Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует много мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению.
Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 4
1.2 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 13
3. ПРИЧИНЫ ГОСУДАРСВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 18
4. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЧЕТАНИЯ РЫНОЧНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                        3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА                                                            4 
1.1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ                                          4

1.2 ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ                                                      10

2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ                                                                                                                 13

3. ПРИЧИНЫ ГОСУДАРСВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ                                                                                                                 18

4. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЧЕТАНИЯ РЫНОЧНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ                                                23    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                        27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство в рыночной экономике  обеспечивает благополучие нации в  целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя  внутри страны и за рубежом. Этим и  определяются цель государственного регулирования  экономики и роль государства  в рыночной экономике. Государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики.

Масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников и с другой - возможностями самого государства. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются.

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует много мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению.

Осуществляя регулирование  экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в  нашей стране, порождает негативные последствия.

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

В развивающихся странах  государство гораздо в большей  степени, чем в промышленно развитых странах, вовлечено в процесс  управления экономикой. Государство  осуществляет как общее регулирование  экономики, так и управление многочисленными  государственными предприятиями. Необходимость участия государства в экономическом процессе вызвана тем, что оно является самостоятельным субъектом общественной жизни. Ограниченность рыночного саморегулирования в решении многих важных экономических и социальных задач требует, чтобы недостатки рыночной стихийности восполнялись целенаправленным государственным регулированием. В процессе эволюции государственного регулирования можно выделить несколько этапов. Долгое время (XVII в. - середина XIX в.) буржуазное государство играло роль “ночного сторожа”, т. е. ограничивалось обеспечением самых общих условий производства, не вмешиваясь активно в сам производственный процесс. Начиная с конца XIX в., экономика достигает такой степени сложности, что стихийное рыночное саморазвитие начинает грозить острыми социально-экономическими потрясениями. После "Великой депрессии" 1929-1933 гг. возникает система постоянного и активного участия государства в управлении рыночным хозяйством. На смену саморазвивающейся рыночной экономике приходит регулируемое рыночное хозяйство.

1.1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В  РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В современном хозяйстве  государство выполняет четыре основные экономические функции, необходимые  для сохранения рыночной системы:

1. Создание правовой и  институциональной среды функционирования  экономики.

2. Поддержание благоприятной  конкурентной среды.

3. Перераспределение доходов  и ресурсов для производства  общественных благ.

4. Поддержка макроэкономического  равновесия и стабилизационные  мероприятия в условиях меняющейся  конъюнктуры.

5. Осуществление предпринимательской  деятельности в форме развития  государственного сектора. 

Национальная экономика  как объект государственного регулирования  представлена в виде многочисленных связей участников общественного производства, которые образуют экономические  структуры экономической системы. Примером экономических структур являются процессы, приводящие к превращению капитала и труда в доход, процессы достижения некоторой эффективности экономической деятельности, перераспределение ресурсов производства и передел их стоимости, поддержание стабильного развития общественного производства, обеспечение равновесного развития экономики, поддержание курса национальной валюты и др. Отмеченные экономические структуры взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями, которые лежат в основе указанных экономических функций, регулирования экономики. В качестве иллюстрации экономических функций современного государства можно привести следующее.

Создание законодательных  и других правовых условий функционирования экономики является центральной  функцией государства в смешанной  экономике. Установление государством «кодекса поведения» для субъектов  социально-экономических процессов  создает определенный хозяйственный  порядок из хаоса частных устремлений. В большинстве современных стран  хозяйственный порядок сложился постепенно естественным образом. Это  относится к институту частной  собственности, конкуренции, договорным отношениям, нормам права.

В ведущих европейских  странах начало формирования хозяйственного порядка на принципах суверенитета и свободы относится к 14 веку в  Англии, когда были приняты первые статусы о продолжительности  рабочего дня и уровне заработной платы. На основе устойчивых форм экономических процессов естественным образом создавалась правовая база функционирования экономики. [1, с.70]

В настоящее время правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма смешанной экономики  включает предоставление законного  статуса и прав предприятиям частной  собственности. Законодательная база определяет формы предпринимательства, условия его функционирования и  взаимоотношения между субъектами рынка. Государство, в рамках создания им правового обеспечения, выполняет роль третейского судьи в вопросах соблюдения производителями, потребителями, рыночными структурами различного масштаба и характера деятельности.

Широта функций государства  по правовому обеспечению определяется перечнем объектов ГРЭ. В индустриально  развитых странах разработано антимонопольное законодательство по ограничению недобросовестной конкуренции, создана законодательная база защиты права потребителей, проводится защита прав интеллектуальной собственности. Действует законодательство по достижению социальной стабильности и общественной безопасности. В России правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма помимо незавершенности процесса создания нормативной базы имеет и другие слабые стороны. Во-первых, это слабая связь между носителями и выразителями интересов граждан. Во-вторых, слабость гражданского общества, которое проявляется в действии рудиментарной традиции: человек сам по себе. В-третьих, государственный аппарат в России на протяжении многовековой недемократической традиции стремится максимально упростить.

Механизм рынка, зародившись  из обменных процессов, своими функциями  преобразует обменные и иные экономические процессы, создает новые условия своего существования. Эти новые условия, созданные механизмом рынка постепенно вступают в противоречия с ним. Противоречия механизма рынка постепенно расширяются до пределов, когда требуются действия внешних сил в лице государства. Можно отметить следующие изъяны механизмов рынка, требующие активной роли государства в экономике страны: существование долгосрочного равновесия на рынке при одновременно высокой безработице. Дж. М. Кейнс впервые провел анализ положения высокоразвитой страны и сделал следующие обобщения:

- Возможность воспроизводства кризиса при сокращающемся спросе, снижающихся доходах населения, и сокращающихся инвестициях из-за недогрузки мощностей.

