Государственное регулирование частного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:
- изучить экономическое содержание, субъекты и функции малого и среднего предпринимательства;
- охарактеризовать формы и виды предпринимательства;
- рассказать о действующих методах государственного регулирования и поддержке предпринимательства;
- исследовать состояние малого и среднего предпринимательства, его характерные особенности, значение для экономики Республики Беларусь;
- предложить некоторые направления совершенствования государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Экономическое содержание, субъекты и функции малого и среднего предпринимательства 5
1.2 Формы и виды малого предпринимательства 8
2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 11
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ.docx

— 63.42 Кб (Скачать файл)

- расширение доступа субъектов  малого предпринимательства к  финансовым ресурсам;

- повышение эффективности  деятельности субъектов инфраструктуры

- поддержки предпринимательства и информационных систем;

- содействие развитию  производственной кооперации субъектов  малого и среднего предпринимательства с крупными организациями;

- развитие международного  сотрудничества в сфере малого  предпринимательства;

- совершенствование системы  подготовки и переподготовки  кадров для малого и среднего предпринимательства.

Реализация вышеперечисленных мероприятий по поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь будет способствовать устранению факторов и тенденций, сдерживающих развитие предпринимательства.

Совершенствование законодательства в данной сфере позволит [12]:

- снизить налоговую нагрузку  на субъекты малого предпринимательства, упростить налоговое администрирование;

- сократить количество  административных процедур, осуществляемых  государственными органами и  организациями в отношении юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, а также упростить их;

- расширить права субъектов  малого и среднего предпринимательства в установлении свободных цен (тарифов) на товары, продукцию (работы, услуги);

- законодательно установить  объемы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в обеспечении государственных закупок товаров (работ, услуг);

- обеспечить заключение  международных соглашений о взаимном  признании сертификатов и стандартов  на товары (работы, услуги).

Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства будет способствовать расширению их доступа к финансовым ресурсам, что в свою очередь позволит таким субъектам увеличить объемы производства продукции, товаров (работ, услуг), в том числе стимулировать выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей и энергосберегающей продукции, создание новых рабочих мест.

Реализация мероприятий по повышению эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства будет содействовать развитию системы комплексной поддержки субъектов малого предпринимательства, формированию доступной каждому предпринимателю информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, клиентах, состоянии рынка и другие.

Мероприятия по развитию производственной кооперации и партнерства в промышленности между крупными и малыми субъектами хозяйствования направлены на расширение кооперационных связей между указанными субъектами в изготовлении (поставке) отдельных узлов и деталей, выполнении работ и оказании услуг. Развитие производственной кооперации между крупными и малыми субъектами хозяйствования позволит крупным организациям достичь снижения своих затрат, оптимизировать производственные ресурсы, обеспечивать конкурентоспособность производства, сохранять большую гибкость производства к изменению спроса. Малые и средние предприятия получат заказы на производство продукции для крупных предприятий и гарантированный ее сбыт.

Реализация мероприятий по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства позволит привлечь наиболее незащищенные слои населения (молодежь, женщины, инвалиды и другие) к осуществлению предпринимательской деятельности и тем самым обеспечит снижение уровня безработицы.

Результатом развития международного сотрудничества должен стать рост экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества совместных и иностранных организаций, активизация внедрения прогрессивных технологий, обновление основных фондов, расширение номенклатуры производимой продукции, повышение международного авторитета страны [12].

В существующем бизнес-климате в стране существуют определенные недостатки, которые необходимо решать путем:

- усиления гарантий защиты  прав собственности (отмена норм, допускающих необоснованное вмешательство  государственных органов в отношения  собственности, установления запрета  на осуществление конфискации  имущества, иных действий, направленных  на лишение (прекращение, ограничение) прав собственности при отсутствии  вступившего в законную силу  соответствующего решения суда, закрепления гарантий необратимости  приватизации государственного  имущества);

- создания условий для  повышения инновационной активности  субъектов хозяйствования, в том  числе путем создания объектов  инновационной инфраструктуры (индустриальные  парки, технополисы, технопарки, hi-tech парки);

