Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:52, реферат

Краткое описание

Цены являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

Содержание

Введение. 3
1. Государственная политика цен: понятие, цели, задачи. 4
2. Формы и методы воздействия государства на цены.. 11
Заключение. 17
Источники. 18

Вложенные файлы: 1 файл

гос регулир цен.docx

— 29.10 Кб (Скачать файл)

Содержание 

   Введение. 3

1. Государственная политика  цен: понятие, цели, задачи. 4

2. Формы и методы воздействия  государства на цены.. 11

 Заключение. 17

 Источники. 18

 

 

Введение 

 Цены являются важным  экономическим инструментом, отражающим  все процессы, происходящие в  сфере производства, обмена, распределения,  потребления, накопления. Они определяют  валовой доход, прибыль, рентабельность  и другие показатели предприятий;  цены выступают рычагом экономического  управления и конкурентной борьбы.

 В ценах переплетаются  все экономические, социальные  проблемы государства, отраслей, секторов предприятий, фирм и  др. При формировании политики  цен необходимо учитывать отечественный  и зарубежный положительный опыт. Цены тесно связаны с такими  экономическими категориями, как  финансы, кредит, налоги, себестоимость,  прибыль, зарплата и другие, а  также с законами стоимости,  спроса и предложения.

 Если бы рынки обладали  только одними достоинствами,  и у них не было бы серьёзных  недостатков, то не было бы  и необходимости их регулирования  со стороны государства. Между  тем, как мы только что убедились,  рынок не обязательно гарантирует  оптимальную и высокую эффективность,  а потому нуждается в постоянном  контроле и регулировании. Вмешательство  в экстремальные экономические  ситуации, угрожающие обществу; устранение  нарушений, вносимых несовершенством  рынка; поддержка отдельных субъектов  экономики; наконец, сбор налогов;  необходимых для нормального  функционирования современного  общества, –вот далеко не полный  перечень основных мотивов вмешательства  государства в установление рыночного  равновесия.

 

1. Государственная политика  цен: понятие, цели, задачи 

 В соответствии со  ст. 71 Конституции РФ в ведении  государства находятся основы  ценовой политики. На основании  этого положения органы исполнительной  власти РФ обеспечивают реализацию  государственной ценовой политики  и законодательства РФ о ценообразовании. 

 Государственная политика  цен — это действия органов  государственной власти, местного  самоуправления и субъектов ценообразования,  направленные на осуществление  регулирования цен в народном  хозяйстве, сфере услуг и контроля  за их соблюдением. По своей  сути государственная политика  цен представляет совокупность  исходных принципов и методов  достижения поставленных и декларируемых' государством задач в области формирования и установления цен.

 Чтобы осуществлять  государственную политику цен,  необходимо проводить квалифицированный  анализ практики формирования  и действия цен, их регулирования,  контролировать соблюдение государственной  дисциплины цен, своевременно  предвидеть и вводить меры  по ограничению негативных последствий  монополистической деятельности, опираясь  при этом на антимонопольное  законодательство.

 Государственная ценовая  политика является частью общей  экономической политики государства,  и в условиях рыночных отношений  имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных  отношений, служит средством защиты  частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности,  способствует замедлению инфляции  и смягчению ее негативных  экономических и социальных последствий,  в то же время способствуя  развитию конкуренции, свободному  перемещению товаров, услуг и  финансовых средств, свободной  экономической деятельности.

 В структуре органов  исполнительной власти предусматриваются  органы, формирующие и реализующие  политику цен. На федеральном  уровне — это Правительство  Российской Федерации, федеральные  органы исполнительной власти, территориальные  органы. На федеральном уровне  в составе Министерства экономического  развития и торговли РФ функционируют  специализированные структуры, занимающиеся  вопросами ценообразования —  департамент цен и государственных  закупок, а также департамент  тарифного регулирования и мер  защиты внутреннего рынка. 

 Будучи центральным  органом федеральной исполнительной  власти департамент цен и государственных  закупок осуществляет не только  государственное регулирование,  но и межотраслевую координацию  цен. Его основные действия: разработка  предложений по проведению единой  в стране государственной политики  цен; совершенствование механизма  ценообразования с целью повышения  действенности цен в развитии  рыночных отношений, структурной  перестройки в народном хозяйстве,  решении социальных проблем; систематический  анализ процессов ценообразования  в отраслях народного хозяйства  и подготовка на этой основе  предложений по совершенствованию  государственной политики цен;  совершенствование порядка установления  и применения регулируемых рыночных  цен, разработка прогнозов динамики  цен в народном хозяйстве и  в отдельных отраслях; регулирование  цен на продукцию предприятий  монополистов; осуществление контроля  за соблюдением законодательства  по ценообразованию и государственной  дисциплины цен хозяйствующих  субъектов; методическое руководство  органами ценообразования; изучение  и обобщение опыта ценообразования  в зарубежных странах и государствах  СНГ. 

 На уровне субъектов  Российской Федерации вопросами  ценообразования занимаются законодательные  и исполнительные органы соответствующих  субъектов Федерации, органы местного  самоуправления. В исполнительных  органах субъектов Федерации  имеются специализированные подразделения  по проведению ценовой политики  — управления или комитеты  по ценовой политике.

