Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:37, курсовая работа
Экономическая система как объект регулирования.
Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2
Тема 1.1. Экономическая система как объект регулирования. 2
Тема 1.2. Государственное регулирование экономики: объекты, субъекты, необходимость. 4
Тема 1.3. Методы государственного регулирования экономики 7
Тема 1.4. Механизм приватизации и национализации 8
Тема 1.5. Общегосударственное планирование в условиях рыночной экономики. 10
Раздел 2. Государственные финансы. Денежно-кредитное регулирование 13
Тема 2.1 Государственные финансы 13
Тема 2.2. Денежно-кредитное регулирование 16
РАЗДЕЛ 3.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. 17
Тема 3.1 Социальная политика государства 17
РАЗДЕЛ 4.РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 20
Тема 4.1. Структурная политика 20
Тема 4.2. Структура ресурсного потенциала России. 21
Тема 4.3. Государственное регулирование природопользования 22
Тема 4.4. Государственное регулирование занятости 25
Тема 4.5. Регулирование инвестиционной деятельности 28
Тема 4.6. Инновационная политика России 30
РАЗДЕЛ 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ. 35
Тема 5.1. Государственное регулирование основных секторов экономики 35
Тема 5.1.1. Агропромышленный комплекс АПК 35
Тема 5.1.2. Энергетическая стратегия, функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс. 37
Тема 5.1.3. Оборонно - промышленный комплекс (ОПК). 40
Тема 5.2. Антимонопольная политика государства 41
РАЗДЕЛ 6. ГОСУДАРСВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 44
Тема 6.1.Государственное регулирование регионального развития 44
Тема 6.2 Городская экономика. 45
Тема 6.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 48
Оглавление
Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
Элементы экономической системы.
• социально-экономические
• организационные формы
• хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;
• конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.
Структурные составляющие экономической системы:
Типы экономических систем.
1. Традиционная экономическая система - примитивный тип хозяйства, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.
Главными чертами натурального хозяйства являются неразвитость общественного разделения труда, изолированность от внешнего мира; самообеспеченность средствами производства и рабочей силой, возможность удовлетворения всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов.
Натуральное хозяйство характеризуется тем, что в основном ориентировано на нужды внутреннего потребления, носит примитивный и ограниченный характер. Такой тип экономики господствовал в древности, однако и сейчас встречается в некоторых странах Африки.
Отличительные черты традиционной экономической системы:
2. Административно-командная система - вид экономической системы и способ организации общественных отношений, для которого характерны: жёстокий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления.
В данной системе доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.
Основные черты командно-административной системы:
Основные черты хозяйственного механизма:
3. Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов через движение спроса и предложения, через систему цен и прибылей.
Отличительные черты рыночной экономики:
4. Смешанная рыночная экономика - экономическая система, основу которой составляют рыночные отношения и частное предпринимательство при одновременном наличии
Отличительные черты:
Функции государства в смешанной экономике:
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.
Воздействие государства на экономические
процессы базируется на сочетании рыночного
саморегулирования с государственными
регуляторами. Рынок выполняет такие функции,
как обмен продуктами труда обособленных
товаропроизводителей; стимулирование
повышения ими качества продукции, снижения
издержек производства; побуждение покупателей
к экономии, увеличению доходов.
Государство применяет определенные регуляторы,
стабилизаторы, социальные компенсации.
Для общества важной является контрольная
функция, например разработка различных
стандартов (экономических, социальных
и др.). Налоги позволяют государству регулировать
определенные виды предпринимательской
деятельности, а через государственные
расходы оно стимулирует фирмы и предприятия,
удовлетворяет социальные потребности.
Необходимость государственного регулирования экономики объясняется различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:
Объекты и субъекты ГРЭ.
Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, социально - экономические процессы, на которые направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
Выделяют несколько блоков объектов ГРЭ:
- экономический рост
- секторальная, отраслевая и локальная структура хозяйства;
- региональная политика;
- инвестиционный климат;
-цены и ценообразование;
-антиинфляционная политика;
-научно - техническая и инновационная политика;
-государственный сектор;
-предпринимательство;
-антимонопольная политика;
-теневая экономика
- денежно-финансовое обращение;
-условия накопления и
-налоги и налогообложение;
-государственный внешний и
-платежно - торговый баланс;
-экспортно-импортные операции.
- занятость, безработица,
- социальная защита и
- образование;
- здравоохранение;
- охрана окружающей среды.
Субъекты ГРЭ - законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
В РФ к субъектам относятся:
региональные органы власти
Субъекты ГРЭ:
Государственные органы осуществляют свою деятельность в области регулирования с помощью совокупности способов и методов, которые являются инструментарием ГРЭ.
Инструментарий ГРЭ включает
Важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику;
состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции;
инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты);
Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека;
Государственные мероприятия по регулированию цен бывают трех типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.
Включает в себя использование применение тарифных и нетарифных методов для регулирования ВЭД,
Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.