- Механизм рынка меняет отраслевую структуру, отправляя в прошлое одни отрасли и содействуя возникновению новых отраслей. Эти процессы в ряде случаев приобретают затяжной социально неприемлемый характер (длительная структурная безработица).

- Механизм рынка, приводя к концентрации производства, ослабляет конкуренцию. Возникает необходимость общехозяйственных, правовых и социальных условий, обеспечивающих эффективную конкуренцию. Создание таких условий становится уделом такой внешней силы как государство.

- Механизм рынка порождает значительные конъюнктурные колебания и не равномерность развития отраслей, что сопровождается неравномерной притягательностью для капитала и труда. Возникает необходимость решения проблем безработицы, других социальных проблем посредствам перераспределения доходов. В большинстве стран социальная устойчивость становится предметом опеки государства на основе программ социального обеспечения.

- Современное общество нуждается в усилиях государства правового, организационного, финансового характера по направлениям, на которых рыночный механизм проявляет себя неудовлетворительно. Это относится к созданию и развитию инфраструктуры производства и социальной сферы, экологии, финансированию фундаментальных исследований и др.

- Рыночный механизм не чувствителен к проблемам социальной обеспеченности, что делает необходимым проведение экономической политики перераспределения доходов для поддержания системы социального обеспечения.

- В ряде сфер общественного производства действия механизма при производстве благ является неэффективным. К таким благам относятся некоторые общественные товары, которые удовлетворяют потребности населения бесплатно.

- Причиной неэффективности рыночного механизма при производстве общественных товаров является то, что при их производстве предельные издержки не зависят от количества потребителей. Поэтому необходима экономическая активность государства таких благ как внешняя и внутренняя безопасность, общее образование, связь, транспортный комплекс, управленческая и судебная система, поддержание здоровья на общественно необходимом уровне.

Рыночный механизм не в  состоянии решить проблему внешних  эффектов, которые состоят в том, что издержки или выгоды от хозяйственных  решений не находят отражения  в ценах. Расхождение между частной  и общественной выгодой является внешним эффектом. Предприятие, использующие воду без очистных сооружений снижает  свои издержки производства. Но загрязнение  воды в водоемах приводит к антисанитарии, гибели рыбы и др. в данном случае для общества проявились отрицательные  внешние эффекты (экстернами), так  как общество вынуждено нести  дополнительные затраты по созданию экономически благоприятной среды. Вместе с тем могут возникать  внешние положительные эффекты, когда хозяйственная деятельность одних участников рынка без дополнительных затрат для других его субъектов  приводит к получению последними дополнительных выгод. Так, осушение болот одним из сопредельных хозяйств ведет к получению выгод от мелиоративных работ другими хозяйствами.

Внешние отрицательные эффекты  создают экономическую ситуацию, когда издержки, служащие частному индивидуальному равновесию не совпадают с народно-хозяйственным равновесием. Народнохозяйственные издержки выше частнохозяйственных, а разницу в той или иной форме покрывает общество, что следует определить как несправедливость. В этом случае государство должно через материальную ответственность субъектов получателей частного положительного эффекта компенсировать общество несправедливо получаемые блага.

В условиях рынка режим  частной собственности не является абсолютным, права собственности  ограничены законодательством, что  позволяет собственнику трансформировать эту организацию лишь в пределах обеспечения стабильности условий  труда, выполняемых функций и  др. Например Кодекс о труде является воплощением таких ограничений  по установлению найма и увольнения, границ труда и отдыха, минимальной  часовой, дневной, месячной оплаты труда.

Пространство экономических процессов, попадающих под функцию создания благоприятной правовой и институциональной среды включает также ряд мероприятий государства по регулированию процессов передела собственности. Рыночные отношения порождают постоянную подвижность капитала и собственности, так как конкуренция устраняет гарантии существующей эффективности и следовательно создает обстановку постоянного передела собственности, изменения системы правомочий по поводу любого объекта экономической деятельности. Постоянная проблема перераспределения экономической власти требует от государства необходимости следовать ясно очерченным принципам ограничения монополизма. Известно, что в условиях рынка инновации становятся условием передачи контроля над ресурсами от организаций с неэффективным их применением к эффективно действующим, проявлением таких процессов являются банкротства, санация, слияния и добросовестное поглощение. Однако экономические субъекты не нейтральны к этим процессам и государству необходимо прозрачно жестко обеспечивать правовую основу процессов изменения правомочий собственности.

Реализация второй экономической  функции государства предполагает не только обеспечение прав собственности  и норм экономической деятельности, но такого ограничения монополизма, которое дополнялось бы по меньшей мере сохранением пространства конкурентных отношений, способствующих эффективному производству, рациональному использованию ресурсов и общественному благосостоянию. Успех экономических структур реализуется в экономическом росте и преобразованиях, центральным звеном которых являются различные нововведения (технические нововведения, новые формы организации производственной деятельности, эффективное распределение ресурсов). Поэтому поощрение конкуренции, дополненное расширением разнообразия потребительского выбора и устранением локальности рынков вторая по значимости функция регулирования экономики государством.

Информация о работе Государственное регулирование экономики