Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 18:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и необходимости государственного регулирования экономики.
Исходя из поставленной цели, в ходе выполнения курсовой работы будут решены следующие задачи: изучение различных теорий государственного регулирования экономики; обозначение объектов государственного регулирования экономики; рассмотрение средств, целей и границ государственного регулирования экономики. Решение вышеперечисленных задач необходимо для формирования государственного мышления и умения решать важнейшие вопросы регулирования социально-экономических процессов в условиях становления и развития рыночных отношений.
Ведение.
3
1.
Сущность и содержание государственного регулирования экономики.
1.1.
Понятие и цели государственного регулирования.
6
1.2.
Представление меркантелистов о государственном регулировании экономики.
8
1.3.
Размышления представителей классической политэкономии о проблеме государственного регулирования экономики.
8
1.4.
Мнение представителей кейнсианства о государственном регулировании экономики.
9
1.5.
Взгляды представителей неоклассицизма на государственное регулирование экономики.
10
2.
Государственное регулирование в современной экономике Р.Ф.
2.1.
Обоснование целей государственного регулирования.
12
2.2
Характеристика средств государственного регулирования.
17
2.3
Антимонопольная политика государства.
21
3.
Государственное регулирование конкуренции на рынке Р.Ф.
3.1.
Сущность конкуренции, ее основные виды.
26
3.2.
Основные положения закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
27
3.3.
Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
29
3.4.
Контроль, осуществляемый при ограничении конкуренции на рынке финансовых услуг.
32
Заключение.
35
Список использованной литературы.
36
Основным являлось то, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.[7]
Главным регулятором экономических процессов здесь выступает рыночный механизм, который эффективно регулирует распределение ресурсов, автоматически устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением. Поэтому вмешательство государства в экономику минимально.[7]
Основоположником кейнсианской теории стал Дж.Кейнс. В ней он опровергал взгляды представителей классической политической экономии на роль государства. Теория Кейнса рассматривает экономику в состоянии депрессии, поэтому ее называют «кризисной». По его мнению, государство должно принимать активное участие в экономике страны, из-за отсутствия у свободного рынка механизмов, обеспечивающих выход экономики из состояния кризиса. Кейнс считал , что государство должно воздействовать на рынок с целью увеличения спроса, так как причиной кризисов является переизбыток товаров. [7]
Им предлагается несколько инструментов: гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через неэластичность заработной платы путем изменения количества денег в обращении. При помощи бюджетно-финансовой политики государству рекомендуется увеличение налоговых ставок и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это поможет снизить безработицу и снять социальную напряженность.[7]
Главными чертами кейнсианской модели являются: высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.[7]
Кейнсианская модель
Основой неоконсервативной модели стали концепции неоклассического направления экономической мысли. Преобразование модели государственного регулирования заключалось в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, вместо этого использовать косвенные меры воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздание классического механизма накопления и возрождения свободы частного предпринимательства. Здесь экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которая осуществляется из двух источников: за счет собственных средств и за счет заемных средств. Поэтому государство должно обеспечить условия для накопления капитала и повышения производительности производства.[7]
Главными преградами в этом направлении являются высокие налоги и инфляция. Это ограничивает рост капиталовложений и затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому предложено осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Поэтому следующим шагом будет сокращение госрасходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ.[7]
Следующей мерой станет реализация политики дерегулирования, что означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, смягчение антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и другое.[7]
Из этого следует, что в неоконсервативной модели государство может только косвенно влиять на экономику. А главная роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.[7]
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.[11]
Цели государственного регулирования зависят от некоторых факторов. К ним относятся: степень развития экономики; структуры экономики на современном этапе и от ее изменения в будущем; степени участия страны в международном разделении труда.[11]
Основными целями государственного регулирования являются:
Это четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность.[11]
Экономический рост является одной из основных целей макроэкономической политики правительства. Понятие экономического роста связано с увеличением общего количества благ, доступности к ним еще большего количества граждан. Экономический рост определяет улучшение и облегчение условий работы жизни.[8]
Количественной характеристикой экономического роста является увеличение совокупного ВВП страны и увеличение его в расчете на душу населения.[8]
Эти показатели отмечают одинаковую тенденцию увеличения благ в обществе. Показатель роста ВВП показывает на сколько увеличилось благосостояние общества в целом и в частности его членов.
