Государственное регулирование частного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:
- изучить экономическое содержание, субъекты и функции малого и среднего предпринимательства;
- охарактеризовать формы и виды предпринимательства;
- рассказать о действующих методах государственного регулирования и поддержке предпринимательства;
- исследовать состояние малого и среднего предпринимательства, его характерные особенности, значение для экономики Республики Беларусь;
- предложить некоторые направления совершенствования государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Экономическое содержание, субъекты и функции малого и среднего предпринимательства 5
1.2 Формы и виды малого предпринимательства 8
2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 11
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ.docx

— 63.42 Кб (Скачать файл)

АО делятся на открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО). На первый взгляд разница между ОАО и ЗАО только в размере уставного фонда. Но это только на первый взгляд. Главное отличие состоит в том, что акционер ОАО может отчуждать (например, продавать) принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. ОАО вправе проводить свободную продажу акций. ЗАО не вправе проводить свободную продажу акций. Акционер в ЗАО может продавать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. Количество участников (акционеров) ЗАО не может быть более 50.

ОАО — это самая высокая степень организационной формы коммерческой организации. Через неё можно привлечь больше инвестиций для организации крупного производства. Однако, если устанавливать дешёвую номинальную стоимость акций, можно изучить слишком много мелких акционеров и это будет мешать решению задач, которые решаются общим собранием акционеров.

ЗАО — это организационная форма не существует в западных странах. Она присуща странам на постсоветском пространстве. Эта форма похожа на ООО, но, поскольку это акционерное общество, оно должно также, как ОАО выполнять все действия, связанные с выпуском, регистрацией и обращением акций (ценных бумаг), а следовательно несёт больше затрат по сравнению с ООО.

Общества с ограниченной ответственностью (ООО), Общества с дополнительной ответственностью (ОДО). ООО создается двумя или более лицами. В ООО отсутствует субсидиарная ответственность участников по долгам общества. Риск только в пределах внесённого вклада. Общество с дополнительной ответственностью похоже на общество с ограниченной ответственностью. Отличие состоит в том, что участники ОДО солидарно несут дополнительную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами. На юридическом языке дополнительная ответственность называется субсидиарной.

Полные и коммандитные товарищества (ПТ и КТ). Граждане или юридические лица, решившие создать полное товарищество, заключают между собой договор и в соответствии с ним занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Коммандитное товарищество похоже на полное товарищество. Отличие состоит в том, что наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Рассмотренные организационные формы не нашли распространения в среде предпринимательства. Регулируется их создание только ГК. Специальное законодательство о них отсутствует. Для ведения дел в такой организационной форме требуется уверенность в моральных и деловых качествах партнёров. При некомпетентном ведении дел от имени товарищества и наступлении убытков полные товарищи несут субсидиарную ответственность своим имуществом.

Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) — это коммерческая организация, которая создаётся одним гражданином (членами одной семьи) для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по её переработке, хранению, транспортировке и реализации. Члены КФХ обязаны принимать личное трудовое участие в деятельности КФХ за исключением случаев, изложенных в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" [4, с. 127].

 

2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры) [8]:

1. Центры.

Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.[9, с. 77].

2. Базовые центры.

Основные задачи базовых центров – взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами, центрами, расположенными на территории области (г. Минска), в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, координация деятельности центров по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности.

Механизм реализации базовым центром основных задач:

- обобщение совместно  с центрами региона проблемных  вопросов, возникающих в деятельности  субъектов предпринимательства, направление  соответствующей информации в  облисполкомы, Департамент по предпринимательству, внесение предложений по их  решению;

- разработка совместно  с центрами с учетом потребностей  предпринимателей региона планов  работы, анализ результатов реализации  планов, выработка мер по повышению  их результативности, размещение  информации о планируемых в  очередном месяце центрами региона  мероприятиях для предпринимателей  на сайте www.svoedelo.by;