- упрощения порядка изменения  назначения использования земельных  угодий и недвижимого имущества (перевод земель одного назначения  в другое, перепланировки производственных  и иных помещений, сокращение  сроков рассмотрения документов  при переводе жилых помещений  в нежилые);

- оптимизации арендных  отношений, включая снижение ставок  арендной платы для субъектов  хозяйствования, особенно в части  аренды неиспользуемого имущества  и объектов, арендуемых субъектами  малого и среднего предпринимательства  для осуществления производства  продукции (выполнения работ, оказания  услуг) [13];

- упрощения процедуры  передачи (в том числе сокращения  сроков) субъектам малого и среднего  предпринимательства неиспользуемого  имуществ, находящегося в государственной  собственности;

- подготовки Закона Республики  Беларусь, закрепляющего принципы  и механизмы государственно-частного  партнерства;

- реализации мер, предусмотренных  Законом Республики Беларусь  от 1 июля 2010 года "О поддержке  малого и среднего предпринимательства" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1703), включая участие субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных закупках товаров (работ, услуг);

- содействия развития  субъектов инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства в  целях превращения их в комплексные  центры оказания услуг, в которых  нуждаются субъекты малого и  среднего предпринимательства (финансовая  поддержка, консультационные услуги, доступ к материальным ресурсам, участие в государственных закупках  товаров, работ и услуг, помощь  в решении вопросов взаимодействия  с органами власти и другие);

- упрощения процедур и  сокращения сроков ликвидации  субъектов предпринимательской  деятельности;

- усиления предупредительной  функции взысканий, налагаемых на  субъекты предпринимательской деятельности, на основе корректировки законодательства  об административных правонарушениях;

- совершенствования всех  механизмов обеспечения свободного  доступа к правосудию, вынесения  законных и обоснованных постановлений  посредством оптимизации правового  института государственной пошлины, хозяйственного процесса, численности  судей и аппарата хозяйственных  судов, создания системы третейских  судов; введение в общих судах  апелляции как действенного правового  механизма пересмотра уголовных  дел, рассмотренных судом первой  инстанции, совершенствование нотариальной  деятельности, в том числе по  расширению полномочий нотариусов  по разрешению бесспорных требований  граждан и юридических лиц  [13].

По своим характеристикам национальная инновационная система Республики Беларусь соответствует основополагающим тенденциям становления инновационной экономики. В то же время недостаточная проработка организационно-правовых аспектов регулирования инновационной деятельности снижает эффективность поддержки малого инновационного предпринимательства. Государственное регулирование инновационной деятельности характеризуется преобладанием прямых директивных методов в виде финансовой поддержки и контроля над реализацией программ и проектов. Действующий в республике механизм бюджетной поддержки инновационных проектов на возвратной основе ориентирован на финансирование научно-исследовательской и опытно-конструкторской (технологической) стадий. Вместе с тем возможности поддержки инновационной деятельности в плане ее реализации ограничены.

Таким образом, ситуация в сфере наукоемкого предпринимательства является наиболее слабым местом инновационной системы Беларуси. Значительные усилия по развитию инновационной системы должны быть направлены на становление этого сектора, так как он является составной частью для создаваемой инновационной инфраструктуры, а также формирует рынок инноваций.

Следует признать, что Республика Беларусь находится в начале пути формирования взаимовыгодных схем взаимодействия частного сектора и государства. Для совершенствования отечественной инновационной политики, очевидно, представляет интерес зарубежный опыт. Мировой экономической практикой накоплен богатый опыт действенных мер по стимулированию инновационной активности хозяйствующих субъектов. В их числе можно назвать разработку и реализацию правительственных программ поддержки инновационного предпринимательства, развитие инновационной инфраструктуры, предоставление фирмам налоговых льгот и кредитов, страхование риска для инвесторов, систему гарантий частичной компенсации финансовых потерь и другие [13].