В экономике любой страны все отросли материального и нематериального производства разделяются на: производствввво инвестиционных товаров (средства производства, т.е. товары которые используются для производства потребительских товаров); производство потребительских товаров (товары, работы, услуги, использующиеся для потребления, а не производства).[8]
Выделяют три типа экономического роста. Первый – это экстенсивный экономический рост. Он означает развитие за счет привлечения дополнительных факторов производства. Второй – интенсивный экономический рост, проявляется в увеличении производства продукции при прежнем количестве факторов производства. Рост происходит благодаря снижению издержек, применению новых технологий, повышению квалификации персонала, появлению новых покупателей и др. Третий тип экономического роста – смешанный. Смешанный тип объединяет экстенсивный и интенсивный варианты развития. Экономическое развитие происходит как при вовлечении новых факторов производства, так и при использовании новых технологий или различной экономии.[8]
Отсюда можно выделить основные факторы экономического роста. Это - факторы спроса, способствующие увеличению совокупного спроса (заработная плата, налоги на доход и имущество, ставка банковского процента и др.); факторы предложения (количество и качество природных и трудовых ресурсов, уровень технологий и их доступность, научно технический прогресс, объем основного капитала, предпринимательские способности хозяйствующих субъектов); факторы распределения включают в себя инфраструктуру страны по распределению и перераспределению ресурсов и продукции.
Так же их можно разделить на внутренние, внешние и смешанные факторы. Внутренние факторы включают факторы производства данной страны. К внешним факторам относятся иностранные ресурсы. А смешанные совмещают в себе и те и другие.[8]
Полная занятость – это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, т.е. имеется достаточное количество рабочих мест для удовлетворения запросов на работу всего трудоспособного населения страны. При этом отсутствует циклическая безработица, но ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей, сохраняется.[3]
Полная занятость характеризует любой уровень вовлечения в общественное производство, при соответствии удовлетворения потребностей работника в экономически продуктивном рабочем месте. Она определяется отношением числа занятых в общественном производстве (производство материальных благ и услуг) к общему числу экономически активного населения. [3]
Уровень безработицы при полной занятости еще называют естественным уровнем безработицы. Он возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно количеству свободных рабочих мест. Когда число ищущих работу превышает свободные вакансии рынок рабочей силы является не сбалансированным. В этом случае наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. При излишнем совокупном спросе ощущается недостаток рабочей силы. В таком случае фактический уровень безработицы ниже естественного. Крайне напряженная ситуация на рынке рабочей силы связана с инфляцией.[3]
Понятие «естественный уровень безработицы» не означает постоянного функционирования экономики при естественном уровне, чем реализует свой производственный потенциал. Так же естественный уровень безработицы подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменение законов и обычаев общества).[4]
Так же выделяют продуктивную, эффективную и социально полезную занятость. Продуктивная занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов. Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь, при котором достигается наибольший материальный результат, так же указывает, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и как достигается полная занятость. Социально полезная занятость определяется числом работоспособных людей, занятых в общественном производстве, на военной службе, органах правопорядка, обучающихся и ведущих домашнее хозяйство.[4]
Система данных показателей дает возможность оценить на макроуровне сущностные характеристики занятости с позиции ее эффективности, выявить существующие проблемы, зарождающиеся закономерности в тенденциях занятости и учесть эти процессы при формировании и реализации социально-экономической политики в сфере труда.
Современная ситуация в сфере занятости не соответствует требованиям рыночной экономики. Поэтому выход экономики России из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны только если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда.[3]
Стабильность уровня цен и национальной валюты – важное условие стабильности экономики. Достижение этой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.[5]
Долгосрочное нарушение устойчивости денежного обращения негативно влияет на развитие экономики, касаясь практически всех экономических процессов. [5]
Устойчивость денежного обращения проявляется в относительной стабильности покупательной способности денег, что выражается в постоянстве или росте количества пользующихся спросом товаров и услуг, которые можно приобрести на денежную единицу.[5]
Равновесие между спросом на деньги и предложением в современных условиях не обеспечивается автоматически. Они отклоняются друг от друга под воздействием различных факторов. Эти отклонения могут регулироваться как стихийно так и государством.[6]
Стихийное регулирование выполняется при помощи механизма ценообразования, на рынке ссудных капиталов. Таким образом, величине спроса на деньги вызывает повышение ставки ссудного процента, и наоборот, уменьшение спроса обуславливает понижение равновесной ставки ссудного процента.
Достижение соответствия спроса на деньги и их предложение может регулироваться и с помощью инструментов денежно-кредитной и финансовой политики государства.
Для устойчивости денежного обращения и предотвращения развития инфляции необходимо поддерживать сбалансированность денежной и натурально-вещественной структур воспроизводства. Так же важна структурная сбалансированность, т.е. соответствие спроса и предложения товаров и услуг по отдельным видам.
Таким образом, несоблюдение воспроизводственных пропорций ведет к нарушению соответствия между натурально-вещественной и денежной формами общественного продукта, а следовательно, создает возможность нарушения устойчивости денежного обращения.[6]
Решение вышеупомянутых целевых задач обеспечивает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия.[6]
Значимость и последовательность постановки целей определяется обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка в стране.
Определяя цели государственного регулирования на конкретном промежутке времени, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. В связи с этим сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Допустим, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Самым разумным вариантом можно считать использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей – оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.