Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и необходимости государственного регулирования экономики.
Исходя из поставленной цели, в ходе выполнения курсовой работы будут решены следующие задачи: изучение различных теорий государственного регулирования экономики; обозначение объектов государственного регулирования экономики; рассмотрение средств, целей и границ государственного регулирования экономики. Решение вышеперечисленных задач необходимо для формирования государственного мышления и умения решать важнейшие вопросы регулирования социально-экономических процессов в условиях становления и развития рыночных отношений.

Содержание

Ведение.
3
1.
Сущность и содержание государственного регулирования экономики.


1.1.
Понятие и цели государственного регулирования.
6

1.2.
Представление меркантелистов о государственном регулировании экономики.

8

1.3.
Размышления представителей классической политэкономии о проблеме государственного регулирования экономики.

8

1.4.
Мнение представителей кейнсианства о государственном регулировании экономики.

9

1.5.
Взгляды представителей неоклассицизма на государственное регулирование экономики.

10
2.
Государственное регулирование в современной экономике Р.Ф.


2.1.
Обоснование целей государственного регулирования.
12

2.2
Характеристика средств государственного регулирования.
17

2.3
Антимонопольная политика государства.
21
3.
Государственное регулирование конкуренции на рынке Р.Ф.


3.1.
Сущность конкуренции, ее основные виды.
26

3.2.
Основные положения закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

27

3.3.
Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

29

3.4.
Контроль, осуществляемый при ограничении конкуренции на рынке финансовых услуг.

32
Заключение.
35
Список использованной литературы.
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Государственное регулирование экономики..doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Антимонопольная политика предполагает вмешательство государства в процесс концентрации капитала. Координацию деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ по реализации антимонопольной политики осуществляет Межведомственная комиссия по конкурентной политике. Комиссия анализирует состояние рынков с целью подготовки предложений по развитию конкуренции, организует экспертизу проектов нормативных актов, затрагивающих вопросы демонополизации и конкуренции, контролирует выполнение федеральных, отраслевых, региональных программ демонополизации и развития конкуренции. Принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, представители которых входят в состав комиссии, а также подведомственных им предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование конкуренции на рынке финансовых услуг в Р.Ф.

3.1. Сущность конкуренции, ее основные  виды.

Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, первенство на рынке.[13]

Она служит одним из важнейших способов повышения эффективности экономической системы. Конкуренция есть свободная цивилизованная форма борьбы за выживание, Это сильнейший способ постоянного стимулирования работников и коллективов. [13]

Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные черты.

К положительным можно отнести: необходимость постоянного поиска и использования новых возможностей, необходимость совершенствования техники и технологий; стимулирование повышения качества товара; снижение затрат и цен на товар; ориентирование на ассортимент товаров повышенного спроса; повышение качества продукции; новые формы управления.[13]

К отрицательным сторонам относят беспощадность и жестокость по отношению к не преуспевающим, многочисленность жертв в виде банкротств и безработицы.[13]

Выделяют шесть видов конкуренции:

    1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
    2. видовая конкуренция – конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
    3. предметная конкуренция – между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
    4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
    5. скрытая ценовая конкуренция – имеет два вида: продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара;
    6. незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделка).

3.2. Основные положения  закона «О защите конкуренции  на рынке финансовых услуг».

Предметом регулирования данного закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг, а так же связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.[12]

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с ее защитой, регулируются федеральными законами, указами Президента Р.Ф., а так же нормативными правовыми актами Федерального Антимонопольного органа, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют регулирование на рынке финансовых услуг.[12]

Здесь применяются такие основные понятия, как: финансовая услуга - деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. Под финансовыми услугами рассматриваются: осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.[12]

Финансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки. Так же оно может предоставлять услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера. А также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.[12]

Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.[12]

Конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.[12]

Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг – это действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.[12]

Доминирующее положение финансовой организации - объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией на рынке финансовых услуг, дающий ей возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям.[12]

Концентрация капитала на рынке финансовых услуг – слияние финансовых организаций, приобретение ими активов или акций  друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций финансовой организации.[12]

Соглашение - договор между финансовыми организациями или между финансовой организацией, с одной стороны, и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с другой стороны, в том числе влекущий ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг. [12]

3.3. Государственное регулирование  деятельности по защите конкуренции  на рынке финансовых услуг.

Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом в сотрудничестве с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке ценных бумаг; с ЦБРФ; с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке страховых и финансовых услуг.[12]

Главными задачами антимонопольного органа являются:

    • содействие развитию конкуренции на рынке финансовых услуг;

    • предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции;

    • пресечение злоупотреблений, связанных с доминирующим положением финансовой организации на рынке финансовых услуг;

    • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг.

В соответствии  с законом, Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие функции:

    • направляет предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и других нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и практике их применения, так же заключения на проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам функционирования рынка финансовых услуг и развития конкуренции на нем;

    • дает рекомендации по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынке финансовых услуг;

    • контролирует соблюдение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции при заключении соглашений и ведении согласованных действий финансовых организаций;

    • устанавливает факты нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. 

Федеральный антимонопольный орган имеет право давать финансовым организациям предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству и иным нормативным правовым актам; так же о заключении договоров с другим лицом, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Так же антимонопольный орган может: направлять предложения об отмене принятых нормативных и иных правовых актов или о приостановлении их действия, а также о расторжении или об изменении заключенных ими соглашений либо согласованных действий, противоречащих антимонопольному законодательству. Направлять в органы исполнительной власти предписания об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, а также о расторжении или об изменении заключенных ими соглашений либо согласованных действий. Вносить в органы, выдающие лицензии на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг, представления об аннулировании у финансовых организаций лицензий. Принимать решения о наложении штрафов на финансовые организации и административных взысканий на руководителей этих финансовых организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, за нарушение антимонопольного законодательства. Обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим лицом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства. Направлять в соответствующие правоохранительные органы заявления о нарушениях, а также материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства. Устанавливать наличие доминирующего положения финансовых организаций на рынке финансовых услуг. Устанавливать факты злоупотреблений доминирующим положением, нарушений запретов на соглашения и согласованные действия, недобросовестной конкуренции, а также квалифицировать действия финансовых организаций как нарушающие антимонопольное законодательство. Издавать нормативные акты, рекомендации и указания по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе по отдельным видам финансовых организаций. Давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

Координация действий антимонопольного органа основывается на функциональном распределении организаций обязанностей, соответствующей специализации и разграничения ответственности. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг, обязаны предоставлять по запросу федерального антимонопольного органа принятые ими нормативные и иные правовые акты, заключенные ими соглашения с финансовыми организациями, а также необходимую информацию для проведения анализа конкуренции на рынке финансовых услуг и осуществления контроля за ее состоянием.

3.4. Контроль, осуществляемый  при ограничении конкуренции  на рынке финансовых услуг.

Настоящим федеральным законом не допускаются и признаются полностью или частично недействительными достигнутые соглашения или согласованные действия финансовых организаций осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг за исключением соглашений или согласованных действий финансовых организаций с ЦБРФ.

Запрету не подлежат соглашения или согласованные действия финансовых организаций, условия которых своей целью имеют: 
унификацию стандартов деятельности финансовых организаций - участников соглашений; проведение совместных научных исследований и разработок; 
совместную закупку технических средств, для осуществления основной деятельности; использование единых программных и технических средств обработки информации и баз данных.[12]

Финансовые организации должны сообщать в федеральный антимонопольный орган обо всех заключенных соглашениях или принятых решениях о ведении согласованных действий между собой за исключением соглашений или согласованных действий указанных финансовых организаций, имеющих либо могущих иметь в совокупности долю на рынке финансовых услуг менее норматива, установленного Правительством Р.Ф. Форма уведомления устанавливается федеральным антимонопольным органом.[12]

Федеральный антимонопольный орган после проверки представленного уведомления и всех документов в срок не позднее 30 дней принимает мотивированное решение о признании соглашения или согласованных действий финансовых организаций правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг. Федеральный антимонопольный орган может принять решение о проведении дополнительной проверки представленного уведомления, о чем незамедлительно сообщает участникам соглашения или согласованных действий.[12]

В случае признания федеральным антимонопольным органом заключенного соглашения или согласованных действий, ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг, участники соглашения обязаны по требованию федерального антимонопольного органа расторгнуть заключенное соглашение, прекратить совершение указанных согласованных действий либо изменить условия.[12]

Информация о работе Государственное регулирование экономики