Поэтому должен быть внимательно изучен и использован опыт стран, уверенно развивающих такие формы сотрудничества. Пример Китайской Народной Республики (КНР) наглядно демонстрирует, каким образом государство может стимулировать малый инновационный бизнес и создавать эффективные схемы частно-государственного партнерства. Приоритетные направления развития экономики, выделяя бюджетные средства на создание соответствующей инновационной инфраструктуры, в этих направлениях планирует Китайское правительство. Вместе с тем поощряется создание технопарков за счет средств внутренних и зарубежных частных инвесторов, для их обеспечения в Китае действует ряд совместных научно-технологических парков. Действующие в стране инновационные структуры участвуют в финансировании проектов инновационных предпринимателей и предоставляют им весь спектр услуг.

Результатом сотрудничества государства и бизнеса, в том числе малого, стали ускоренный рост экономики и повышение уровня жизни населения. Изменилась структура экономики: наряду с традиционными видами экспорта (текстиль и ювелирные украшения) начал стремительно расти экспорт современных продуктов, таких как программного обеспечения, фармацевтических препаратов, полимеров, приборов и электронного оборудования. Тем самым создана реальная основа для развития страны на следующих этапах экономического и научно-технического прогресса.

Используя опыт Китая и других стран, достигших успехов в реализации успешной инновационной политики, Республика Беларусь может построить эффективную систему поиска, отбора, экспертизы и финансирования проектов инновационных предпринимателей. Существует необходимость пересмотра отношений между предпринимательскими и государственными структурами. В части выработки и принятия комплекса мер по обеспечению реальной государственной поддержки наиболее перспективных направлений бизнеса, объективно требующих значительных объемов стартового капитала, способных не только стабилизировать ситуацию на рынке труда, товаров и услуг, но и постепенно повышать экспортный потенциал страны.

Для расширения новаторской работы государством возможно использование различных инструментов, ориентированных на стимулирование инновационных процессов и на создание экономической обстановки, общехозяйственного и социально-экономического климата благоприятных для инновационной деятельности.

Одним из таких инструментов поддержки малого инновационного предпринимательства в Республике Беларусь является разработка и принятие государственных программ в данной области. Представляется действенным функционирование, например, таких программ, как:

- программа создания центров  совершенствования и новаторства  в области техники и технологии;

- помощи малым и средним  предприятиям, по содействию коммерческому  освоению передовых технологий  в сфере промышленности;

- создания центров разработки, передачи и распространения технологии  на базе частных неприбыльных  организаций;

- программа содействия  промышленным исследованиям, частью  которой может стать реализация  стратегии стимулирования белорусских  малых инновационных предприятий, предполагающая возмещение доли  затрат на исследования и разработки  малым предприятиям, осуществляющим  исследования в рамках государственных  приоритетов (новые промышленные  материалы, биотехнологии, информационные технологии и др.).

Кроме того, взаимодействие частного и государственного секторов экономики при реализации инновационных проектов возможно и через механизм размещения государственного заказа на проведение научно-исследовательских работ, создание новой техники, продукции. И поскольку государственный заказ носит адресный характер, его выполнение будет ориентировано на достижение стратегических целей государства и приоритетов промышленной политики.

Вместе с разработкой государственных программ по развитию инновационной деятельности и совершенствованием нормативно-правовой среды, в Республике Беларусь необходимо принятие мер, направленных на создании элементов производственно-технологической инфраструктуры и развитие уже действующих инфраструктурных элементов, усиление выполнения ими информационных функций.

Наряду с этим, необходимо уйти от простого субсидирования инновационных проектов, определив в качестве основных требований исключительно рыночные подходы, в первую очередь это конкурентоспособность продукции, возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций.

В кредитовании малого инновационного предпринимательства ведущую роль должны играть банки. Банку, с одной стороны, легче выдать один крупный кредит, чем массу мелких. Вместе с тем, с развитием банковского сектора в Беларуси банкам приходится конкурировать за крупных клиентов, поэтому маржа от кредитования этой группы снижается.

Информация о работе Государственное регулирование частного предпринимательства