Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая система как объект регулирования.
Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2
Тема 1.1. Экономическая система как объект регулирования. 2
Тема 1.2. Государственное регулирование экономики: объекты, субъекты, необходимость. 4
Тема 1.3. Методы государственного регулирования экономики 7
Тема 1.4. Механизм приватизации и национализации 8
Тема 1.5. Общегосударственное планирование в условиях рыночной экономики. 10
Раздел 2. Государственные финансы. Денежно-кредитное регулирование 13
Тема 2.1 Государственные финансы 13
Тема 2.2. Денежно-кредитное регулирование 16
РАЗДЕЛ 3.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. 17
Тема 3.1 Социальная политика государства 17
РАЗДЕЛ 4.РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 20
Тема 4.1. Структурная политика 20
Тема 4.2. Структура ресурсного потенциала России. 21
Тема 4.3. Государственное регулирование природопользования 22
Тема 4.4. Государственное регулирование занятости 25
Тема 4.5. Регулирование инвестиционной деятельности 28
Тема 4.6. Инновационная политика России 30
РАЗДЕЛ 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ. 35
Тема 5.1. Государственное регулирование основных секторов экономики 35
Тема 5.1.1. Агропромышленный комплекс АПК 35
Тема 5.1.2. Энергетическая стратегия, функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс. 37
Тема 5.1.3. Оборонно - промышленный комплекс (ОПК). 40
Тема 5.2. Антимонопольная политика государства 41
РАЗДЕЛ 6. ГОСУДАРСВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 44
Тема 6.1.Государственное регулирование регионального развития 44
Тема 6.2 Городская экономика. 45
Тема 6.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 48

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ.

Тема 1.1. Экономическая система как объект регулирования.

Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Элементы экономической  системы.

• социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности  на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

• организационные формы хозяйственной  деятельности;

• хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

• конкретные экономические связи  между хозяйствующими субъектами.

 

Структурные составляющие экономической системы:

  • домохозяйства
  • фирмы (предприятия)
  • государство

 

Типы экономических систем.

    1. традиционная
    2. командно-административная
    3. рыночная
    4. смешанная

 

1. Традиционная экономическая система - примитивный тип хозяйства, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

Главными чертами натурального хозяйства являются неразвитость общественного разделения труда, изолированность от внешнего мира; самообеспеченность средствами производства и рабочей силой, возможность удовлетворения всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов.

Натуральное хозяйство характеризуется  тем, что в основном ориентировано на нужды внутреннего потребления, носит примитивный  и ограниченный характер. Такой тип экономики господствовал в древности, однако и сейчас встречается  в некоторых странах Африки.

 

Отличительные черты традиционной экономической системы:

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

2. Административно-командная система - вид экономической системы и способ организации общественных отношений, для которого характерны: жёстокий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления.

В данной системе доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством  государственного планирования.

Основные черты командно-административной системы:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

3. Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов через движение спроса и предложения, через систему цен и прибылей.

Отличительные черты рыночной экономики:

  • частная собственность на ресурсы,
  • рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции,
  • наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара;
  • личная свобода всех участников экономической деятельности.

4. Смешанная  рыночная экономика - экономическая система, основу которой составляют рыночные отношения и частное предпринимательство при одновременном наличии

 

Отличительные черты:

  • многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;
  • развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  • более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.
  • изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
  • рост уровня образования (послешкольное);
  • новое отношение к труду (творческое);
  • повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
  • гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
  • информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
  • ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
  • глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

 

Функции государства в смешанной экономике:

    • создание правовой основы для принятия экономических решений
    • организация производства товаров и услуг, которыми не занимается частный сектор
    • поддержка малого предпринимательства
    • регулирование ценообразования
    • поддержание макроэкономического и структурного равновесия
    • выработка стратегии развития, поддержание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
    • ориентированное распределение ресурсов
    • обеспечение социальной защиты и социальных гарантий
    • поддержание национального бизнеса во внешнем мире
    • обеспечение экономической безопасности
    • поддержание на должном уровне обороноспособности страны

Тема  1.2. Государственное регулирование экономики: объекты, субъекты, необходимость.

Государственное регулирование  экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

 

Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов. 
 
Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.

 

Необходимость государственного регулирования экономики объясняется различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:

    • Несовершенство конкуренции, выражающееся в том, что на некоторых отраслевых рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, наносят ущерб благосостоянию общества.
    • Существование многочисленных товаров, необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и предлагаются, то в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры и др.
    • Наличие внешних эффектов, типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
    • Неполнота рынков, типичным примером которых является рынок медицинских и пенсионных страховых услуг.
    • Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который не может быть произведен без активного участия государства в более или менее достаточном количестве.
    • Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.
    • Неравномерное перераспределение доходов, которое, если государство не принимает мер, ставит под угрозу общественную стабильность.
    • Существование товаров и услуг обязательного плана (например, начальное образование), потреблять которые индивидов может заставить только государство, а никак не рынок.

Объекты и субъекты ГРЭ.

Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, социально - экономические процессы, на которые направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Выделяют несколько  блоков объектов ГРЭ:

    1. Макроэкономические

- экономический рост национального  хозяйства;

- секторальная, отраслевая и локальная структура хозяйства;

- региональная политика;

- инвестиционный климат;

-цены и ценообразование;

-антиинфляционная политика;

-научно - техническая и инновационная  политика;

-государственный сектор;

-предпринимательство;

-антимонопольная политика;

-теневая экономика

 

    1. Денежно-финансовые:

- денежно-финансовое обращение;

-условия накопления и сохранения  капитала;

-налоги и налогообложение;

-государственный внешний и внутренний долг;

-платежно - торговый баланс;

-экспортно-импортные операции.

 

    1. Социальные и экологические

- занятость, безработица, миграция;

- социальная защита и социальное  обеспечение;

- образование;

- здравоохранение;

- охрана окружающей среды.

 

Субъекты ГРЭ - законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

В РФ к субъектам относятся:

  1. Государственная дума
  2. Совет Федерации
  3. Президент РФ
  4. Конституционный суд
  5. Государственный совет при Президенте

региональные органы власти

 

Субъекты ГРЭ:

  • носители - физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы.
  • исполнители - государственные органы власти
  • выразители - политические партии РФ.

 

Государственные органы осуществляют свою деятельность в области регулирования с помощью совокупности способов и методов, которые являются инструментарием ГРЭ.

Инструментарий ГРЭ  включает

  • Фискальная политика

Важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя  государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую  активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику;

  • Денежная - кредитная политика

состоит в воздействии государства  на денежное обращение и объем  денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции;

  • Политика регулирования доходов

инструмент борьбы с инфляцией  используют политику регулирования  доходов («замораживание» цен и зарплаты);

  • Социальная политика

Социальное регулирование со стороны  государства направлено на обеспечение  социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека;

  • Государственное регулирование ценообразования

Государственные мероприятия по регулированию  цен бывают трех типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.

  • Внешнеэкономическое регулирование.

Включает в себя использование применение тарифных и нетарифных методов для регулирования ВЭД,

 

Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Информация о работе Государственное регулирование экономики