Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:03, курсовая работа
Современный мир – это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой – несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа», а предполагает более широкое поле деятельности.
Введение 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики
1.1 Экономическая роль государства: исторический аспект 6
1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи 10
1.3 Причины государственного регулирования экономики 13
2 Методы государственного регулирования экономики
2.1 Типы регулирования экономики 17
2.2 Основные инструменты государственного регулирования экономики 19
2.3 Границы эффективности государственного регулирования экономики 22
3 Методы государственного регулирования в современной рыночной экономике России 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Виновниками
этих катаклизмов объявлялись
Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис «конкуренция везде где возможно, государство – где необходимо», они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег – первый приоритет нынешней экономической политики государства.
Сторонники
теории «экономики предложения» считают,
что государственное
Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.
1.2 Сущность государственного регулирования, цели и задачи
Экономика
страны – это сотни миллионов
различных компонентов (включая
людей, машины, оборудование, сырье, материалы,
инструменты и др.), находящихся
в постоянном взаимодействии. Синхронность
работы гигантской экономической системы,
ее динамическая устойчивость обеспечиваются
хозяйственным механизмом, преследующим
общие целевые задачи, но при условии
достаточной свободы действия этого
механизма в нижних звеньях явственной
структуры. Каждое мельчайшее звено
в рамках общих целевых задач
и правил должно действовать самостоятельно.
Все локальные вопросы должны
решаться на том уровне, где они
возникают. Только при условии рационального
разделения прав и обязанностей между
верхними и нижними управленческими
уровнями обеспечивается эффективное
функционирование механизма управления.
Роль государственных органов
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
- экономический рост;
- полная занятость;
-
стабильность уровня цен и
устойчивость национальной
-
внешнеэкономическое равновесие
В
системе экономических целей
обеспечение экономического роста
считается ведущей конкретной задачей.
Ее решение связывается с
С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель – 6удовлетворение требований полной занятости. Суть ее – достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.
Стабильность уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства6.
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Значимость
и последовательность постановки целей
в той или иной стране определяется
разнообразными обстоятельствами внутреннего
и внешнего порядка. Применительно
к условиям России последовательность
достижения рассмотренных целей
может заметно отличаться от очередности,
характерной для западных стран.
Да и в самом составе целей
есть определенная специфика, вызванная
недостаточной зрелостью
В настоящее время российское правительство исходит из того, что его «сверхзадача» связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема – создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают).
Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант – использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей – оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.
Количественно
выразить экономическую роль правительства
нелегко. Очень грубым показателем
удельного веса рынка и правительства
в экономике, служит тот факт, что
в настоящее время примерно около
4/5 национального продукта обеспечивается
рыночной системой, а остальная его
часть производится под эгидой правительства.
Но помимо финансирования производства
правительство осуществляет также
ряд программ социального страхования
и социального обеспечения, ставя
своей целью перераспределение
доходов в частном секторе
экономики. Наконец, множество трудно
поддающихся количественному
Экономическая
роль правительства, несомненно, велика
и всеобъемлюща. В отличии от модели
чистого капитализма, нашу экономику
лучше характеризовать как
1.3
Причины государственного
Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.
1.
Наличие в каждой стране
2.
Усиление общественного
Например, мы знаем, что население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.
3.
Возникновение отрицательных
Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.
К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.
Экологические
экстерналии обусловлены тем, что
рыночный механизм вынуждает предприятия
снижать издержки производства, в
том числе природоохранные
4.
Важным фактором
5.
Государству необходимо