 Органы ценообразования  субъектов Федерации (республик  в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы  и Санкт-Петербурга) ведут большую  работу по ценообразованию: осуществляют  регулирование цен на местных  рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

 Основные направления  государственной ценовой политики  в России на текущий период  и ближайшую перспективу определяются  Правительством РФ, при этом упор  делается на свободное рыночное  ценообразование и создание условий  для развития конкуренции на  товарных рынках России. Последнее  являете условием повышения эффективности  рыночной экономики 

 На основе законодательных  и нормативных документов, определяющих  правовое обеспечение регулирования  цен, Правительство Российской  Федерации принимает решения  о введении государственного  регулирования на отдельные виды  продукции, услуг, осуществляет  координацию деятельности органов  исполнительной власти субъектов  России по регулированию цен,  утверждает перечни продукции,  цены на которую на внутреннем  рынке подлежат регулированию,  и пересматривает их по мере  необходимости. 

 Регулирование цен  может применяться на продукцию,  услуги, производимые государственными  организациями или другими юридическими  лицами, имущество которых или  большая часть уставного капитала  находятся в собственности Российской  Федерации, субъектов Федерации  или муниципальной собственности.  Под государственным воздействием  находится продукция оборонного  значения.

 В настоящее время  разграничена компетенция в регулировании  цен между федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  Федерации. Так, на федеральном  уровне сохраняется регулирование  цен и тарифов в электроэнергетике,  газораспределительной сети, на  железнодорожном транспорте, на  основные услуги связи, учитывая  естественную монополию этих  отраслей, а также на продукцию,  закупаемую исключительно или  преимущественно государством.

 Основным направлением  государственной ценовой политики  последних лет было экономическое  регулирование цен и тарифов  в отраслях, относящихся к естественным  монополиям. В этих отраслях развитие  конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со  стороны конкурентов естественных  монополий завышение цен и  тарифов на свою продукцию  и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование  цен 

 Сферы деятельности  субъектов естественных монополий,  в которых осуществляется государственное  регулирование, в том числе  и ценовое, определены соответствующими  федеральными законами и правительственными  постановлениями. 

 Политика регулирования  цен в сфере естественных монополий  является важнейшим условием  для поддержания низкого уровня  инфляции в промышленности и  создания условий для экономического  роста — повышения конкурентоспособности  отечественной продукции путем  снижения затрат на ее производство.

 На продукцию, товары  и услуги локальных, то есть  местных, естественных монополий  государственное регулирование  цен и тарифов осуществляют  органы исполнительной власти  субъектов Федерации. Сюда относится  электро- и тепло-, энергия, отпускаемые  региональными энергоснабжающими  организациями (тарифы регулируются  региональными энергетическими  комиссиями), газ природный и сжиженный,  реализуемый населению, перевозки  пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные; средства и изделия медицинского назначения. :Имеется перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Это снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания, перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет со-;. ответствующих бюджетов субъектов Федерации, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси, и др.

 Права органов исполнительной  власти в части регулирования  цен в значительной степени  увязаны с возможностями их  бюджетов. При государственном вмешательстве  в уровни цен определяются  источники и размеры, а также  сроки возмещения товаропроизводителям  или продавцам потерь, связанных  с регулированием цен, если  устанавливаемая цена не обеспечивает  устойчивого финансово-экономического  положения. С этой целью в  соответствующем бюджете учитывается  снижение или увеличение расходов  или доходов за счет введения  или отмены средств на регулирование  цен. 

 Расширение прав предприятий  по самостоятельному установлению  цен и тарифов происходит с  одновременным использованием экономических  рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной  власти (налоги, льготные кредиты,  арендная плата и т. д.) с  тем, чтобы не допускать их  необоснованного завышения, полнее  учесть платежеспособный спрос  населения и возможности бюджета. 

 При возникновении  кризисных ситуаций Правительство  РФ, органы исполнительной власти  субъектов Федерации могут вводить  регулирование цен самостоятельно  и оперативно в течение непродолжительного  периода времени, предоставив  информацию о своих действиях  для рассмотрения и утверждения  в законодательные органы.

 Контроль за соблюдением  порядка применения регулируемых  цен. Контроль за ценами —  это система мер, направленных  на обеспечение исполнения законодательства  в области ценообразования Российской  Федерации и ее субъектов в  сфере ценообразования и государственного  регулирования цен, выявление  правонарушений с целью их  пресечения и виновных лиц  с целью недопущения противоправных  действий.

 Государство не только  определяет перечень продукции,  цены на которую подлежат регулированию,  сферы применения такого регулирования,  но и определяет органы государственной  власти, осуществляющие этот контроль.

 К органам контроля  цен относятся: на федеральном  уровне — Министерство экономического  развития и торговли РФ, на  уровне субъектов РФ — орган  исполнительной власти субъекта  РФ, осуществляющий контроль за  ценами в пределах своей компетенции,  на местном уровне — орган  местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюденем порядка применения цен и тарифов.

Информация о работе Государственное регулирование цен