- подготовка совместно  с центрами предложений по  совершенствованию деятельности  субъектов инфраструктуры в регионе;

- формирование базы данных  о малых и средних предприятиях, действующих в области, закрепленных  за центрами районах (контактная  информация, информация о деятельности  и производимой продукции, возможности  участия в поставках (изготовлении) комплектующих, узлов, блоков, продукции  по заказам);

- информирование субъектов  малого и среднего предпринимательства  о системе поддержки предпринимательства  в республике и области, деятельности  и услугах, оказываемых субъектами  инфраструктуры, размещение информации  о работе центров в ИМНС, отделениях  ФЗСН, исполкомах, СМИ [9, с. 78].

3. Инкубаторы.

Инкубаторы действуют во всех областях республики и г. Минске. По состоянию на 2010 год их было 10: 7 инкубаторов частной формы собственности, республиканской - 2 инкубатора, коммунальной – 1 инкубатор. На 1 января 2013 г. во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минск действовало 15 инкубаторов: в Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской — 2, Минской — 3, г. Минске — 7 [10]. По состоянию на 30.01.2014 года на территории Республики Беларусь действуют 14 инкубаторов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др.

Субъекты малого и среднего предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе.

В приоритетном порядке в инкубаторе размещаются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие производство энергосберегающей, импортозамещающей продукции, внедряющие новые технологии [11, с. 30].

4. Финансовая поддержка.

Государственная финансовая поддержка субъектам инфраструктуры оказывается в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства", в рамках реализации государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что средства, направленные на поддержку данным субъектам возвращаются в бюджет страны в форме налоговых отчислений от деятельности центров, инкубаторов, а также субъектов малого предпринимательства – арендаторов инкубаторов.

Основной задачей Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей является: оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.

Государственная финансовая поддержка оказывается путем предоставления:

• финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

• имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);

• гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь [11, с. 31].

Государственная финансовая поддержка оказывается: субъектам малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов, в целях приобретения оборудования, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и т.д.

Государственная финансовая поддержка предоставляется:

1) на конкурсной основе;

2) с соблюдением принципа  целевой направленности;

3) при обеспечении исполнения  обязательств;

4) на условиях срочности  и возвратности:

• финансовые средства на условиях займа – до 3 лет;

• имущества на условиях лизинга – до 5 лет;

• гарантии по льготным кредитам – до 3 лет;

5) на условиях платности:

• процентная ставка за пользование финансовыми средствами на условиях займа равна ставке рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь;

• вознаграждение по договору лизинга устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь;

• плата за предоставление гарантии составляет 5% от размера предоставленной гарантии;

6) в национальной валюте  Республики Беларусь;

7) в безналичном порядке .

Таким образом, значение малого и среднего бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательств.

Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты реализуются не полностью, это необходимо решить путем совершенствования нормативно-правовых актов и строгий контроль за их реализацией.

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И  СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Для развития малого и среднего предпринимательства, создания новых субъектов предпринимательства необходимо обеспечить имущественную, финансовую и информационную поддержку со стороны органов государственного управления. Должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, либерализации условий осуществления экономической деятельности в сфере предпринимательства.

Достигнутый прогресс в области снижения административных барьеров на республиканском уровне требует принятия аналогичных мер на местном уровне. Обязательные разрешительные процедуры, необходимые для старта и ведения бизнеса, находящиеся в ведении структурных подразделений республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, по-прежнему остаются серьезным препятствием для развития предпринимательства.

В мерах по поддержке и развитию малого  и среднего предпринимательства должны предусматриваться:

- совершенствование системы  подготовки и переподготовки  кадров;

- сохранение уровня занятости  и поддержка создания новых  рабочих мест;

- сокращение административных  барьеров;

- имущественная поддержка;

- совершенствование законодательства, регулирующего вопросы осуществления  деятельности субъектов малого  предпринимательства;

Информация о работе Государственное регулирование частного предпринимательства