.
Кроме выше перечисленных ОЭЗ в РФ существуют ОЭЗ, действующие на основании иных федеральных законов. ОЭЗ в Магаданской области создана на основании ФЗ от 31 мая 1999г. №104-ФЗ, действует до 31 декабря 2014 г. Настоящий Федеральный закон направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Магаданской области. Функционирование Особой экономической зоны может быть прекращено досрочно федеральным законом, принятым по одному из следующих оснований: введение на всей территории Российской Федерации военного положения; введение на всей территории Российской Федерации на срок более чем три месяца чрезвычайного положения. Участники ОЭЗ в Магаданской области с 1 января 2007 г. освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии ее инвестирования в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области. Подобные льготы предоставляются в том случае, если участники особой экономической зоны ведут отдельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, которые осуществляются ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области [1].
На основании ФЗ №16-ФЗ от 10 января 2006 г. действует ОЭЗ в Калининградской области. Целью создания является ускорение социально-экономического развития Калининградской области. ОЭЗ функционирует до 1 апреля 2031 года. Функционирование Особой экономической зоны может быть прекращено досрочно федеральным законом, принятым по одному из следующих оснований: введение на всей территории Российской Федерации военного положения; введение на всей территории Российской Федерации на срок более чем три месяца чрезвычайного положения. Особенности налогообложения касаются лишь налога на прибыль и налога на имущество организаций. В течение первых шести лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта, облагается по нулевой ставке. В период с седьмого по двенадцатый год включительно ставка налога будет составляет 24%, размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении - 12%. Налоговая ставка по налогу на имущество организаций на протяжении последних шести лет составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50%. Такие послабления не касаются стоимости имущества, созданного или приобретенного для реализации инвестиционного проекта, которое используется для производства товаров (работ, услуг), не имеющих отношения к инвестиционному проекту [4].
Каждая ОЭЗ характеризуется наличием транспортных преимуществ (автомагистрали, железнодорожная ветка, аэропорты, морские и речные порты), таможенной, деловой, промышленной (коммуникации) инфраструктурой, оказанием услуг (система «Одно окно», юридические услуги, пассажирские перевозки и т.д.) и налоговыми льготами.
Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:
. Для резидентов всех типов
зон устанавливается
. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
) имущество создано или
) указанное имущество находится на территории зоны;
) имущество фактически
. Преференции по транспортному
налогу устанавливаются
. На федеральном уровне
В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы (Приложение 2). Характеристика всех ОЭЗ представлена в Приложении 3. На сегодняшний день в России созданы ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире. Разнообразие их организационных форм позволяет оказывать государственную поддержку широкому кругу экономических субъектов.
3.2 Проблемы и перспективы развития ОЭЗ в РФ
Этап экономического роста в России в 2000-2012 годах характеризуется быстрым наращиванием экспорта и капиталовложений, началом многих инвестиционных проектов, существенным повышением эффективности бизнеса, однако для формирования стратегических конкурентоспособных позиций России в больших открытых рынках достигнутых темпов и качества роста недостаточно, важнейшей стратегической целью страны названа задача перевода экономики на инновационный тип развития.
На достижение этой цели направлена современная государственная научно-техническая и инновационная политика, механизмы и технологии управления, к числу которых относятся развитие инфраструктуры инновационной деятельности; государственно-частное партнерство при реализации крупных инвестиционных проектов; создание ОЭЗ. По сути, ОЭЗ являются развитием идеи формирования региональных инновационных систем, состоящей в том, чтобы сконцентрировать наукоемкие проекты в одном месте, обеспечив для их развития специальные условия.
Зоны создаются сроком не более чем 20 лет, имеют существенные налоговые и таможенные преференции. В концепции ОЭЗ заложен новейший механизм привлечения крупных прямых инвестиций и перевода российской экономики на инновационный путь развития.
Однако, несмотря на заложенную в законе возможность формирования на базе зон крупных центров регионального инновационного роста и потенциальную возможность построения на их основе каркаса конкурентоспособной национальной инновационной системы России, в этой инициативе государства просматривается ряд системных просчетов [13]. Российским экспериментам с ОЭЗ исполнилось уже более 15 лет, попытаемся сформулировать некоторые главные проблемы, связанные с созданием, деятельностью и государственным регулированием ОЭЗ в России.
Нередко отсутствуют четко сформулированные цели создания конкретной зоны, соответствующие как интересам региона, так и федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь выгоду - перспективу полного или частичного освобождения от налогов. Многие полагают, что ОЭЗ помогут избавиться от проблем, решить которые сами они не в силах из-за плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологической проблемы.
Информация о работе Государственное регулирование особых экономических зон